КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Протоколы обвинительного процесса Жанны д'Арк
Жанна д'Арк – одна из самых известных фигур Столетнейвойны (1337-1453). Ко времени вступления на престол короляКарла VII (1422) Франция оказалась в критическом положении – всясеверная Франция была оккупирована англичанами, армия была крайнеослабленной, вставал вопрос о независимости французскогогосударства. Ключевым моментом стала осада англичанамиОрлеана (1428). Взятие этой крепости открывало им почтибеспрепятственное продвижение на юг. В этот момент и появиласькрестьянская девушка Жанна д'Арк, уверявшая, что слышит голосасвятых, которые побуждали ее к военному подвигу и обещали ей своюпомощь. Жанне удалось убедить в своей освободительной миссиивоенных, она получила военный отряд и, поддерживаемая опытнымивоеначальниками и народной верой, нанесла несколько пораженийангличанам. Осада Орлеана была снята. Слава и влияние Жанны выросли чрезвычайно. По ее настояниюКарл торжественно короновался в Реймсе. Предпринятая, однако,Жанной попытка штурма Парижа кончилась неудачно. Жанна д'Арк была захвачена в плен в 1430 г. и преданацерковному суду. По настоянию англичан она была обвиненав колдовстве, признана виновной и сожжена в Руане 30 мая 1431 г.Через 25 лет ее дело было пересмотрено, она была признана невинноосужденной, а в 1920 г. причислена к лику святых. Протоколы обвинительного процесса представляют большойинтерес в связи с чрезвычайной политической важностью дела. Онитакже дают яркое представление о том, как воспринималидействительность и судьи, и обвиняемая. Выверено по изданию: Хрестоматия по истории средних веков.Т.II. М., Издательство социально-экономической литературы, 1963.Под редакцией С.Д.Сказкина. СТР. 21 февраля. Первое публичное заседание 428Первое увещевание Жанны ...Стремясь исполнить в этом процессе с милостивой помощьюИисуса Христа, дело которого защищается, долг нашего служениязащите и возвеличению католической веры, мы1 стали прежде всегомилостиво убеждать часто упоминаемую Жанну, тогда сидевшую переднами, а также требовать от нее, чтобы для ускорения настоящегодела и для очищения собственной совести она говорила толькоправду относительно того, о чем ее будут допрашивать по вопросуверы, не прибегая к уловкам и хитростям, которые мешают изложениюистины..Требование дать клятву Затем, согласно нашей обязанности, мы потребовали судебнымпорядком от этой Жанны, чтобы она дала в должной форме,прикоснувшись к св. Евангелию, клятву, что будет говорить, как 429выше упомянуто, правду относительно того, о чем ее будутспрашивать. Эта же Жанна ответила на это следующим образом: «Я не знаю,о чем вы хотите меня спрашивать. Возможно, вы будете у меняспрашивать то, о чем я вам не скажу». Когда же мы ей сталиговорить: «Вы поклянетесь говорить правду относительно того, чтобудут у вас спрашивать касательно веры и что вам будет известно»,она снова ответила, что относительно отца и матери и того, чтоделала, после того как направилась во Францию2, она охотнопоклянется; но что об откровениях божьих она никогда никому неговорила и не открывала их, кроме как одному Карлу3, которогоона называет своим королем; и она не открыла бы этого, даже еслибы ей грозили отрубить голову, так как откровения она получилачерез видения, т.е. свой тайный совет, с тем чтобы она никому ихне открывала; и по истечении ближайшей недели она твердо будетзнать, должна ли она это открывать. И снова, и многократно мы, вышеупомянутый епископ, убеждалии требовали от той же Жанны, чтобы она соизволила дать клятву втом, что будет говорить правду по вопросам, затрагивающим нашуверу. Эта же Жанна, преклонив колени, возложив обе руки на книгу,т.е. на миссал, клятвой обязала себя говорить правду относительнотого, что будут спрашивать у нее касательно вопроса веры и чтоона будет знать, не выставляя при этом ранее упомянутого условия,т.е. того, что никому не скажет и не откроет ей сделанныеоткровения.Первый допрос после клятвы Затем после такой клятвы мы у этой же Жанны спросили о ееимени и прозвище. На это она ответила, что на родине ее зовутЖаннета, а после того как пришла во Францию, прозвана Жанной.Относительно своего прозвища она сказала, что она его не знает.Далее на вопрос о месте рождения ответила, что родилась в деревнеДомреми, которая сливается с деревней Грю, и что в деревне Грюнаходится главная церковь. Затем на вопрос об имени отца и матери ответила, что отцазовут Жаком д'Арк, мать же – Изабеллой. На вопрос, где ее крестили, ответила, что в деревне Домреми. На вопрос, кто были ее крестные отцы и матери, ответила, чтоодну из крестных матерей зовут Агнессой, другую – Жанной, еще 430одну – Сивиллой; из крестных же отцов одного зовут Жаном Ленге,другого – Жаном Баррей; у нее было много и других крестныхматерей, как это она слышала от матери. На вопрос, какой священник ее крестил, ответила, что, какона думает, господин Жан Мине. На вопрос, жив ли он, ответила, что, как она думает, да.Далее на вопрос, сколько ей лет, ответила, что, как ей кажется,около 19 лет. Она сказала, кроме того, что у матери выучила Paternoster, Ave Maria, Credo и что приобщилась к вере толькоблагодаря указанной своей матери. Далее на наше требование сказать Pater noster ответила, чтомы можем ее выслушать на исповеди и она скажет нам охотно этумолитву. И когда снова многократно мы стали у нее требоватьэтого, она сказала, что не скажет Pater noster и пр., если мы еене выслушаем на исповеди. Тогда мы сказали, что охотно ей выделимодного или двух нотаблей, родным языком которых являетсяфранцузский язык и в присутствии которых она произнесет Paternoster и пр. На это Жанна ответила, что не скажет им молитву,если они не будут ее выслушивать на исповеди.Запрещение выходить из тюрьмы Исполнив это таким образом, мы, упомянутый епископ,запретили той же Жанне без нашего разрешения выходить из местазаключения, ей предназначенного в руанской крепости, под страхомуличения в ереси. Она же ответила, что не принимает этогозапрещения, сказав далее, что, если она уйдет, никто не сможет ееукорять в несоблюдении или нарушении данного слова, так какпоследнее она никогда никому не давала. Затем стала жаловаться нато, что ее содержат в железных цепях и кандалах. Тогда мы ейсказали, что прежде она много раз пыталась уйти из тюрьмы, ипоэтому для более надежной и верной ее охраны было приказанонадеть на нее железные цепи. На это она ответила: «Это правда,что я прежде хотела и хотела бы и сейчас уйти из тюрьмы, как этопозволено каждому заключенному или арестанту». После этого мы выделили для надежной охраны Жанныблагородного мужа Джона Гриса, телохранителя господина нашегокороля4, и с ним Джона Бервойта и Вильяма Тальбота, вменив им вобязанность, чтобы крепко и надежно охраняли эту Жанну, непозволяя никому с ней говорить без нашего разрешения. Эти лица, 431коснувшись св. Евангелия, торжественно поклялись исполнить это. Наконец, в конце заседания, после исполнения всегопредпосланного, мы назначили той же Жанне четверг, следовавшийнепосредственно, с тем чтобы она предстала перед судом в 8 часовутра в парадной зале в конце больших палат указанной руанскойкрепости.22 февраля. Второе заседание На следующий вопрос о возрасте, в котором она была, когдаушла из отцовского дома, она ответила, что этого она не знает. На вопрос, научилась ли она в юношеском возрастекакому-нибудь ремеслу, она сказала, что научилась шить полотняноеплатье и прясть и не уступает в этом деле любой руанской женщине.Далее она признала, что из страха перед бургундцами она ушла издома отца и отправилась в город Нёшато в Лотарингии к какой-тоженщине, по прозванию Рыжая, у которой находилась около двухнедель; она прибавила далее, что, пока была в доме отца,занималась домашними делами своей семьи и не ходила в поля совцами и другими животными. Далее Жанна созналась, что голос сказал ей, чтобы онаосталась в г. Сен-Дени5 во Франции; и сама Жанна хотела тамостаться, но против ее воли сеньоры6 увели ее. Если бы, однако,не была ранена, она не ушла бы оттуда; она была ранена впарижских рвах, когда туда отправилась из указанного г. Сен-Дени;но в течение пяти дней она уже оправилась. Далее она призналась,что приказала устроить под Парижем стычку (escharmouche). И когда ее спросили, был ли тогда праздник, она ответила,что, как она почти уверена, тогда был праздник. На вопрос, хорош ли это был поступок, она ответила:«Переходите к дальнейшему допросу».24 февраля. Третье заседание На вопрос, ходила ли она в юношеском возрасте гулять в поляс другими девушками, она ответила, что, конечно, ходила иногда,но не помнит, в каком возрасте. На вопрос, находились ли жители Домреми на сторонебургундцев или на враждебной им стороне, она ответила, что знала 432только одного бургундца, причем она хотела бы, чтобы ему отрубилиголову, однако только по воле божьей. На вопрос, были ли в деревне Марсей7 бургундцы или ихпротивники, она ответила, что были бургундцы. На вопрос, голос ли ей сказал, когда она была уже вюношеском возрасте, чтобы она ненавидела бургундцев, онаответила, что, после того как поняла, что упомянутые голосанаходятся на стороне короля Франции, сама перестала любитьбургундцев. Затем она сказала, что бургундцы получат войну, еслине будут исполнять того, что должны исполнять; и это она знает отуказанного голоса. На вопрос, имела ли она в юношеском возрасте откровение отголоса в том, что англичане должны прийти во Францию, онаответила, что англичане уже были во Франции, когда голоса сталиприходить к ней. На вопрос, гуляла ли она когда-нибудь вместе с маленькимимальчиками, дравшимися за ту сторону, которой она придерживается,она ответила, что об этом не помнит, но отчетливо помнит, какнекоторые из деревни Домреми, дравшиеся со своими противниками изМарсей, иногда приходили оттуда сильно побитыми и окровавленными. На вопрос, имела ли она в юношеские годы серьезное намерениепреследовать бургундцев, она ответила, что у нее было большоежелание и стремление, чтобы ее король получил свое королевство. На вопрос, очень ли она желала стать мужчиной, когда должнабыла прийти во Францию, она ответила, что прежде она уже говорилаоб этом. На вопрос, водила ли она стадо в поля, она сказала, чтопрежде уже ответила на это и что, после того как стала болеевзрослой и достигла зрелого возраста, обыкновенно не пасла стадо,но, несомненно, помогала гнать его на пастбища и в замок поназванию Остров при угрозе нападения солдат; но она не помнит,пасла ли она в юношеском возрасте стадо или нет. Далее ее спросили об одном дереве, находящемся около еедеревни. На это она ответила, что довольно близко от Домремиимеется дерево, под названием дерево Дам, а другие называют егодеревом Фей (des Faées), возле которого есть источник; и онаслышала, что больные лихорадкой пьют из этого источника иприходят брать воду из него для получения исцеления. И это онасама видела, но не знает, получают ли они от этого исцеление илинет. Далее она сказала, что, как она слышала, больные, когдамогут вставать, идут к дереву на прогулку. И есть еще однобольшое дерево под названием Fagus8, откуда берется май9 (le 433beau may); и по обычаю это дерево принадлежало господину рыцарюПьеру де Бурлемон. Далее она сказала, что иногда сама ходила тудагулять с другими девочками и делала у дерева гирлянды для иконысв. Марии Домреми. И часто она слышала от стариков (но не отсвоих родичей), что туда сходятся феи. Она слышала от однойженщины, по имени Жанна, жены мэра Обери из той же деревни (duMaire Aubery), которая была крестной матерью самой допрашиваемойЖанны, что она видела там упомянутых фей; но сама допрашиваемаяне знает, правда это или нет. Далее она сказала, что никогда невидела упомянутых фей у дерева, в чем она вроде уверена, но незнает, видела она их в другом месте или нет. Далее она сказала,что видела, как девушки вешали гирлянды на ветвях дерева, и самаиногда там вешала их вместе с другими девушками; иногда ониуносили их с собой, иногда оставляли. Далее она сказала, что,после того как узнала о необходимости прийти во Францию, малоиграла и гуляла и старалась совсем не думать о развлечениях. Иона не знает, плясала ли возле дерева после достижения зрелоговозраста; но иногда она, несомненно, там могла плясать с детьми,причем больше пела, чем плясала. Далее она сказала, что есть тамодна роща, которую зовут Дубовой (le Bois Chesnu), которая виднас порога отцовского дома и находится от него на расстоянии менеечем пол-лье. Она не знает и никогда не слышала, чтобы тамсобирались упомянутые феи, но она слышала от своего брата, что вих родных местах ходит слух о том, что у дерева Фей Жанна приняларешение действовать. Но она сказала, что это не так и о том жепрежде говорила брату. Далее она сказала, что когда пришла ксвоему королю, некоторые спрашивали у нее, есть ли у нее народине какая-то роща, называемая lе Bois Chesnu, так как естьпророчества о том, что около этой рощи должна появиться какая-тодева, которая сотворит чудеса. Но Жанна сказала, что этому она неверила. На вопрос, хочет ли она иметь женскую одежду, она ответила:«Дайте мне ее, я ее возьму и уйду, иначе я ее не возьму. Ядовольна теперешней одеждой, после того как богу стало угодно,чтобы я ее носила».27 февраля. Четвертое заседание На вопрос, что она больше почитала, свое знамя или меч, онаответила, что гораздо больше почитала, т.е. в сорок раз, знамя,чем меч. На вопрос, кто приказал ей нарисовать на знамени упомянутое 434изображение10, она ответила: «Я уже достаточно вам говорила, чтоничего не делала, кроме как по указанию бога». Она также сказала,что, когда нападала на противников, сама носила указанное знамя,с тем чтобы никого не убивать; и она сказала, что ни разу неубила человека. На вопрос, какое войско передал ей ее король, когда поручилей действовать, она ответила, что он дал ей 10 или 12 тысяччеловек и что сначала она пошла в Орлеан к замку Сен-Лу, а затемк замку Моста11. На вопрос, под какой крепостью это случилось, что онаприказала своим людям отступить, она ответила, что не помнит. Онасказала также, что через сделанное ей откровение была весьмауверена в снятии осады с Орлеана; и об этом же она сказала своемукоролю, прежде чем туда пришла. На вопрос, говорила ли она своим людям, когда должен бытьустроен штурм, что сама будет принимать на себя стрелы, дротики,камни из метательных орудий или из пушек и пр., она ответила, чтонет; напротив, сто человек из ее войска или более было ранено,но, несомненно, она сказала своим людям, чтобы они не колебалисьи сняли осаду. Она сказала также, что во время штурма замка Мостаона была ранена в шею стрелой или дротиком, но получила большоеутешение у св. Екатерины и поправилась в течение двух недель,однако она не прекращала из-за своей раны разъезжать верхом идействовать. На вопрос, твердо ли она знала наперед, что будет ранена,она ответила, что это она хорошо знала и сказала об этом своемукоролю, но, несмотря на это, она не прекращала дальнейшиедействия. И было это ей открыто благодаря голосам двух святых,т.е. св. Екатерины и св. Маргариты. Она сказала далее, что подуказанным замком Моста она первая приставила лестницу, чтобывзбираться вверх, и, когда она поднимала эту лестницу, быларанена, как выше указано, дротиком в шею. На вопрос, почему она не приняла соглашение, которое ейпредложил комендант Жаржо12, она ответила, что сеньоры из еевойска ответили англичанам отказом на просьбу дать им перемирие втечение двух недель, а потребовали от них немедленного ухода наконях. Она также добавила, что со своей стороны она сказала,чтобы воины из Жаржо немедленно ушли в своих полукафтанах или 435плащах, сохранив при этом свою жизнь, если они этого пожелают; впротивном случае они будут захвачены путем штурма.1 марта. Пятое заседание На вопрос, получила ли она письмо от графа Арманьяка,который хотел узнать, кому из трех пап13 он должен повиноваться,она ответила, что этот граф написал ей какое-то письмоотносительно этого; на него она дала ответ, причем среди другоготам было сказано, что, когда она будет в Париже или в другомместе на отдыхе, лично даст ответ. И когда она дала ему ответ, тособиралась сесть на коня. А что касается до копии писем указанного графа и самойЖанны, которые тогда в суде мы приказали зачитать, то эту жеЖанну спросили, таков ли был ее ответ, который содержится вуказанной копии. Она ответила, что, как полагает, она дала такойответ частично, а не целиком. На вопрос, говорила ли она, что то, чего указанный графдолжен был придерживаться в данном вопросе, она знает благодарясовету короля королей14, она ответила, что об этом она ничего непомнит. На вопрос, сомневалась ли она, кому указанный граф долженбыл повиноваться, она ответила, что ей невозможно было указать,кому тот должен был повиноваться, так как граф стремился узнать,кому он должен повиноваться согласно воле божьей. Но что касаетсядо самой Жанны, то она придерживается того и верит в то, что мыдолжны повиноваться господину нашему папе, находящемуся в Риме.Она сказала также, что ответила и другое посланцу упомянутогографа, чего нельзя обнаружить в указанной копии письма; и если быэтот посланец тотчас не удалился, то был бы брошен в воду, однаконе по указанию самой Жанны. Затем она сказала, что на желаниеграфа узнать, кому согласно воле божьей он должен повиноваться,она ответила, что этого не знает, но она передала ему многое,чего не содержалось в письме. А что касается до нее самой, то онаверит в господина папу, который находится в Риме. На вопрос, почему она писала, что даст в другой раз ответ опричине ее веры в того папу, который находится в Риме, онаответила, что данный ею тогда ответ касался других дел, а невопроса о существовании трех пап. На вопрос, говорила ли она, что относительно трех папполучит совет, она ответила, что никогда не писала и неприказывала писать о трех папах. И она поклялась своей клятвой в 436том, что никогда сама не писала об этом и другим не приказывалаписать. Далее она сказала, что не пройдет и семи лет, как англичанеоставят больший заклад15, чем это было под Орлеаном, и что онипотеряют все во Франции. Она сказала также, что упомянутыеангличане понесут бóльшие потери, чем когда-либо имели воФранции, и это произойдет в результате большой победы, которуюбог пошлет французам. На вопрос, откуда она это знает, она ответила: «Я хорошо этознаю через сделанное мне откровение, и это случится до истечениясеми лет; и я готова сильно негодовать, что это может настолькозадержаться». Она также сказала, что об изложенном она знаетчерез откровение так же хорошо, как знает, что мы находимся передней. На вопрос, какой знак она дала своему королю в подтверждениетого, что она пришла от бога, она ответила: «Я всегда вамотвечала, что вы не вырвете у меня этого признания. Идитеузнавать у него самого». На вопрос, клялась ли она не рассказывать о том, о чем у неебудут спрашивать и что касается процесса, она ответила: «Я ужепрежде вам говорила, что не расскажу вам об имеющем отношение кнашему королю. И того, что касается нашего короля, я и теперь неоткрою вам». На вопрос, знает ли она сама тот знак, который дала своемукоролю, она ответила: «Вы не узнаете этого от меня». А затем, таккак ей сказали, что это затрагивает процесс, она ответила: «То,что я обещала держать в полном секрете, я вам не открою». И далеесказала: «Я это обещала при таких обстоятельствах, что не моглабы вам сказать этого без клятвопреступления». На вопрос, кому она это обещала, она ответила, что обещаласв. Екатерине и св. Маргарите и это было указано королю. Далеесказала, что это она обещала двум упомянутым святым, хотя те отнее этого не требовали. Жанна это сделала по своему собственномупобуждению, так как, если бы она не давала обещания указаннымсвятым, слишком много людей допытывалось бы у нее относительноэтого. На вопрос, был ли еще кто-нибудь при короле из егоокружения, когда она дала ему знак, она ответила, что, как онадумает, другого лица там не было, хотя довольно близко было многолюдей. На вопрос, видела ли она сама корону на голове своегокороля, когда давала ему знак, ответила: «Я не могу вам этогосказать без клятвопреступления».3 марта. Шестое заседание 437 На вопрос, видела ли она или приказывала ли делатькакие-нибудь свои портреты или изображения, на которых можно былобы ее узнать, она ответила, что видела в Аррасе16 одну картину вруках какого-то шотландца; на ней было изображение Жанны в полномвооружении, передающей какую-то грамоту своему королю ипреклонившей колено. И она сказала, что никогда не видела и неприказывала делать какой-либо свой портрет или изображение. На вопрос о картине у ее хозяина17, на которой былинарисованы три женщины с надписью: «Правосудие, мир, единение»18,она ответила, что об этом ничего не знает. На вопрос, знает ли она, что ее сторонники приказывалиустраивать в ее честь службу, мессу и молитвы, она ответила, чтооб этом ничего не знает, и если они устраивали какуюнибудьслужбу, то это не по ее приказанию; однако если они молились занее, то, как ей кажется, они не делали ничего дурного. На вопрос, твердо ли верят ее сторонники, что-она посланабогом, она ответила: «Я не знаю, верят ли они в это, и я оставлюэто на их совесть; но если они этому и не верят, я все же посланабогом». На вопрос, думает ли она, что ее сторонники придерживаютсяистинной веры, если верят, что она послана богом, она ответила:«Если они верят, что я послана богом, то они в этом не ошиблись». На вопрос, знала ли она хорошо настроение своих сторонников,когда они целовали ей ноги, руки и одежду, она ответила, чтомногие охотно приходили к ней и они целовали ее руки и одежду,хотя она старалась этого не допускать; и бедные люди охотноприходили к ней, так как она не вызывала у них неудовольствия, апо возможности их поддерживала.
Статут парижских булочников
| СТР. 1. Никто не может быть в пределах Парижского округа 265булочником, если не купит у короля право заниматься ремеслом;если (только) он не живет у св. Марселя, у св. Германа в лугах,вне стен Парижа, или на старой земле госпожи св. Женевьевы, илина земле капитула Парижской богоматери, расположенной в Гарланд,за исключением земли св. Маглуара внутри и вне парижских стен иземли св. Мартина в полях, лежащей вне парижских стен. И продаютвышеупомянутое ремесло от имени короля те, которые купили его укороля, одному дороже, другому дешевле, как им заблагорассудится. 2. Никто не может быть в пределах Парижского округабулочником, кроме тех, кто живет на вышеупомянутых землях, еслион не платит королю обана (hauban) и кутюмов по ремеслу, если(только) у него нет королевской привилегии. 3. Булочники, живущие на вышеупомянутых землях, могут не 266покупать, еcли им не нравитcя, право заниматьcя ремеслом укороля, и могут быть плательщиками обана, если пожелают. Если онибудут платить обан, будут иметь (все) другие вольности, которымипользуются плательщики обана и, если они не будут платить обана,они обязаны взносами по ремеслу как чужаки. 4. Если новый булочник купил право заниматься этим ремесломраньше дня св. Иоанна Крестителя, если он не живет навышеупомянутых землях, то он должен заплатить 6 парижских су1королю в качестве обана к следующему дню св. Мартина зимнего; и ккаждому следующему св. Мартину зимнему 6 парижских су, в качествеобана королю, до тех пор, пока он желает быть плательщиком обанаи членом цеха булочников. 5. Если булочник, плательщик обана, поселится накакой-нибудь из вышеупомянутых земель, он свободен от платежаобана, если хочет, но (тогда) он будет обязан платить кутюмы ивзносы по ремеслу как чужак. 6. Если новый булочник купит право заниматься ремесломбулочника между днем Иоанна Крестителя и св. Мартина зимнего, онне должен платить в этот день св. Мартина шести су обана, нобудет их платить в каждый следующий день св. Мартина, если неживет на какой-либо из вышеупомянутых земель, как выше сказано. 7. «Обан» – собственное имя одного кутюма, согласно которомубыло издавна установлено, что если кто-нибудь будет плательщикомобана, он будет свободнее и будет платить меньше налогов икутюмов с товаров своего ремесла, чем тот, кто не будетплательщиком обана. 8. Издавна было установлено, что плательщики обана должныделать взносы в размере одной меры вина (un mui de vin). А затемдобрый король Филипп заменил эту меру вина 6 парижскими су из-зараспри, которая происходила между бедными плательщиками обана ивиночерпиями короля, получавшими обан от имени короля. 9. Мастера, плательщики обана, одни должны платить полобана,т.е. 3 су, другие – полный обан, т.е. 6 су, третьи – полтораобана, т.е. 9 су. 10. Не все парижские мастера плательщики обана, и никто неможет быть плательщиком обана, если не принадлежит к цеху,платящему обан, или если король не пожалует ему это право в видедара или посредством продажи. 11. Булочники, плательщики обана, освобождены от уплатытонлье при покупке и перепродаже свиней в том случае, если ониуже однажды поели их муки. И если булочники освобождены от уплаты тонлье с зерна,которое они покупают для своей выпечки, и с хлеба, который онипродают, то все-таки каждый булочник, новый или старый, должендавать каждую неделю королю полтора хлеба в качестве тонлье. 12. Новый булочник должен в первый же год, когда он купил 267право заниматься ремеслом булочника, уплатить 25 денье кутюмакоролю; на Крещение и на Пасху – 22 денье и на Иоанна Крестителя,– 5 денье и один обол, и каждый год 6 су обана, каждую неделюполтора хлеба в качестве тонлье. И столько же он должен на второйгод, столько же на третий и столько же на четвертый год. И такдолжен поступать каждый новый булочник в течение вышеупомянутыхчетырех лет по отношению к тому, кто собирает хлебные кутюмы отимени короля, при чем он на каждое Крещение делает на биркезарубку. 13. Когда новый булочник выполнит таким образом (всеположенное) в течение 4-х лет, он возьмет новый глиняный горшок сорехами и воздушными пирожными; он придет в дом старшины и с нимвместе сборщик кутюмов, все булочники и подмастерья. И новыйбулочник должен отдать свои орехи и свой горшок старшине исказать: «Старшина, я выполнил все положенное в течение моихчетырех лет». И старшина должен спросить сборщика кутюмов –правда ли это? И, если он скажет, что это правда, старшина должендать новому булочнику его горшок и его орехи и приказать, чтобыон бросил их об стену. И тогда новый булочник должен бросить свойгоршок с орехами и воздушными пирожными об стену дома старшиныснаружи. И тогда старшина, сборщик кутюмов, новый булочник и всеостальные булочники и подмастерья войдут в дом старшины, истаршина должен дать им огонь и вино. И каждый из булочников, иновый булочник, и старший подмастерье должны каждый старшинебулочников один денье за вино и огонь. 14. Старшина булочников должен дать знать сборщику кутюмов,булочникам, старшим подмастерьям, что они должны прийти в этотдень в его дом. И они должны прийти или прислать свой деньестаршине булочников за вышеупомянутое вино. 15. Если булочники и старшие подмастерья не придут в этотдень, получив извещение, или не пришлют своего денье старшинебулочников, старшина может им запретить заниматься ремеслом, покане уплатят вышеупомянутого денье. 16. Днем, который старшина булочников должен назначитьсборщику кутюмов, булочникам и старшим подмастерьям, должно бытьпервое воскресенье после Нового Года. 17. Когда пройдут эти четыре года нового булочника, (онбудет работать с этого момента как мастер-булочник) и будетплатить королю каждый год только 10 денье кутюма на Новый Год,12 денье на Пасху, 5 денье и обол в день св. Иоанна Крестителя и6 су обана в день св. Мартина зимнего, и полтора хлеба каждуюнеделю в качестве тонлье, а именно: половину – в среду, а целыйхлеб – в субботу. Эти полтора хлеба на третьей неделе беретепископ, т.е. король берет в течение двух недель, а епископ – натретью неделю. 18. Если новый булочник потеряет свою бирку один илинесколько раз в течение вышеупомянутых четырех лет, он долженвсякий раз, как ее потеряет, одного каплуна или 12 денье (вместокаплуна) тому, кто охраняет королевские кутюмы от имени короля. 19. Все булочники, старые и новые, должны каждый каждую 268неделю королю полтора хлеба в качестве тонлье вместе с другимивышеупомянутыми кутюмами и взносами. Если они живут навышеуказанных землях и приносят свой хлеб в ряды, они должныдавать вышеупомянутые полтора хлеба вместе со всеми остальнымикутюмами, которыми обязаны посторонние булочники. 20. Король Филипп отдал сбор тонлье одному шевалье. И те,кто им владеет, должны брать с каждого булочника полхлеба всреду, если у булочника есть хлеб в окне или в печи, и денье всубботу, если есть хлеб в окне или в печи. А если у него в этидни нет хлеба, он не должен (давать) ни половины, ни целогохлеба. 21. Король дал своему мастеру-хлебодару управление цехомбулочников до тех пор, пока ему будет угодно, низшую юрисдикцию иштрафы, собираемые с булочников, старших подмастерьев и младшихподмастерьев, так же как дела о нарушении цеховых постановлений идраки без пролития крови и судебные иски, кроме исков особственности. Этот мастер-хлебодар должен управлять цехомбулочников и взимать именем короля штрафы, покуда последнемубудет угодно. Мастер-хлебодар должен выбрать достойногобулочника, который бы охранял его цех и взимал штрафы и которыйбы легко умел распознавать хорошие и доброкачественные товары. 22. Когда король поручит своему мастеру-хлебодару управлениецехом булочников, мастер-хлебодар должен приехать в Париж исобрать всех булочников при посредстве того, кто его заменяет. Идолжен выбрать 12 самых достойных членов цеха булочников, илибольше, или меньше, смотря по тому, что ему покажется лучшим,которые бы лучше других распознавали хлеб и знали ремесло, дляблага горожан. И эти 12 достойных людей должны поклясться на св.Евангелии, что они будут охранять ремесло честно и добросовестнои что при оценке хлеба они не пощадят ни родственника, ни друга иникого несправедливо не присудят к наказанию из ненависти илинедоброжелательства. 23. Ни один булочник не должен печь в воскресенье, ни в деньНового Года, ни на следующий, ни на третий день, но на четвертыйдень Нового Года он может печь (хлеб). 24. Ни один булочник не может печь (хлеб) в деньБогоявления, ни в день Сретения Господня, ни в праздник БожьейМатери в марте месяце, ни в праздник Божьей Матери в срединеавгуста, ни в день Рождества Богородицы. 25. Ни один булочник не может печь в день св. Апостолов,накануне которого постятся, ни в праздник св. Петра в началеавгуста, ни в праздник св. Варфоломея, ни на следующий день послеПасхи, ни в день Вознесения, ни на следующий день после Троицы. 26. Ни один булочник не может печь в день праздникасв.Креста после августа (месяца), ни в день праздника св.Креста вмае (месяце), ни в день рождения св. Иоанна Крестителя, ни в деньпраздника св. Мартина зимнего, ни зимою в день праздникасв. Николая. 27. Ни один булочник не может печь в день св. Магдалины и вдни праздников св. Жака и св. Христофора, ни в день св.Лаврентия. 28. Ни один булочник не может печь в дни св. Жана и 269св. Филиппа, ни в день св. Дионисия, ни в день всех святых, ни вдень праздника мертвых, если не эшодэ2 с целью раздать их Христаради, ни в день праздника св. Женевьевы после Нового Года. 29. Ни один булочник не может печь накануне всехвышеупомянутых праздников без соблюдения условия, чтобы хлебыбыли посажены в печь не позже часа, когда зажигаются лампады, нив субботу, за исключением кануна Нового Года, когда они могутпечь до звона к заутрене в Парижском соборе Богоматери. 30. Булочники могут печь по понедельникам с рассвета, кактолько зазвонят к заутрене в соборе Богоматери, если ни один извышеупомянутых праздников на них не падает. 31. Если какой-нибудь булочник будет печь в один извышеупомянутых праздников, должен заплатить с каждой печи 6 деньеи 2 пригоршни хлеба, ценою в два су, которые старшина и присяжныераздадут каждый раз Христа ради, когда булочник будет в этомуличен. И если бы хлеба в Париже не хватило, условлено, чтобы онтогда получил позволение печь у старшины булочников. 32. Ни один булочник не должен делать хлеб больший, чем вдва денье, если это не пирожное для подарка, ни меньший, чем вобол, если это не эшодэ. 33. Все булочники должны делать хлеб ценою в денье, иполовинный хлеб и хлеб в два денье – хорошими и добросовестными,согласно с ценами на зерно (selonc le marché qu'il ont du blé). 34. Если какой-нибудь булочник продает 3 двойных хлебадороже, чем за 6 денье, или дешевле, чем за 5 оболов, теряетхлеб. Этот хлеб получает старшина булочников и распоряжается импо своему усмотрению. 35. Парижские булочники должны делать такой хороший ибольшой хлеб ценою в денье и в обол, чтобы за 6 хлебов в одинденье не могло быть дано меньше 5 денье и обола; нельзя взять ибольше 6 денье и обола за 6 хлебов, ни больше 11 хлебов за 12денье, ни больше 12 хлебов за 13 денье. 36. Присяжные, которые оценивают хлеб, должны ходить погороду с целью конфисковать маленькие хлебцы каждый раз, когдаони будут призваны для этого старшиной цеха; (он может назначитьдля этого) сколько угодно присяжных, но не меньше четырех, когдапожелает идти по городу. 37. Когда старшина и присяжные ходят по городу с цельюконфисковать маленькие хлебцы, они берут с собой сержанта изШатлэ; с окна, где они находят хлеб для продажи, старшина беретхлеб и передает присяжным, и присяжные смотрят, достаточных ли онразмеров или нет. И если он достаточных размеров, присяжные сновакладут его на окно, а если нет, отдают хлеб в руки старшине. Итеперь старшина хорошо знает, что хлеб мал и может взять все,остающееся от той же самой выпечки. 38. И если в окне есть разного рода хлеб, старшина даст 270осмотреть все сорта, и те, что окажутся маленькими, старшина иприсяжные велят раздать Христа ради. 39. Ни один хлеб не может быть взят, если при этом неприсутствуют старшина и присяжные, ни маленькие хлебы не могутбыть розданы бедным, если старшина и присяжные не будут согласнымежду собою, и ни один хлеб не может быть сочтен слишком малым,если маленьких хлебов этого сорта не будет больше, чем больших. Ималенький хлеб всегда потерян. 40. Если старшина находит недоброкачественно выпеченныйхлеб, т.е. не указанного размера, так что 3 хлеба продают дороже,чем за 6 денье, и дешевле, чем за 5 денье и обол, или хлеб вполтора денье, которых 12 штук продают дешевле, чем за 11 денье,или 13 штук дешевле, чем; за 12 денье, за исключением эшодэ,которых можно отдать 14 штук за 12 денье, никак не меньше (еслиподобный хлеб будет найден, будет считаться, что у мастера весьхлеб недобросовестно выпечен), и старшина поступит (с этим)хлебом по своему усмотрению, если это произошло не в субботу, иничего не скажет присяжным. 41. Все парижские и из других мест булочники могут продаватьв субботу на парижском рынке хлеб на разные цены, как могут, ночтобы хлеб был не больше, чем в 2 денье; если же он будет больше,поступает в распоряжение старшины. Такой хлеб называется «painpote». 42. Старшина и вышеупомянутые присяжные свободны от несенияночной сторожевой службы ради заботы и труда, которые они несут,охраняя принадлежащий королю цех булочников. И это установилакоролева Бланка3, да отпустит ей Бог грехи. 43. Если какой-нибудь булочник вызван на суд перед старшинойбулочников и он виновен, должен заплатить 6 денье штрафастаршине; и, если он не сможет прийти на суд, должен заплатить 6денье штрафа старшине. 44. Если служащий у булочника, старший или младшийподмастерье или помощник, а именно: веяльщик, тот, кто просеиваетмуку сквозь сито, тот, кто замешивает тесто, будут призваны насуд перед старшиной по своей вине, признают ли они свой долг илибудут отрицать и будут обвинены, или не явятся на вызов старшины,каждый из них должен заплатить 3 денье штрафа старшине. 45. 6 денье штрафа булочника и 3 подмастерья старшина беретравно как с тех, кто признает свою вину, так и с тех, кто ееотрицает, для того чтобы справедливость не была нарушена; выше(этой суммы) он не может поднять штрафа. 46. За одно судебное дело старшина может взять только одинштраф. Если же тот, на кого наложен штраф, так заносчив или такбезумен, что не хочет повиноваться приказу старшины или заплатитьштраф, если он (мастер) булочник, старшина может запретить емузаниматься ремеслом, и с тех пор булочник не может печь хлеб,если тесто не было приготовлено раньше, чем было наложено 271запрещение; если же тесто было приготовлено, он может его испечь. 47. Если булочник печет хлеб несмотря на запрещениестаршины, если тесто не было заготовлено раньше запрещения,старшина может взять хлеб и поступить с ним по своему усмотрению.А если булочник оказывает сопротивление, старшина булочников идетк парижскому прево, и прево должен его обуздать. 48. Если подмастерье булочника или помощник, который должензаплатить штраф старшине, так упрям и безумен, что не хочетповиноваться приказанию старшины или заплатить штраф, старшинаможет запретить ему заниматься ремеслом и (приказать) всембулочникам, чтобы они не брали его на работу прежде, чем он невыполнит приказания старшины, согласно цеховым постановлениям. 49. Если булочник берет на работу подмастерье несмотря назапрещение старшины, он должен быть присужден к уплате 6 деньештрафа старшине. Если же булочник не хочет платить 6 денье или нехочет перестать пользоваться работой подмастерья, несмотря назапрещение старшины, старшина может ему запретить заниматьсяремеслом и наложить вышеупомянутым способом штраф, а именно:конфисковать все содержимое печи, если он печет после запрещения,и воспользоваться, если будет необходимость, властью короля. 50. Булочник или подмастерье, которым запрещено заниматьсяремеслом, должны попросить старшину позволить им вновь заниматьсяремеслом, и старшина должен вернуть им это право, если ониуплатили судебную пеню истцу и штраф старшине. 51. Если старшина не хочет возвратить право заниматьсяремеслом булочникам или подмастерьям, у которых он отнял этоправо, потому что ему кажется, что проступок их слишком тяжел,как, например, если бы они оскорбили его словом или делом вовремя исполнения им судебных обязанностей, или кого-нибудьдругого в его присутствии, или присяжных, когда они берутмаленькие хлебы, (тогда) тот, которому старшина не хочетвозвратить право заниматься ремеслом, должен взять двух присяжныхили кого-нибудь другого и просить старшину, чтобы он возвратилему право заниматься ремеслом, давая залог с обязательствомявиться на суд перед королевским хлебодаром. Если бы старшина былтак упрям, что не захотел бы взять залог, – тот, кому запрещенозанятие ремеслом, должен был бы предложить (залог) присяжным, иприсяжные должны возвратить ему право заниматься ремеслом доразбирательства дела мастером-хлебодаром, с тем чтобы правастаршины и других были удовлетворены сполна. 52. По приезде мастера-хлебодара он должен заставить явитьсяперед собой стороны, выслушать дело и окончить его,посоветовавшись с присяжными цеха, согласно исконным обычаямвышеупомянутого цеха. 53. Король Филипп4 постановил, что никто, живущий внепарижской области, не может привозить лично, или при посредстведругих, хлеб для продажи в Париж, кроме субботы, потому что 272булочники, живущие в Париже, обязаны королю тальей, ночноюкараульною королевской службой, и каждый ежегодно уплачиваеткоролю 9 су, 3 обола как обана, так и кутюма, и каждую неделю на3 обола хлеба в качестве тонлье королю или тому, кому корольотдал этот сбор, ecли (только) они не освобождены от этогокоролем. И этот обычай был строго соблюдаем в царствованиеФилиппа. Однако случилось в нынешнее царствование, да дарует Богдобрую жизнь королю, что булочники из Корбейль и из других местнаняли амбары на Грэвской площади и в других местах, чтобыпродавать свой хлеб в течение недели, чего они не могут и недолжны делать. Парижские булочники жаловались по этому поводукоролю и просили, чтобы установление, которое было дано им егодедом, королем Филиппом, он заставил соблюдать и охранять. Ониуказали на большую выгоду, приносимую королю булочниками, каждыйгод платящими ему кутюмы. Тогда король подтвердил постановлениесвоего деда и приказал, чтобы никто из булочников, живущих внеПарижской области, не приносил лично ни через посредствокакого-нибудь лица хлеб для продажи в Париж, кроме субботы; еслиже он его принесет лично, или при посредстве кого-нибудь другого,этот хлеб будет потерян и отдан Христа ради старшиной иприсяжными цеха, если только это не случилось во время непогоды,т.е. сильных морозов или сильных дождей, когда парижскиебулочники из-за этой помехи не могут удовлетворить город Париж. 54. Король Филипп постановил, что булочники, живущие вПарижском округе, могут продавать свой бракованный хлеб, т.е.хлеб, искусанный крысами или мышами, слишком твердый, сожженныйили перестоявшийся, хлеб переросший, слишком густой, неудавшейсяформы, т.е. слишком маленький, который они не осмеливаютсявыставить на прилавки, в воскресенье в рядах, могут продавать егоперед кладбищем Невинных, там, где продают железо или, еслихотят, могут продавать его в воскресенье между папертью собораБогоматери и церковью св. Христофора. 55. Булочники, живущие в Парижском Округе, если они платятобан, могут принести на вышеупомянутое место в воскресенье свойхлеб в своих корзинах или привезти в лодках, и принести своиприлавки, лари или столы, с условием, чтобы прилавок не былдлиннее пяти пье5. 56. Если булочник, плательщик обана, приносит навышеупомянутое место хорошо испеченный хлеб, он это можетсделать. Если старшина находит, что хлеб плох, он принадлежитему. Если старшина и присяжные находят, что хлеб слишком мал, онимогут его взять и отдать Христа ради, как выше сказано. 57. Ни гражданин, ни чужак не должны иметь долю в зерне,которое парижский булочник, плательщик обана, покупает для своейвыпечки, если первый не живет в Париже. Если же он живет вПариже, он должен иметь один секстарий для своего стола как долю 273покупки булочника, плательщика обана, если он не булочник,который не платит обана. Так как булочник, который не платитобана, никогда не имеет доли (в покупке) плательщика обана, ноплательщик обана имеет долю (в покупке) того, кто не платитобана, если он придет на рынок раньше, чем сделка будетзаключена. 58. Если человек, живущий в Париже, хочет иметь секстарийзерна для своего стола из покупки булочника, плательщика обана,то он может его получить, если он или его слуга придут тудараньше, чем будет завязан мешок или корзина, если в этом мешкеили тележке 2 или больше секстариев зерна. Если же там не большетрех мин6, парижский обыватель получит одну мину для своегостола. 59. Парижские обыватели могут торговать и покупать рожь напарижском рынке для своего стола в присутствии булочников,плательщиков обана, при чем ни булочник, плательщик обана, нидругие булочники не могут иметь доли в их покупке. Если парижскийобыватель, не булочник, захочет иметь долю, может ее иметь, еслипридет до уплаты Божьего денье. 60. Если булочник, плательщик обана, лично или припосредстве своих слуг захочет иметь долю в покупке булочника,который не платит обана, следует, чтобы он пришел на рынокраньше, чем сделка будет заключена между продавцом и покупателем. 61. Если парижский обыватель покупает зерно для перепродажии на рынок придет торговец зерном, булочник, плательщик обана,или булочник, который не платит обана, и будет на рынке в моментвыбивания денье..., так же будут иметь право доли, как и другие,которые будут при этом присутствовать. Если они не придут кмоменту выбивания денье, они не будут иметь доли, ни плательщикобана и никто другой.Разрешение булочникам свободной выпечки По этому поводу согласились между собой парижские граждане иговорят, что во времена короля Филиппа, доброй памяти, былараспря между парижским прево и парижскими булочниками из-за того,что парижский прево хотел снести и уничтожить печи булочников, поповоду чего булочники жаловались монсеньеру королю. И с тех пор, с согласия и по воле монсеньера короля, былопостановлено, что каждый булочник может поставить печь в своемдоме, потому что каждый булочник платил монсеньеру королю 9 су 3обола и еще теперь платит. И еcли какой-нибудь клирик или мирянин отправит ккакому-нибудь булочнику cвое зерно, чтобы он cделал из него хлеб(клирику или мирянину), булочник может это сделатьбеспрепятственно. Булочники, не имеющие собственных печей, могут 274идти (печь) в других печах, где им покажется лучше. Кроме того, булочники могут ставить собственные печи безовсякого препятствия и постоянно печь всякое печенье, где имбольше понравится, без штрафа. Это постановление было сделано согласно приказу короляФилиппа7. Комментарии1 Парижский ливр – 20 су, 1 су – 20 денье, 1 денье – 2 обола.2 Один из сортов печенья.3 Бланка Кастильская, мать Людовика IX, была регентшей французского королевства в 1226-1236 и 1248-1252 гг.4 Филипп II Август (1165–1223).5 Мера длины (фут).6 Буассо – около 13 литров, мина (парижская) – 6 буассов.7 По-видимому, речь идет о Филиппе III Смелом (1270-1285). Выверено по изданию: Социальная история средневековья. Т.II.Деревня и город позднего средневековья. Под ред. Е.А.Косминскогои А.Д.Удальцова. М.-Л., Госиздат, 1927.
Статут парижских золотых дел мастеров
| СТР. 1. Кто хочет и знает ремесло, может быть в Париже золотых 297дел мастером, с условием, чтобы он работал согласно обычаям иустановлениям цеха, которые таковы. 2. Ни один золотых дел мастер не может обрабатывать в Парижезолото, если оно не пломбировано парижской или лучшей пломбой;эта пломба превосходит всякое другое золото, обрабатываемое наземле. 3. Ни один золотых дел маcтер не может обрабатывать в Парижеcеребро, если оно не будет так же хорошо, как cтерлинг, илилучше. 4. Золотых дел мастер может держать только одногопостороннего ученика; но из своей родни или родни своей жены,дальний ли родственник или близкий, может иметь их столько,сколько пожелает. 5. Ни один золотых дел мастер не может держать ученика,близкого или постороннего, меньше 10 лет, если только ученик неумеет заработать 100 су в год и издержки на свой стол. 6. Золотых дел мастер не может работать ночью, если это неработа для короля, королевы, их детей, их братьев и дляпарижского епископа. 7. Ни один золотых дел мастер не обязан платить кутюмов низа какую вещь, которую покупает или продает, относящуюся к егоремеслу. 8. Ни один золотых дел мастер не может открывать своегорнило в день Апостолов, если он падает не на субботу, кромеодной мастерской, которую каждый, в свою очередь, открывает вэтот праздник и в воскресенье. И сколько тот, чья мастерская,заработает, кладет в кассу братства золотых дел мастеров, кудакладут денье в пользу бедных, накапливаемые золотых дел мастерамипри купле и продаже. И из всех денег этой кассы дают на Пасхуобед бедным больным парижского госпиталя. 9. Все вышеупомянутые постановления золотых дел мастерапоклялись выполнять и охранять хорошо и честно. И если в Парижприезжает посторонний золотых дел мастер, он клянется исполнятьвсе эти постановления. 10. Парижcкие золотых дел маcтера оcвобождены от несенияночной караульной службы, но они должны нести другие повинности,которыми обязаны королю прочие граждане. 11. Следует знать, что достойные люди цеха выбирают двух 298присяжных для охраны цеха. Эти достойные люди клянутся, что онибудут охранять цех хорошо и честно, согласно вышеупомянутымобычаям и установлениям. Когда же эти присяжные окончат своюслужбу, члены цеха не могут снова возложить на них обязанностинаблюдать за цехом ранее, чем 3 года спустя, если они по ихдоброй воле не пожелают войти в эту должность. 12. Если трое присяжных найдут члена цеха, который работаетиз плохого золота или плохого серебра и не хочет раскаяться, троеприсяжных приводят его к парижскому прево, и прево его наказываеттем, что изгоняет его на 4 или на 6 лет, судя по тому, чего онзаслужил. Выверено по изданию: Социальная история средневековья. Т.II.Деревня и город позднего средневековья. Под ред. Е.А.Косминскогои А.Д.Удальцова. М.-Л., Госиздат, 1927.
|