Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ВОИНСКИЙ 3АКОН С. 246 ПЕРЕВОД




1. Тот, кто осмелится организовать заговор, или (тайное) сообщество, или бунт против своего архонта под каким-либо предлогом, будет подвергнут отсечению головы, в особенности предводители заговора или бунта.

2. Если стратиот, не послушавшись своего пентарха, воспротивится ему, пусть он будет наказан. Также и пентарх, если не послушается своего декарха, равным образом и декарх — своего гекатонтарха. Если же кто-либо из тагмы осмелится воспротивиться старшему архонту — или комиту, или трибуну, или другому кому-либо подобному, — пусть он будет присужден к высшей мере наказания.

3. Если какой-нибудь стратиот, услышав распоряжение своего декарха, не исполнит его, пусть он будет наказан. Если же он, не зная распоряжения, совершит ошибку, пусть будет наказан декарх, так как он не научил его заранее.

4. Если по отношению к стратиоту было со стороны кого-либо совершено беззаконие, пусть он обратится к архонту тагмы. Если же беззаконие совершено со стороны архонта его тагмы, пусть он обратится к вышестоящему архонту.

5. Если стратиот осмелится бродяжничать сверх времени коммеата, он изгоняется с военной службы и как сельский житель передается (гражданской) администрации.

6. Если кто-либо во время войны осмелится освободить стратиота посредством коммеата, пусть (стратиот) уплатит пеню 30 номисм; если же во время зимовки — пусть стратиот получит коммеат за 2 или 3 мины; в мирное время стратиоту пусть предоставляется коммеат в пределах епархии.

7. Если кого-либо уличат в желании передаться врагам, того следует наказать высшей мерой наказания, (причем) не только его самого, но и единомышленников и умолчавших.

8. Если кто-либо нанесет ущерб стратиоту или соплательщику, пусть в двойном размере возместит пострадавшему его имущество; если же архонт или стратиот нанесет ущерб стратиоту или соплательщику во время зимовки, или похода, или в лагере и надлежащим образом его не компенсирует, пусть возместит пострадавшему его имущество в двойном размере.

9. Если кто-либо, кому была поручена охрана города или кастрона или же не поручена (специально), сдаст его или, не желая защищать, даже если есть (для этого) возможность, уйдет оттуда вопреки воле своего архонта, в особенности (если он стремится к этому) вопреки необходимости, — пусть он будет присужден к смерти через отсечение головы.

10. Если какой-нибудь стратиот, нашедший животное или что-либо другое, малое или большое, не сообщит своему архонту и не передаст (ему найденное), пусть он будет наказан как вор — и сам, и его сообщники, и умолчавшие.

11. Если стратиот во время битвы или сражения покинет свой строй или банду и выбежит раньше с (того) места, в котором он был размещен, и будет снимать доспехи с мертвого врага, убитого другим, или опрометчиво устремится в преследование других врагов, — такого мы повелеваем наказать смертной казнью как ослабляющего строй и тем самым причиняющего ущерб своим товарищам и все, что им взято, как и следует, изъять и передать казне тагмы. Если же учитывать снисхождение, то пусть он будет или побит ропалами, или лишен военной службы.

12. Если во время генерального сражения или битвы произойдет обращение в бегство без какой-либо разумной и видимой причины, мы повелеваем стратиотов той тагмы, которая первой обратилась в бегство и отступила из строя или из своей меры, выстроенной для сражения, рассчитать по десять и как ослабивших строй и явившихся виновниками обращения в бегство всей меры (каждого десятого) предать смерти стратиотам других тагм. Если же окажется, что некоторые из них, как случается, будут ранены в этой стычке, — таковым мы повелеваем быть свободными от этого обвинения.

13. Если знамя будет захвачено врагами без какого-либо разумного и видимого основания, мы повелеваем наказать тех, кому была поручена его охрана, и оказавшихся поблизости архонтов, командующих ими или схолами, в которых они (знамена) были. Если же случится, что некоторые из них, сражаясь, были ранены, пусть они останутся свободными от такого наказания.

14. Если случится бегство меры или строя, когда имеется фоссат, и бегущие устремились не к дифензорам, и не искали убежища в этом фоссате, но, презревшие, ушли в другое место, мы повелеваем осмелившихся это сделать наказать как презревших своих товарищей и явившихся виновниками смятения.

15. Если стратиот во время сражения бросит свое оружие, мы повелеваем наказать его как обнажившего самого себя и вооружившего врагов.

16. Если экзархи или кто-нибудь другой под предлогом военного похода будут облагать контрибуцией земельные участки, пусть они будут наказаны двойной суммой.

17. Экзархи, (организаторы) беспорядков или подбивающие народ против службы родине либо подлежат отсечению головы, либо, будучи подвергнуты телесным наказаниям, изгнанию.

18. Если кто-либо одними только речами внес беспорядок в воинскую службу и многие согласятся с ним, пусть они, сильно высеченные, будут изгнаны с военной службы. Если же (кто-либо) разжигает и побуждает к грубому нарушению дисциплины стратиотов, пусть он будет наказан отсечением головы.

19. Если стратиот воспротивится воле своего архонта, его следует высечь. Если он лишь задержал жезл (архонта), пусть будет изгнан с военной службы; если же преднамеренно сломал его (жезл) или поднял на него (архонта) руку, наказывается высшей мерой наказания.

20. Если стратиоты бросили своего экзарха или позволили врагам захватить его и, будучи способными его охранять, не защитили его и он погибнет, они наказываются смертной казнью через отсечение головы.

21. Выделенный для охраны дворца и утративший по своей вине бдительность и бодрствование подлежит высшей мере наказания или — заслуживающий снисхождения — изгнанию.

22. Ушедший к варварам как перебежчик или прибывший к ним под предлогом посольства и продающий обработанное или необработанное вооружение или какое-либо оружие пусть будет наказан высшей мерой наказания.

23. И тот, кто провоцирует врагов или передается врагам, пусть будет наказан таким же образом.

24. Если лазутчики ромейского войска донесут врагам о секретных замыслах ромеев, они будут наказаны отсечением головы; равным образом (наказываются) и нарушающие мир.

25. Если стратиот, занимавшийся во время сражения делом, запрещенным ему его архонтом, не исполнит данное ему поручение, пусть он получит высшую меру наказания, даже если он прекрасно исполнил бы дело. Или если, сговорившись с врагами, он, блуждая, отойдет от фоссата и первым из строя обратится в бегство на глазах у стратиотов и, пораженный врагом, или потеряет свое вооружение, или продаст, — пусть он будет присужден к отсечению головы; с учетом же снисхождения — высеченный, пусть он сменит военную службу.

26. Стратиот, преднамеренно ранивший камнем своего товарища по оружию или самого себя, высеченный, подлежит лишению военной службы, если раненный им не избежит страдания, или болезни, или смерти. Если же он ранит мечом или самого себя, или другого, он присуждается к смертной казни как самоубийца или совершивший преступление.

27. Совершивший воровство стратиот пусть будет изгнан с военной службы после того, как он доставит в то же самое место двойное количество (по сравнению с украденным).

28. Стратиот, присужденный к отсечению головы, или изгнанию, или к какому-нибудь другому публичному наказанию и каким-либо образом избежавший его, не может никогда исполнять военную службу. Изгнанные с военной службы с позором по какой-нибудь причине не могут ни служить в войске, ни заниматься (чем-нибудь подобным), ни иметь когданибудь почести.

29. Стратиоты пусть не занимаются ни земледелием, ни торговлей, ни государственной деятельностью, если они изгнаны с военной службы и (лишены) преимуществ стратиотов.

30. Если кто-либо покинул вверенный ему укрепленный лагерь (харакому), он наказывается отсечением головы; если он пренебрег фоссатом — изгоняется с военной службы.

31. Провинившийся перед императором умерщвляется, и (его имущество) конфискуется.

32. Стратиот, задумавший бежать к варварам и задержанный, наказывается отсечением головы.

33. Бежавший к варварам и возвратившийся пусть будет подвергнут пыткам.

34. Если подлежащий высылке и сосланный стратиот, избежавший наказания, продолжает опять исполнять военную службу, пусть он будет предан смертной казни. Тот, кто изгнан на непродолжительное время, если он добровольно несет военную службу с тем, чтобы провести время изгнания, ссылается на остров на постоянное местожительство, если только причина его изгнания не заключается в том, что (изгнание) порождено пренебрежением к воинской службе, например в прелюбодеянии или в другом публичном обвинении.

35. Стратиот, который сослан на постоянное местожительство по публичному обвинению, например, в прелюбодеянии или других (проступках), порожденных пренебрежением к военной службе, и (за это) подлежащий ссылке, если он опять продолжает исполнять военную службу, (присущую) военнообязанным, пусть будет присужден к отсечению головы. Подвергнутый же изгнанию на непродолжительное время из-за незначительного проступка и добровольно исполняющий военную службу, с тем чтобы провести срок изгнания, ссылается на остров. Ибо такие не являются надежными, даже если они желают нести военную службу.

36. Избегающий нести военную службу в качестве стратиота пусть будет наказан сурово, ибо уклонение от военной обязанности есть преступление. Призванные на военную службу и избегающие ее обращаются в рабство как предатели свободы родины.

37. Если кто-либо отвлекает своего сына во время войны от военной службы или сделает его непригодным, так что он окажется не способным к службе в армии, тот подлежит изгнанию и часть его имущества конфискуется.

38. Стратиот, назначенный караульным тюрьмы и покинувший (свой пост), карается отсечением головы.

39. Стратиотам, оступившимся и провинившимся из-за вина или (другого) крепкого напитка, или другого наслаждения, наказание через отсечение головы смягчается; к ним, подвергнутым телесным наказаниям, применяется перемещение их по военной службе.

40. Если стратиоты, охраняющие заключенных, по нерадивости их упустят, они подвергаются телесным наказаниям или лишаются военной службы — в зависимости от значения заключенного; если они освободят их из сострадания — лишь изгоняются со службы, если же из коварных целей — наказываются отсечением головы или понижаются на последнюю ступень воинской службы.

41. Стратиот, склонный к прелюбодеянию, лишается военной службы, и (его имущество) конфискуется.

___________________________________________________________________________ Воспроизведено по изданию: NOMOS STRATIOTIKOS (К вопросу о связи трех памятников византийского военного права) // Кучма В.В. Военная организация Византийской империи. Спб.: Алетейя, 2001. С.243 258.

 

 

Византийская Книга эпарха
СТР. Постановление Льва, благочестивейшего и миролюбивейшего царя 45римлян, о гражданских корпорациях, о том, каким образом каждой изних надлежит выполнять общественные обязанности и вестисобственные дела, что было объявлено при исправлении должностиэпарха протоспафарием Филофеем в 6420 году – тогда КонстантинуБагрянородному было семь лет.КНИГА ЭПАРХА ВВЕДЕНИЕ Бог, создавший распорядок всему сущему на свете и сплотившийвсе благоустройством, начертавший перстом своим на скрижаляхзакон, провозгласил совершенно ясно, чтобы род человеческий, имблагоустроенный, не пытался обижать безнаказанно друг друга,чтобы более сильный не наносил ущерба более слабому, но чтобы всерасценивалось справедливой мерой. Поэтому и Нашему Величествуоказалось угодным составить данные законы так, чтобы родчеловеческий лучше управлялся и чтобы один не притеснил другого.I. О ТАБУЛЛЯРИЯХ § 1. Кто желает быть принятым в число табулляриев, тотдолжен быть избран голосованием и подвергнут испытанию со стороныпримикерия и подчиненных ему табулляриев, чтобы определить,обладает ли он необходимыми познаниями в законах, владеет ли онискусством письма в большей мере, чем другие, к тому же неболтлив ли он, не заносчив ли, не ведет ли распутную жизнь.Требуется, чтобы он был также благочестивым по нраву, чистым впомышлениях, образованным, рассудительным, владел бы правильноюречью и умел точно выражать мысли, чтобы, таким образом, он мог 46бы легко отличить подлоги в документах и двусмысленные выражения,вводимые в текст соглашений с целью обмана. И если кто-либо будетуличен, что при приеме в корпорацию обошел требуемые закономусловия и постановления, то несут ответственность также и те, ктоза него свидетельствовал. § 2. Тот, кто желает быть избранным, должен твердо знатьсорок титулов закона Энхиридион и шестьдесят книг Василик, пройтикурс энциклопедического образования, чтобы не делать ошибок присоставлении документа и чтобы не допускать при произнесении речейнепринятых выражений. Он должен быть в достаточно зреломвозрасте, чтобы быть развитым и умственно, и физически. Вприсутствии общего собрания [табулляриев] должен оформитьсобственноручно документ [с обязательством] не допускать в своейдеятельности ничего противозаконного, в противном случае он будетлишен должности. § 3. Надлежит провести избрание его следующим образом. Послетого, как путем свидетельских показаний будет установлено, что онсвободен от всего того, что препятствует быть табуллярием, ипосле экзамена ему надлежит вместе со всем собранием табулляриеви примикерием отправиться к славнейшему эпарху города, причем ондолжен быть одетым в эфестриду. При этом все члены корпорациидолжны принести присягу, поклявшись Богом и здравием императоров,что они не по лицеприятию, или протекции, или родству, или подружбе с кем-либо выбрали его на эту должность, но исключительноиз-за его добродетели, знаний, рассудительности и способностей вовсем, что требуется для данной профессии. После скрепленияпечатью клятвенных поручительств утверждение избранногопроизводится в секрете эпарха тем, кто в то время исправляетдолжность эпарха, после чего избранный присоединяется к общемусобранию и сопричисляется к табулляриям. Затем [новый табуллярий]приходит в ближайший по месту его жительства храм Божий, причемвсе табуллярии должны быть одетыми в эфестриды. [Новый табуллярий] снимает свою эфестриду и, одетый в белуюфелонь, получает от священника благословение после молебна. Затемвсе прочие табуллярии, одетые в свои эфестриды, пропускают еговперед, причем сам примикерий держит в руках кадило и возносит кнему благоухание, а избранный несет в руках Библию; этимвоскурением кадила показывается, что выправляются пути его,подобно фимиаму перед лицом Господа. Таким же торжественнымобразом он отправляется воссесть на той кафедре, на которую былизбран, затем возвращается домой с тою же почетной церемонией,чтобы потом пировать с присутствующими и веселиться. § 4. Если кто из табулляриев не будет присутствовать при 47царском выходе, или в ипподроме, или на собрании корпорации, илиже по приглашению славнейшего эпарха, или же на каком-либо иномзаседании, то табуллярий должен заплатить служащим эпарха почетыре кератия и столько же в пользу своих товарищей покорпорации. Если же он представит уважительную и очевиднуюпричину своей неявки, то с разрешения примикерия освобождается отпени.Схолия. На полях Женевской рукописи красными черниламиприписано: "Надлежит знать, что один кератий равняется двенадцатифоллам или половине милиарисия; двенадцать кератиев составляютполовину номисмы. Полная номисма имеет двенадцать милиарисиев идвадцать четыре кератия". § 5. Если табуллярий, будучи вызван примикерием понеотложному делу, раз или два не явится, то в первый раз долженуплатить пени два кератия, во второй раз – четыре кератия, втретий – шесть кератиев. Если он это делает по своеволию ипренебрежению, то пусть он будет облагоразумлен эпархом путемтелесного наказания. § 6. Если табуллярий вызывается для изготовления документа иесли после этого вызывается и другой табуллярий, пусть работаютоба, и плата пусть будет разделена поровну. Но если кто вмешаетсясамовольно, тот не только должен быть отстранен, не получивоплаты, но должен быть облагоразумлен путем телесного наказания.Если же при составлении письменных документов один [изтабулляриев] захочет по своей воле удалиться, то он ничего недолжен получить из оплаты. § 7. Если какой-либо табуллярий будет вызван для составленияакта и если он по какой-либо благовидной причине пожелает уйти сработы и пригласит другого, то последний получит две третизаработной платы, третью же часть получит первый приглашенный. § 8. Если табуллярий будет вызван и составит основной текстдокумента, а затем будет вызван другой, который тоже составиттекст документа и закончит его оформление, и если последний незнал, что документ уже составлен другим прежде него, то онполучает полную плату. Если же он явился, зная, что документ ужесоставлен другим, то он получает одну треть, две трети платыполучает первый. Но если же при вызове двух табулляриев последнийявляется более низким по рангу, то оба должны получить поровну. § 9. Если табуллярий придет к кафедре другого, и тотпочтительно не выйдет ему навстречу, или же если какой табуллярийза столом сядет не по рангу, или же кто из табулляриев будетуличен в том, что начнет дерзко оскорблять другого, то такойтабуллярий будет наказан штрафом в 6 кератиев. Если же он 48поднимет на своего коллегу руку, то пусть он будет облагоразумленэпархом. § 10. Если же при составлении какого-либо документа или же вотношении получения платы возникнет спор с другимисимволографами, то, если этот спор маловажен, его разрешаетпримикерий, если же спор значителен, то, по представлениюпримикерия, его разрешает городской эпарх. Если же тот, которыйбудет признан виновным, не подчинится решению примикерия, тодолжен уплатить штраф в три номисмы. § 11. Табуллярий, обиженный другим табуллярием, в первуюочередь должен подать жалобу примикерию [и только после этого] насуд эпарха как в высшую инстанцию. Если же он поступит не так, тоего жалоба будет отвергнута. § 12. Табуллярий в присутствии свидетелей и пригласивших егообязан одновременно составить к документу, согласно закону,комплу и полностью закончить с оформлением акта, чтобызаключенный акт имел законную силу. Если же обнаружится, чтокто-либо [из табулляриев] нарушит эти требования, такойтабуллярий пусть будет облагоразумлен эпархoм плетьми иострижением [волос на голове и бороды]. § 13. Преподаватель законов и учитель, согласно древнейпривилегии, присвоенной этой профессии, назначаются приказомславнейшего эпарха, причем предварительно проводится голосованиена общем собрании табулляриев и примикерия, а такжепреподавателей законов и учителей. Преподаватель законов,согласно обычаю, должен выплатить примикерию две номисмы, общемусобранию – четыре номисмы. Получающий же звание учителя долженвыплатить примикерию одну номисму, а общему собранию – двеномисмы. § 14. Избранный в табуллярии платит, по обычаю, примикериютри номисмы, остальным табулляриям по одной номисме, сверх того,за стол шесть номисм. § 15. Если преподаватель законов возьмется за составлениедокументов без особого приказания эпарха, без избрания ипроверки, какие положены для вступления в число символографов, тодолжен подвергнуться побоям и лишиться своей должности. § 16. Преподаватели законов и учителя не имеют правапринимать ученика из другой школы, пока не кончится срок,определенный платою за обучение. Если же родители пожелают взятьиз школы ученика по причине недостаточного к нему внимания [состороны учителя], пусть это происходит с ведома примикерия. § 17. Писцы табулляриев ничего не имеют права делать помимоприказания своих хозяев. Если же они будут в этом уличены, то, 49подвергнувшись наказанию, должны увольняться без права приема наработу другим [табуллярием]. § 18. Писцам не положено делать в договорах комплу, нотолько табулляриям. § 19. Табуллярий из своего гонорара пусть выплачивает своемуписцу по 2 кератия на каждую номисму. § 20. Если табуллярия, который, по обычаю, [постоянно]обслуживает какое-либо богоугодное заведение, архонтский дом,монастырь, убежище для старцев, другой табуллярий без всякойпричины будет стараться отстранить, то он, будучи уличен, долженуплатить штраф в размере десяти номисм. § 21. Если примикерий вследствие болезни, старости илиизнеможения не сможет выполнять своих обязанностей, пусть онотдыхает, получая то, что надлежит ему как бывшему примикерию,тот же, который будет облечен его званием, должен исправлять егодолжность. § 22. Когда надлежит избирать примикерия, тот, которыйвступает в эту должность, на общем собрании [табулляриев] долженбыть признан достойным этой должности. Избранный таким образомновый примикерий должен быть утвержден эпархом. Если же по своемуобразу жизни он будет признан недостойным, пусть будет возведенна эту должность следующий или, [если и тот окажетсянедостойным], третий, следующий за ним. [Избранный таким образом]должен отблагодарить своих подчиненных табулляриев. § 23. Общее количество символографов не может превышатьдвадцати четырех. Исполняющий обязанности эпарха не имеет правапод предлогом [необходимости] давать заместителей, назначать наэту должность свыше означенного числа. Если же обнаружится, чтоон это сделал, то пусть он будет лишен пояса и звания. Скольконотариальных контор, столько должно быть и символографов. § 24. Ни один табуллярий не имеет права нанять писца, непредставив его общему собранию и примикерию, засвидетельствовав,что тот достоин быть принятым на должность писца. Надлежит иметьтолько одного писца. § 25. Табуллярии при заключении договоров должны получатьплату из следующего расчета: если договор на сумму сто номисм иниже, сколько бы ни было, он получает 12 кератиев; если еще настолько же (т.е. на 200 номисм – М.С.) – одну номисму, если ещевыше – две номисмы. И пусть не пытаются повысить плату, и пустьне делают разницы в отношении отдельного лица и в зависимости отхарактера акта, т.е. договоров о покупке, брачных дарственных,завещаний, соглашений. Кто же будет уличен в попытке получитьбольшую плату, тот пусть будет лишен кафедры и будетоблагоразумлен эпархом путем телесного наказания. Если же без 50всякого требования и вымогательства [табуллярий] будет почтенчьим-либо подарком из добровольной признательности, он можетпринять подобный подарок без всякого риска быть за этонаказанным. Ведь из-за высокой платы за нотариальные услуги получается,что клиенты отказываются от получения своих документов иоставляют их у символографов. Проходит время, о документахзабывают, и вследствие этого среди граждан возникают распри истолкновения. § 26. В случае смерти табуллярия всем надлежит собратьсяодетыми в свои эфестриды и сопровождать усопшего до могилы, какподобает соответственно должности для благоприличия припогребении. Если же кто не явится на погребение без уважительныхпричин, пусть заплатит штраф в шесть кератиев.II. ОБ АРГИРОПРАТАХ § 1. Мы повелеваем считать правом аргиропратов, если кто кним обратится, покупать то, что относится к их ремеслу, т.е.золото, серебро, жемчуг и драгоценные камни. Но пусть они непокупают ни меди, ни льняных тканей, ничего иного, чем надлежитторговать скорее иным профессиям, чем аргиропратам. Если же онипожелают что-либо купить для собственного потребления, этотзапрет к ним не относится. § 2. Аргиропраты не должны при определении цены снижать илиповышать цену продаваемых вещей в ущерб продавцам, но должныоценивать предметы по справедливой расценке. Если же кто будетнарушать это со злостным намерением, пусть выплатит назначеннуюим стоимость предметов продавцу этих предметов. § 3. Аргиропраты, по старинному обычаю, в дни, назначенныедля торжищ, должны располагаться в своих эргастериях соститорами, т.е. людьми, которые стоят [для охраны] у прилавка,причем [на прилавке] должны быть разложены номисмы, размененныена милиарисии, чтобы можно было [на них] купить ювелирноеизделие, если кто принесет его для продажи. § 4. Если кто из аригропратов обнаружит, что женщиназанимается продажей золотых или серебряных вещей, жемчуга идрагоценных камней, он должен об этом заявить эпарxу, чтобы этипредметы не были переправлены иностранцам. § 5. Кто совершает подлог, [подмешивая примеси] внечеканенный металл, изготовляет из него [ювелирные изделия] ипродает, будет наказан отсечением руки. § 6. Если кто из приезжих продает золото или серебро – 51безразлично в изделиях или в слитках, то его нужно расспросить,откуда он имеет [эти вещи], и сообщить об этом проэстоту, чтобыобнаружить, не краденые ли они. § 7. Если какой-либо аргиропрат будет уличен в покупкеразрезанной или цельной вещи церковного назначения и при этом непредставит таковой эпарху, будет вместе с продавцом этой вещиподвергнут конфискации. § 8 Мы не разрешаем, чтобы плавильщик золота, свободный илираб, покупал для своего ремесла больше одной литры нечеканенногозолота как в изделиях, так и в слитках. § 9. Если же [плавильщик золота] получит от кого-либо длясвоей мастерской больше литры нечеканенного металла и непредставит тотчас же проэстоту плавильщиков золота, то, если онраб, должен быть подвергнут конфискации, если же свободный –наказан плетьми, остриженнем и штрафом в один фунт [золота]. § 10. Если раб желает быть допущенным в ювелирнуюмастерскую, он должен представить поручительство своегогосподина, если его господин достаточно состоятелен. Если же онсвободный, то должен представить поручительство пяти лиц, водинаковой мере ответственных и подвергающихся той же каре, что итот, за кого они поручаются. § 11. Мы запрещаем плавильщику золота работать над золотомили серебром на дому, но требуем, чтобы [плавильщики золота]работали в мастерских Месе; запрещаем также принимать [вкорпорацию] плавильщика золота без ведома эпарха. § 12. Аргиропраты не имеют права без ведома эпарха ниотправляться куда-либо для производства оценки, ни вступать другс другом в пререкания относительно оценки. Те, кто будут замеченыв нарушении этого, будут побиты, острижены и исключены из спискааргиропратов.III. О ТРАПЕЗИТАХ § 1. Кто желает, чтобы его приняли по избранию в числотрапезитов, должен представить в качестве свидетелей почтенных ичестных людей, которые ручались бы, что он не будет совершатьничего противозаконного: ни соскабливать или подрезать номисмы имилиарисии, ни выпускать фальшивой монеты, ни поручать вместосебя сидеть за столом и вести дело своему рабу, если сам случайноокажется занятым выполнением каких-либо прочих обязанностей,чтобы таким образом рабами не было совершено при ведении делподлогов. Если же кто будет уличен в нарушении этого, он будет 52наказан отсечением руки. § 2. Каталлакты должны обнаруживать стоящих на площадях иулицах саккуляриев и сообщать о них эпарху, чтобы те не моглисовершить ничего противозаконного. Если же каталлакты, зная осаккуляриях, не разоблачают таковых, то они сами подвергнутсявышеуказанному наказанию. § 3. Каталлакты не имеют права снижать стоимость милиарисия,если он имеет неподдельное изображение императора и если[милиарисий] неповрежденный. Но каталлакты должны приниматьмилиарисий по полной его цене за двадцать четыре обола. Если жемилиарисий не соответствует этим требованиям, то необходиморасценивать его по качеству. Лица, которые нарушают это, будутпобиты, острижены и подвергнуты конфискации. § 4. Каждый из трапезитов должен иметь двух прислужников,которые бы ему помогали в разборе кучи нуммиев и за которыхтрапезит должен ручаться, так что если кто-либо из них будетуличен в совершении чего-либо противозаконного, то поставившийего вместе с ним подвергнется вышеуказанным наказаниям. § 5. Если каталлакт примет фальшивую монету, номисму илимилиарисий, и притом не представит монету вместе с собственникомтаковой эпарху, будет побит, острижен и подвергнется ссылке. § 6. Трапезиты не имеют права посылать своих людей поплощадям и улицам города, передавая им свои счета и мелкую монетуи извлекая из этого выгоду, но даже на время хорегии илиимператорской службы трапезиты, удаляясь, не должны оставлять[им] свои столы. Если же кто будет изобличен в нарушении этогоправила, будет побит, острижен и подвергнется конфискации.IV. О ВЕСТИОПРАТАХ § 1. Вестиопраты имеют право покупать шелковые одежды, ноникакой иной товар, за исключением того, что предназначено для ихличного употребления и что они не имеют права перепродаватьдругому. Не разрешается передавать пришлым извне что-либо иззапретных товаров: фиолетовых шелковых [тканей] или же шерстяных,окрашенных в пурпур, высокосортных, чтобы те не переправили этитовары иностранцам. Кто нарушит эти правила, будет подвергнуттелесному наказанию и конфискации. § 2. Вестиопраты – безразлично, свободные или рабы –покупающие у любых лиц, либо у сановных, либо у серикопратов,одежду, стоящую дороже десяти номисм, обязаны представить для 53осмотра эти одежды эпарху, чтобы он, имея об этом сведения, могуказать, где таковые одежды должны продаваться. Те, которые этогоне выполняют, подвергаются вышеуказанному наказанию. § 3. Кто не представит для осмотра эпарху влаттии иокрашенные под оттенок персика плащи и месофоры, на две частипурпурово-шелковые, будет подвергнут наказанию. (Текст испорчен.– М.С.) § 4. Кто не представит эпарху для привешивания таможенныхпломб товар, предназначенный для пересылки иностранцам, будетнаказан. § 5. Тот, кто желает быть допущенным к профессиивестиопратов, должен предварительно представить пять лиц той жепрофессии, которые бы перед эпархом свидетельствовали, что ондостоин заниматься этим делом. После этого он может быть зачисленв состав вестиопратов и может открыть свою лавку и торговать. Ондолжен уплатить шесть номисм корпорации. § 6. Если какой-нибудь домовладелец желает, чтобы его домбыл отведен под эргастерию вестиопрата, должен уплатить десятьномисм. Это может быть допущено с разрешения эпарха. § 7. Тому, кто в настоящее время является вестиопратом исерикопратом, предоставляется право избрать одну из профессий,причем не разрешается заниматься другой. Тот, кто осмелитсязаниматься тем и другим, подвергнется указанному наказанию. § 8. Надлежит строго соблюдать, чтобы приезжие, пребывающиев столице и живущие в гостиницах, не покупали ни запретные ткани,ни несшитые гиматии сверх того, что им потребуется длясобственного одеяния, притом при условии, чтобы эта одежда быласшита в самой столице. Об иногородних должно быть сообщено передих отъездом эпарху, чтобы тот знал, какой товар они закупили.Тот, который укрывает их, будет подвергнут телесному наказанию иконфискации. § 9. Тот, кто явно или обманным путем повышает квартирнуюплату другого, будет побит, острижен и подвергнут конфискации.V. О ПРАНДИОПРАТАХ § 1. Прандиопраты должны находиться в ведении одногоэкзарха, назначаемого эпархом. Им не разрешается браться за деловестиопратов и закупать [никакие иные товары], кроме тех одежд,которые доставляются исключительно из Сирии, каково бы ни былокачество этих одежд. Разрешается покупать также и ткань харерию,доставляемую из Селевкии и других местностей. Те, которыенарушают это постановление, будут побиты, острижены и 54подвергнутся исключению из корпорации. § 2. Товар, доставляемый для продажи прандиопратам, долженбыть целиком сложен в одном доме для временно проживающихиностранцев, чтобы все [прандиопраты], собравшись вместе, моглираспределить товар для себя. Таким же образом необходимопоступать и когда прибывают из Сирии сарацинские товары, в томчисле эсофоры, авдии, фуфулии, таласии, багдадские гладкие ибагдадские пушистые ковры. При этом распределении все должныиметь одинаковые права, причем товар надлежит отбирать совместнос теми сирийцами, которые проживают уже не менее десяти лет встолице. Все [прандиопраты] должны размещаться в одном месте уЭмвола и не должны продавать товар, разойдясь один в одну, другойв другую сторону. Те, которые не желают так поступать,подвергнутся вышеуказанной каре. § 3. На время торжища вся корпорация в совокупностиоблагается сбором, кто сколько может внести, и пропорциональновносимому каждым взносу распределение [купленного товара]производится экзархом. § 4. Всякий товар, привозимый из Сирии, каков бы он ни был исколько бы его ни было, если только этот товар – одежда,прандиопраты, собравшись вместе, должны раскупить и лучшую, иболее низкого качества [одежду]. Однако все, что относится кварке благовоний и к окрашиванию тканей, закупают торговцыблаговониями. Если же кто из сановников или из числа другихкаких-либо лиц пожелает купить что-либо из ввозимых из Сириитканей, то они могут закупать [их] лишь в количестве, необходимомдля потребления в своих домах. § 5. Те сирийские купцы, которые привозят товары, не имеютправа жить в домах для временно пребывающих иностранцев свышетрех месяцев, но должны в течение этих трех месяцев закончить ипродажу своих вещей, и закупку товара. Обо всем товаре,привезенном из-за границы, если он останется не раскупленным темипокупателями, которым надлежит таковой покупать, должно бытьзаявлено эпарху, чтобы тот соответствующим образом распорядилсяоб этом товаре. Все же те, которые осмелятся нарушить этиправила, будут побиты, острижены и подвергнуты конфискации.VI. О МЕТАКСОПРАТАХ § 1. Метаксопраты не должны входить в круг дел другойпрофессии, своею же должны заниматься открыто, в специальноотведенном для них месте. Те, которые этого не делают, будутпобиты, острижены и подвергнуты ссылке. § 2. Метаксопрат, нанимающий мистота, не должен заключать с 55ним договора более чем на месяц и не должен платить емузаработной платы вперед больше, чем за тридцать дней работы, нодолжен давать именно такую [работу], какую нанявшийся можетвыполнить в течение целого месяца. Тот же, кто дает заработнуюплату больше, чем за указанный срок, теряет переданную сумму. § 3. Метаксопрат не должен принимать чужого мистия прежде,чем тот отработает заработную плату, которую получил. Кто будетпоступать иначе, будет наказан [в размере] заработной платы,которую получил мистот. § 4. [Текст начала статьи безнадежно испорчен. Дословно: Онидолжны представлять экзархам только канкелярий за одинкентинарий...] ...Все же те, кто пользуется весами или гирями, не имеющимиклейма эпарха, будут побиты и острижены. § 5. Те, которые приезжают с шелком-сырцом из-за границы,при продаже в домах для временно пребывающих в столице чужеземцевосвобождаются от всяких торговых пошлин, кроме платы за квартируи за проживание. Точно так же освобождаются от пошлин и те, ктопокупает у них. § 6. Тот, кто желает быть принятым в число метаксопратов,должен представить несколько почтенных и честных людей, которыебы засвидетельствовали, что он известен как человекблагонадежный. После этого он может быть зачислен в составметаксопратов, при этом должен внести в корпорацию две номисмы. § 7. Если кто из метаксопратов пожелает выставить вместосебя для соответствующей торговли своего раба, то долженпоручиться, что если тот совершит что-либо противозаконное, то он[метаксопрат] будет нести за него ответственность. § 8. На время торжища вся корпорация в совокупностиоблагается сбором, сколько кто может внести. И пропорциональновзносу каждого производится распределение. § 9. Если кто, владея большими средствами, окажется всостоянии закупить [большое количество шелка] у заграничныхкупцов, то он обязан продавать шелк тем, которые не имелидостаточных средств, причем может получить прибыль в размереодной унции на номисму. § 10. Если какой-либо метаксопрат, [купив] на свое имя,[потом] продает какому-нибудь динату или богачу шелк-сырец илиэто сделает за плату для серикария, он будет побит, острижен иисключен из корпорации. § 11. Если какой-либо метаксопрат обманет того, кто припокупке шелка-сырца дал ему задаток, и станет увеличивать цену,[он] будет наказан штрафом в сумме задатка. § 12. Если метаксопрат будет уличен в том, что он для 56покупки шелка-сырца уезжал в чужие страны, то он будет исключениз корпорации. § 13. Метаксопрат должен продавать неотделанный шелк-сырецне у себя дома, а на площади, чтобы нельзя было тайно переслатьшелк-сырец тем, кто не имеет права его покупать. Тот, кто будеттак поступать, должен заплатить корпорации штраф в 15 номисм. § 14. Метаксопраты не имеют права очищать шелк-сырец, нотолько покупать и продавать его. Тот, кто будет уличен впротивном, будет наказан плетьми и острижением волос. § 15. Так называемые мелатрарии не имеют права покупатьчистый шелк-сырец ни тайно, ни открыто. Те, кто это делает,подвергаются тому же наказанию. § 16. Метаксопраты не имеют права продавать шелк-сырецевреям или купцам для перепродажи вне пределов города. Те, ктоэто делает, будут побиты и острижены.VII. О КАТАРТАРИЯХ § 1. Те, которые очищают шелк, могут покупать шелк-сырец,привозимый из-за границы, лишь в количестве, какое [они] могутобработать; если же [они] будут уличены в том, что продают его внеобработанном виде или же, тайно вступая в соглашение с богатымлицом, покупают и закладывают сырец, будут подвергнуты ударамплетьми, острижению волос и лишены права заниматься ремеслом. § 2. Более бедные из катартариев, а также те из метаксариев,которые не включены в список, мужчины или женщины, не имеющиевозможности закупать сырец, привозимый из-за границы, ипокупающие шелк у метаксопратов, должны приплачивать по однойунции на каждую номисму, затраченную при покупке шелкаметаксопратами. § 3. Если какой катартарий желает быть принятым в корпорациюметаксопратов, то, если он не раб, должен сначала заявить об этомэпарху, должен представить свидетельские показания, что онбросает обработку шелка-сырца, и после этого он будет зачислен вкорпорацию, выплатив, как полагается по уставу, две номисмы. § 4. Катартарии не должны самовольно производить закупкушелка-сырца, но только по приглашению метаксопратов, заключая сними товарищество, должны покупать шелк-сырец по обоюдномусоглашению, не увеличивая и не снижая цены. § 5. Катартарии, желающие покупать шелк-сырец в количестве, 57нужном для обработки, должны сначала записаться у эпарха, притом[представить свидетельские показания], что они не являютсярабами, не слишком бедны и не имеют о себе дурную славу и что онипринадлежат к числу почтенных людей. Это делается, чтобышелк-сырец не распылялся по слишком мелким партиям, чтобы нерасходился по неизвестным путям использования и чтобы не попадалв руки людей посторонних и неучтенных. § 6. Если же кто из катартариев будет уличен в том, что вкабаке пропивает сырец, или же что он совершает противозаконное,или же если это болтливый человек, ругающийся площадной бранью, исмутьян, такой катартарий будет подвергнут побоям и с позоромизгнан из корпорации, чтобы не распродавал [шелка-сырца].VIII. О СЕРИКАРИЯХ § 1. Серикарии пусть воздерживаются изготовлять запрещенныевлатии, в том числе скарамангии цельные и месофоры иливысокосортные пурпуровые шелковые мантии, наполовину окрашенные вжелтовато-дынный цвет или в зеленый; разрешается, однако,изготовлять таковые под цвет персика или разноцветные, или жевроде славянских факиолов, или с багряными полосками (текстиспорчен). При этом влатии, окрашенные под цвет персика, или плащи вдва локтя шириной нужно представить на осмотр эпарху, точно также и все одежды, оцененные выше десяти номисм, даже если онимногоцветные. § 2. Мы не разрешаем, чтобы какое-нибудь сановное иличастное лицо изготовляло гиматию пурпуровошерстяную как в шесть,так и в восемь нитей (кроме [гиматий] в десять и двенадцатьнитей), и гиматию чистошерстяную и тонкосортную, за исключениемтех лиц, которые по поручению эпарха могут быть привлечены [кработе] для потребностей императорского двора. Запрещаетсяизготовление также гипогир, которые может носить только одингосударь, кроме среднесортных, в дна хония, притом если онипестрой окраски и в десять нитей. Если же кто будет уличен в изготовлении таковых, будетнаказан конфискацией и должен прекратить производство. § 3. Тот, кто будет препятствовать буллоту или митотувходить в свою мастерскую или кто продает гиматии стоимостью вышедесяти номисм иностранцам, будет побит и острижен. § 4. Если кто окрасит шелк кровью, изготовляя из этой ткани 58тривлаттии, или дивлаттии, или димойроксии, будет наказанотсечением руки. § 5. Кто без разрешения эпарха будет продавать товарчужеземцам, подвергнется конфискации. § 6. Тому, кто в настоящее время является и серикарием, ивестиопратом, предоставляется право выбрать одну из профессий,причем не разрешается заниматься другой. § 7. Кто продаст иногородним или иностранцам ойкета, илимистота, или эклекта, будет лишен руки. § 8. Серикарии должны покупать шелк у метаксопратов. Те,которые будут [уличены] в покупке у иногородних лиц, будутпобиты, острижены и лишены права заниматься ремеслом. § 9. Если будут найдены в кюлистариях свернутые гиматии безпломбы эпарха, таковые должны быть конфискованы. Точно так жедолжны подвергнуться наказанию и те, которые работают вкюлистариях, раз они приняли такие [гиматии]. § 10. Если серикарий примет чужого [наемного работника],зная, что тот нанят другим, притом прежде чем [работник] закончитработу в счет выданной ему вперед заработной платы, то серикарийнаказывается в размере платы за работу, [которую получил мистот]. § 11. Если кто сдаст в императорскую кюлистарию гиматии,изготовленные на стороне, будет побит и острижен. § 12. Если серикарий пригласит для работ в своей мастерскоймистота, то серикарий не должен заключать с ним соглашения свышечем на месячный срок; он также не должен давать мистоту работыбольше чем на тридцать дней; нужно поручать только такую работу,которую мистот сможет выполнить в течение целого месяца. Тот же,кто дает заработную плату больше, чем за указанный срок, теряетее. § 13. Тот, кто желает открыть свою мастерскую, должен, еслион свободный, представить пять поручителей; если же он раб, то занего должен поручиться его хозяин, если тот достаточносостоятелен; при этом, разумеется, те, кто поручились,подвергаются равной ответственности с тем, за кого онипоручились. Принятый должен уплатить в пользу корпорации триномисмы.IX. ОБ ОФОНИОПРАТАХ ИЛИ МИФАНАХ § 1. Офониопраты, или мифаны, могут беспрепятственнозакупать изделия из льна, откуда бы ни поступал товар: из-заСтримона, или же из-за Черного моря, или Керасунта, или какойдругой страны. Они должны закупать эти изделия с тем, чтобыснабжать вестиопратов бамбакиновыми одеяниями, хитонами; но они 59могут продавать эти изделия и всем желающим купить у них сусловием, чтобы те не перепродавали другим. Если же кто захочеткупить непосредственно у приезжих купцов эти льняные ткани длясвоей собственной надобности, то это не воспрещается даннымуказом. § 2. Если какой-либо офониопрат в рыночный день обманетпокупателя, давшего ему задаток и уже договорившегося с ним опокупке, то такой офониопрат будет побит, острижен и лишен своеготовара. § 3. На время торжища вся корпорация в совокупностиоблагается сбором, кто сколько сможет внести. И пропорциональновносимому каждым взносу должно производиться распределение. § 4. Если кто, желая занять чужую мастерскую, увеличиваетобманным путем квартирную плату, тот будет побит, острижен илишен права заниматься ремеслом. § 5. И пусть офониопраты не откладывают на случай недостаткануммии, но пусть они сдают эти монеты трапезитам. И пусть они неотказываются от приема номисмы тетартерон или в две тетарты, еслиэта монета имеет неподдельное изображение императора. Если же ктобудет в этом изобличен, подвергнется вышеуказанному наказанию. § 6. Если случится, что иноплеменниками, например болгарамиили другими народностями, будет привезен товар – льняные ткани имед, и если они желают продавать, тут же получая другие товары,то в таком случае офониопраты и салдамарии, присоединив к себе издругих профессий некоторых лиц, имеющих требуемые виды товаров, втом числе влатии шириною в шесть ладоней или более узкие илипрандии и харерии, должны по указанию эпарха направляться кчужеземцам и сообща производить торг. И те, которые принадлежат кдругим профессиям, могут получить из приобретенных товаровстолько, сколько им требуется. Остальное должны передать мифанам,получая от них прибыль по одному кератию на номисму. Если же ктобудет уличен и нарушении этого постановления, будет побит,острижен и исключен из корпорации. § 7. Те, которые в городе изготовляют льняные изделия, неимеют права выставлять их для продажи в своих мастерских или наприлавках, но должны в дни рыночных сборов продавать [свойтовар], неся на своих плечах. Точно так же должны делать и те,которые изготовляют саваны, и те, которые покупают их в постоялыхдворах, и те, которые привозят их извне. Если же кто будет уличенв нарушении означенных правил, будет наказан вышеназванной карой.X. O МИРОВАРАХ60 § 1. Из мироваров каждый должен иметь свое место, не пытаясьобманным путем принести ущерб другому. Они все должны следитьдруг за другом, чтобы никто из них не удешевлял товара или нераздроблял товара при продаже на слишком мелкие части противустановленного. И чтобы не выставлял у себя товары, которымиторгуют салдамарии, или же вообще какой-либо дурно пахнущийтовар. Не подобает объединять зловоние с благовонием! Но пустьпродают перец, нард, корицу, алоэ, амбру, мускус, ливан, смирну,смолу бальсамон, душистую свеклу лаха, лазурь, хрисоксил, иссоп идругие товары, относящиеся к разряду благовоний и красящих. Ихприлавки с кадками должны стоять, расположенные рядами от чтимойиконы Христа, Бога нашего, что на Халке, вплоть до Милия, с тоюцелью, чтобы благовония возносились, как это приличествует иконе,а также на услаждение императорских дворцов. Все же те, которыебудут уличены в нарушении этих установленных правил, будутпобиты, острижены и присуждены к ссылке. § 2. По мере того как привозится относящийся к ихспециальности товар или жителями Халдии и Трапезунда, или какихдругих мест, мировары должны закупать этот товар у них в день,назначенный для торговли данным товаром. Не следует накапливатьэтот товар на время недостатка в нем для извлечения незаконнойприбыли, не [следует] повышать цены сверх должного. Купцы,привозящие этот товар, не должны пребывать в столице больше трехмесяцев, но должны поскорее продать товар и отправиться домой.Кто же нарушит постановление, подвергнется вышеуказанной каре. § 3. Если какой-либо мировар будет изобличен как повышающийявно или обманным путем квартирную плату другого, он будет побит,острижен и подвергнут изгнанию из корпорации. § 4. Если будет обнаружено, что мировар подскабливает илиобрезает номисмы, или отказывает в приеме номисмы тетартерон илив две тетарты, несмотря на то, что эта монета имеет неподдельноеизображение императора, или же если он производит операции снакопленными нуммиями и не сдает их трапезитам, таким образомприсваивая себе обязанности трапезита, он подлежит вышеуказанномунаказанию. § 5. Если какой-либо мировар или кто-либо из лиц другойпрофессии будет уличен в стремлении обмануть того, с кемдоговорился и от кого получил задаток, повышая цену товара, ондолжен быть наказан из собственного имущества в размере суммы,внесенной договорившимся покупателем. Никто из них не имеет права 61покупать товары, которые взвешиваются кампаном или являютсяпредметом торговли салдамариев, за исключением того, чтопродается на весах. Кто нарушит это, подлежит указанномунаказанию. § 6. Тому, кто занимается и продажей благовоний, и в то жевремя является салдамарием, предоставляется право избрать однупрофессию, причем не разрешается заниматься другой.XI. О КЕРУЛЯРИЯХ § 1. Те, которые занимаются ремеслом керуляриев, должныпроизводить торговлю каждый у себя, в своих мастерских. Неразрешается расставлять торговые прилавки посреди улицы внеподобающих местах, используя для этого ойкетов и учеников;также запрещается, чтобы кто-либо тайно торговал воском как внеобработанном, так и в обработанном виде. Мастерские должнырасполагаться друг от друга на расстоянии тридцати сажен, крометех [лавочек], которые помещаются у храма св. Софии. Те же,которые, не имея своих мастерских, продают этот товар, стоя илиже на площади, или же на улицах, должны быть приведены к эпарху,чтобы получить соответствующее проступку наказание. § 2. Керулярии не должны входить в круг других профессий ибраться за чужое ремесло, но должны удовлетворяться своимсобственным. Те, кто этого но соблюдает, будут побиты, остриженыи подвергнуты конфискации. § 3. Керулярий может безвозбранно покупать воск,доставляемый извне. Но может также [покупать] его и у церквей, атакже и оливковое масло в достаточном количестве, сколько нужно[керуляриям] для их производства. Но пусть они не делают запасоволивкового масла на случай недостатка. Те, которые это делают,подвергнутся телесному наказанию, острижению и конфискации. § 4. Если какой-либо керулярий будет изобличен в том, что онупотребляет суррогаты при изготовлении восковых свечей,примешивая негодные осадки оливкового масла и воска или жедобавляя животный жир, то подвергнется вышеуказанной каре. § 5. Керулярий, обманывающий того, кто уже дал задаток идоговорился о цене воска и масла, и повышающий цену, подлежитштрафу в двенадцать номисм. § 6. Тот, кто не заявит эпарху о лицах, которые обманнымпутем заново изготовляют свечи из [огарков], оставшихся послевозжигания [свечей], чтобы тот наказал их и заставил прекратитьзаниматься этим делом, сам подвергнется наказанию. § 7. Если керулярий будет изобличен как увеличивающий тайно 62или явно квартирную плату другого, он будет побит к подвергнутштрафу в десять номисм. § 8. Если какой-нибудь салдамарий будет изобличен в покупкеневыделанного воска [или у привозящих в Константинополь извне],или у церквей для перепродажи его, о нем должно объявить эпарху,и он [салдамарий] подвергнется конфискации. § 9. Если какой-либо керулярий будет иметь поддельныйкампан, не имеющий клейма эпарха, или же если он будетотказываться от приема номисмы тетартерон или в две тетарты,имеющей неподдельное изображение императора, он подлежитвышеуказанной каре.XII. О МЫЛОТОРГОВЦАХ § 1. Кто без ведома эпарха или того, который выполняет в тотдень обязанности простата, научит данному делу постороннее лицо,не являющееся членом корпорации, будет подвергнут штрафу вдвадцать четыре номисмы. § 2. Кто желает вступить в число мылоторговцев, должен бытьпредварительно представлен эпарху, и только затем он может бытьпринят корпорацией и [получить разрешение] открыть эргастерию.Разумеется, он должен представить свидетелей, и от него потребуютручательство, что он не будет нарушать существующиепостановления. Он должен внести в главную кассу казны шестьномисм, а в царский вестиарий уплатить шесть номисм. Тот, ктоосмелится обойти эти правила, изгоняется из корпорации. § 3. Кто хочет открыть новую эргастерию мылоторговца, долженотойти от использующего старую эргастерию на семь локтей идвенадцать шагов. Но кто осмелится открыть в пределах этогорасстояния, подвергнется штрафу в двадцать четыре номисмы и будетизгнан [с данного места]. § 4. Мылоторговец не смеет торговать галльским мылом; несмеет продавать мыла метапратам, если они не причислены к этойпрофессии. Если же кто нарушит это постановление, подвергнетсяуказанному наказанию. § 5. Кто будет изобличен в попытке обмануть другого припокупке стакты, будет оштрафован на двенадцать номисм. § 6. Кто, не будучи членом корпорации мылоторговцев, купит уиногородних купцов мыло с тем, чтобы его перепродавать,подвергнется конфискации всего купленного им мыла. § 7. Кто будет уличен в отпуске какому бы то ни было лицумыльного экстракта по какой бы то ни было причине: из дружбы илиуважения, или же из вражды к кому-либо и для того, чтобы погубить 63кого-либо, будет подвергнут наказанию, как за убийство. § 8. Кто будет уличен в изготовлении мыла из животного салаво время святой Четыредесятницы и в какие другие [постные] дни, итем самым оскоромит своих людей, будет побит, острижен иотстранен от дела. § 9. Кто будет продавать мыло кампаном, не имеющимспециального клейма эпарха, то, если он раб, будет передан вчисло императорских рабов, если свободный, – подвергнетсяконфискации.XIII. О САЛДАМАРИЯХ § 1. Салдамарии могут открывать свои эргастерии по всемугороду, на площадях и улицах, чтобы можно было легко найтинеобходимые для жизни предметы потребления. Они могут продаватьсолонину, копченую рыбу, колбасу, сыр, мед, растительное масло,всякого рода бобовые овощи, вутир, смолу сухую и жидкую, кедровоемасло, веревки, льняные нитки, гипс, глиняную посуду, бутылки,гвозди и также всевозможные прочие товары, которые продаются припосредстве кампанов, но не зигий. Однако ни в коем случае они не должны браться за продажутого, чем надлежит торговать продавцам благовоний, мыла, льняныхтканей, браться за дело торговцев напитками или мясника. Если жекто будет уличен в продаже запрещенного, будет побит, острижен иподвергнут ссылке. § 2. Если же кто из салдамариев будет пользоваться гирями имерами, не имеющими клейма эпарха, или же кто будет подскабливатьзолотые монеты или отказывать в приеме монеты тетартерона или вдве тетарты, имеющей нeпoддeльнoe изображение императора, будетпобит, острижен и подвергнут ссылке. § 3. Если же кто из салдамариев будет уличен в попыткеобмануть другого при покупке товара или же повышать цену, онбудет оштрафован на десять номисм. Также, если кто из салдамариев в воскресенье или в деньдругого какого-либо Господнего праздника выставит свой товар внестен эргастерии, будет подвергнут тому же наказанию. § 4. Салдамарии должны следить за поступающими извнетоварами, если таковые принадлежат к числу отнесенных к продаже вих [лавках], чтобы никто, не принадлежащий к их корпорации, неделал запаса этих товаров, ожидая времени недостатка [этихтоваров]. Таких людей следует разоблачать и заявлять о них эпархудля соответствующего наказания. § 5. Салдамарии должны продавать товары в розницу с тем,чтобы с каждой номисмы получать не больше двух милиарисиевприбыли. Если же по рассмотрении их экзагий будет yстановлено, 64что они выгадывают больше, то будут побиты, острижены иотстранены от дела. § 6. Если кто скрыто или явно повышает квартирную платудругого, пусть подвергнется тому же наказанию.XIV. О ЛОРОТОМАХ § 1. Лоротомы должны состоять в ведомстве эпарха,подчиняться ему и следовать его приказаниям в выполнениигосударственных повинностей, но зато они не участвуют в платежах,положенных для всех [лиц], подведомственных энарху. Их простатаназначает эпарх. Если же понадобится выполнение повинностей дляимператорского двора, то пусть они, с ведома эпарха, находятся вподчинении протостратора и пусть получают в качестве дохода, чтосоизволит им пожаловать император. Они не должны покупать кожибольше положенного, сколько они желают употреблять для подготовкик изготовлению ремней. § 2. Нельзя объединить в одном сообществе лоротомов смалакатариями. Малакатарии должны иметь собственного простата,которого по своему усмотрению назначает эпарх. Работатьмалакатарии должны так же, как лоротомы, и вместе с ними работатьнад кожей, которую подготовили дубильщики, но обрабатывать не текожи, которые идут на изготовление сбруи, а те, которые идут наобувь. Вирсоденсы (дубильщики. – М.С.) пусть занимают особоеположение, так как они обрабатывают кожу в чанах, хотя они иимеют общего с ними [малакатариями] простата и находятся вподчинении у одного и того же симпона. В этом и состоит разница[между ними]; одни поэтому называются малакатариями, другие –вирсоденсами. Если же кто станет нарушать этот порядок, то нетолько подвергнется телесному наказанию, но и будет лишен правазаниматься также собственным ремеслом.XV. О МАКЕЛЯРИЯХ § 1. Макелярии не имеют права закупать поросят, но, приходяна скотопригонный пункт в Стратигии, с ведома эпарха могутпокупать клейменый убойный скот, отмеченный эпархом, что с неговзята пошлина по номисме. § 2. Макелярии должны продавать [мясо], исходя из той суммы,которую уплатили при покупке скота по его качеству, причем одноиз животных необходимо заколоть и разрезать на части вприсутствии эпарха. Продавать же нужно, исходя из расчета, чтоноги, голова и внутренности идут в доход [макелярию], а все 65остальное должно быть продано за ту же сумму, которая былауплачена при покупке. § 3. Макелярии не должны встречать торговцев скотом, которыеприводят стада [в столицу из разных местностей], ни в Никомедии,ни в других городах. Макелярии могут отправляться им навстречу лишь на ту сторонуСангария, чтобы таким образом можно было дешевле купить скот ичтобы, разумеется, должная прибыль шла мяснику, а не продавцамскота. § 4. Скотопромышленники могут иметь агентов по закупке скотаи производить покупку скота через них. Однако они не смеютпрепятствовать хоритам приезжать и продавать в столице. § 5. Скотопромышленники должны продавать убойный скот вСтратигии вплоть до начала дня Великого поста, а ягнят отпраздника святой Пасхи до Троицы – на площади Тавра, причемживотные должны клеймиться и пошлина с них должна высчитыватьсясогласно распоряжению эпарха: с убойного скота по номисме, а сягнят по сотой. § 6. Макелярии не имеют права покупать поросят и выставлятьна продажу мясо. Если же кто будет уличен в нарушении приводимыхправил, будет побит, острижен и подвергнут ссылке.XVI. О СВИНОТОРГОВЦАХ § 1. Продавцы свиного мяса должны выставить свидетелей,которые заверили бы о их добром поведении, и лишь после тогомогут получить право на ведение этой торговли. § 2. Те, которые покупают, закалывают свиней и продают ихмясо, должны совершать покупку свиней на площади Тавра. Все те,которые будут уличены в том, что они выходят из города навстречусвиноторговцам и перекупают [их товар] вне города, или же в том,что они покупают свиней в какой-либо иной части города, и те,которые поднимают цены на них, будут побиты, острижены иподвергнуты исключению [из корпорации]. § 3. Старшины свиноторговцев должны сообщать эпарху всякийраз, когда в столицу приводят стада свиней из других местностей,наблюдая, чтобы эти стада не продавались метапратам, но чтобы ониотводились на открытую продажу на площади Тавра. Не выполняющиеэтого будут побиты и острижены. § 4. Если кто из свиноторговцев будет уличен в том, чтоскрывает свиней во дворе какого-либо архонтского дома и там тайнопродает их, подлежит упомянутой каре. § 5. Те, которые закалывают свиней и продают их, не должны 66делать запасов свиного мяса на время недостатка в товарах. Те,которые будут в этом уличены, подвергаются той же каре. § 6. Если же кто из свиноторговцев будет изобличен в том,что пользуется кампаном, не имеющим клейма эпарха, или же будетуличен в обвешивании покупателей, подлежит той же каре.XVII. О РЫБОТОРГОВЦАХ § 1. Рыботорговцы должны иметь свои помещения в такназываемых больших камарах города, продавая там улов рыбы, причемв каждой камаре должен быть простат, который обязан наблюдать,чтобы, исходя из того, по каким ценам была произведена покупкарыбы на море, производилась и продажа, чтобы при этом извлекаласьприбыль не свыше одного милиарисия на каждую номисму. § 2. Рыботорговцам не разрешается коптить рыбу, также неразрешается продавать рыбу иногородним для вывоза из столицы,разве только в случае избытка рыбы, чтобы она не испортилась. § 3. Рыботорговцы должны закупать рыбу на берегу и в скалахс причаливающих кораблей. Рыботорговцы не должны отправляться кэиохам и другим местам рыбной ловли, к отплывающим в морерыбакам, но корабли рыбаков должны причаливать к рыботорговцам,чтобы не дробилась торговля. Рыботорговцы на каждую номисму могут извлекать прибыли несвыше двух фоллов и их простаты по два фолла. § 4. Простаты рыботорговцев должны ежедневно утром раноприходить к эпарху, сообщая о размерах улова белой рыбы заистекшую ночь, чтобы, согласно определению эпарха, производиласьпродажа рыбы населению столицы. Нарушающие это постановлениебудут побиты, острижены и исключены из корпорации.XVIII. О ХЛЕБОПЕКАХ ИЛИ МАНКИПАХ § 1. Хлебопеки, исходя из стоимости закупленного зерна,согласно приказанию эпарха, должны производить и экзагии, аименно: они сами, покупая на одну номисму положенное количествозерна, в присутствии их симпона, размолов и заквасив [купленноена одну номисму зерно], должны начислять прибыль [в размере]одного кератия и двух милиарисиев на одну номисму, из них одинкератий чистого дохода, а два милиарисия на прокормление их людейи животного, приводящего в движение жернов, на квартирную плату, 67а также на топку печи и освещение помещения. § 2. Хлебопеки нe подлежат никаким государственнымповинностям – ни они сами, ни их животные, – чтобы они без всякихпомех могли печь хлеб. § 3. Так как у хлебопеков много горючего материала, онидолжны располагать свои хлебопекарни в безопасных местах, ненаходящихся под жилыми помещениями. Однако и сами обывателидолжны хранить в просторных местах или в специальноприспособленных [помещениях] сено, хворост, папирус, чтобы приналичии подобного легковоспламеняющегося материала не возникли вгороде пожары. § 4. Всякий раз, когда [подвоз] зерна или уменьшается, илиувеличивается, хлебопеки обязаны обращаться к эпарху, чтобы тотдал симпону распоряжение установить применительно к покупной ценена зерно размеры караваев хлеба для продажи. § 5. Должны быть соблюдены важнейшие постановления,касающиеся всех: если кто будет изобличен в расширениисуществующей мастерской, или же, если кто, подрывая торговлюдругого, станет изготовлять товар более низкого качества ипродавать его [по более низкой цене], или же если кто, вторгаясьв профессию другого, будет заниматься обоими видами деятельности,не оставив для себя одного из этих видов с разрешения эпарха, –тот в наказание будет подвергнут порке, острижению волос, будет спозором проведен по городу и осужден на бессрочную ссылку.XIX. О КОРЧМАРЯХ § 1. Старшины корчмарей должны докладывать эпарху всякийраз, когда привозится вино, чтобы он отдал распоряжение, какимобразом это вино следует продавать. Симпону при этом поручаетсязаставлять корчмарей применительно к покупной цене пользоваться[соответствующими] мерами и сосудами, в которых надлежитпродавать вино. Мера должна иметь вместимость тридцать литр, атак называемая мина – три литры. § 2. Если будет обнаружен корчмарь, увеличивающий вмастерской квартирную плату другого, чтобы самому воспользоваться[помещением], то он будет побит и острижен. § 3. Корчмарям не разрешается по большим праздникам и повоскресеньям открывать свои заведения и продавать вино и закускидо второго часа дня. По ночам же, с наступлением второго часаночи, кабачки нужно закрывать и гасить огонь, чтобы тем, которые 68весь день сидят в кабачках, не было разрешено приходить туда же иночью и чтобы в пьяном виде они не устраивали драк, насилий ивсякого безобразия. § 4. Продающие вино корчмари, в случае если у них будутобнаружены сосуды, не соответствующие установленной мере или жене имеющие обычного клейма, будут побиты, острижены и изгнаны изкорпорации.XX. О ЛЕГАТАРИИ § 1. Эпарх города назначает легатария, представив его [наутверждение] императору. При этом легатарию вменяется вобязанность докладывать о всех тех, кто приезжает в богоспасаемыйград из какой бы то ни было местности и с какими бы то ни былотоварами, эпарху, в обязанности которого входит наблюдать за тем,какие они привозят товары, и определять, каким образом эти товарыдолжны быть ими распроданы. Он (легатарий. – М.С.) долженустанавливать определенный срок для продажи [привезенных]товаров, чтобы по истечении этого срока привести их (приезжающих.– М.С.) к эпарху со списком закупленных ими товаров; при этом ондолжен наблюдать, чтобы из столицы не было вывезено ничего изтого, на что наложен соответствующий запрет. § 2. Эпарх города не должен разрешать лицам, приезжающим издругих городов с различными товарами, оставаться в столице более,чем три месяца, но должен распорядиться, чтобы они в этот срокуспели и продать привезенные ими товары, и купить необходимые им,и уехать домой. Если же будут обнаружены лица, пребывающие встолице более положенных трех месяцев, то они должныподвергнуться побоям, острижению волос, конфискации имущества иизгнанию из города. § 3. Легатарию вменяется в обязанность, если он обнаружит,что некоторые лица делают в целях спекуляции запасы привозимыхтоваров на случай недостатка и нарушают интересы общества,докладывать о таких лицах эпарху, чтобы они были побиты,острижены, а сделанные ими запасы конфискованы.XXI. О ВОФРАХ § 1. ...и одним названием характеризуется профессия вофров,– ведь они возможное приводят к несуществующему... Самим же им неразрешается вовсе совершать закупку животных, разве только в томслучае, если окажется излишек животных, которые не будутраскуплены покупателями. Вофры должны свидетельствовать, каковокачество продаваемого животного. Именно в этом и заключается их 69наука. И если животное будет куплено желающим по заключениювофров, то посредник пусть получит за каждое животное одинкератий как от прибывающих извне, так и от живущих в городе. § 2. Если же вофр случайно сам приобрел животное, не зная,что есть желающий купить это животное у продавца, и если [вофр]уступит [ему] это животное, то [вофр] должен получить [доход] накаждую номисму шесть фоллов. § 3. Пусть покупка не делается вне площади Амастриана нивофрами, ни другими дельцами, ни на концах и улицах города, новсе должны совершать сделку, находясь там (т.е. на площади. –М.С.), чтобы нельзя было скрыть тайную продажу краденых изаблудившихся животных. § 4. При этом вофры обязаны быть на конской площади, чтобы,распознавая недостатки [животных], осведомлять о
Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты