КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развитияСостояние социологической теории в любой исторический период определяется прежде всего двумя базисными моментами. Первый состоит в том, что социология всегда стремится темати-зировать, описать и теоретически постичь наличное социальное состояние, или состояние общества на данный момент во всей совокупности его функций и проявлений, а также отыскать те основные социально-исторические факторы и обстоятельства, которые способствовали становлению и оформлению наличного состояния общества. Второй момент заключается в том, что характер социологической теории в каждый период во многом определяется ее собственным историческим прошлым, тем путем, который проделала социологическая теория. Предметно-содержательное, логическое и методологическое развитие социологической теории в значительной мере задает общий теоретический горизонт, определяет проблемное поле и предоставляет инструментарий для многообразных конкретных и специализированных исследований социальной реальности. Взаимодействие двух указанных моментов проявляется в том, что новизна наличного социального состояния модифицирует и расширяет общий горизонт унаследованной социологической теории, формулировку ее основных проблем. Новое социальное состояние требует трансформации старых теорий (или отказа от них) и создания новых. Современная социология — это и социология, исследующая социальное настоящее, и социология, имеющая двухсотлетнюю историю развития. Следует подчеркнуть, что в ходе взаимодействия двух указанных базисных моментов, как правило, возникает напряжение между требующими исследования новыми социальными явлениями и унаследованными, но уже не во всем адекватными средствами такого исследования. Это напряжение порождает интенсивные История социологии теоретические поиски, стимулирует методологическую саморефлексию. В результате оно трансформируется в напряжение между унаследованными и новыми социологическими теориями, стремящимися постичь новое социальное состояние. Подобное «имманентное» противоречие между старыми и новыми теориями и составляет, как правило, нерв социологического поиска. В настоящее время напряжение между историческим наследием социологии и современностью конкретизируется в виде напряжения между социологией, как социологической теорией модерна, обществ модерна, и социологическими теориями современности, получившими название постмодерна. В силу указанных обстоятельств представляется необходимым сосредоточить внимание на сравнительном анализе основных идей и позиций, с одной стороны, социологических теорий модерна, с другой — современных социологических теорий. Прежде всего следует осуществить сравнительный анализ тех концептуальных образований, которые составляют общий предметный и теоретический каркас всего многообразно дифференцированного комплекса социологического знания, иными словами, тех теорий и концепций, которые образуют теоретическую основу современной социологии и в которых формулируются соответствующее социологическое видение и основные методологические представления, касающиеся природы социальной реальности и социологии как науки, а также общую социальную теорию общества и теорию социального развития. Итак, проанализируем последовательную историческую трансформацию указанных теоретических оснований социальной науки, происходившую на фоне реальной исторической трансформации классического модерна в современное социальное состояние, получившее название постмодерна, глобального общества и т.п. * * * Социология как наука, отличающая себя от всех других наук и прежде всего от всех вариантов предшествующей социальной рефлексии, возникла на рубеже XVIII—XIX столетий. Ее возникновение было обусловлено целой серией вполне известных и общепризнанных факторов. Назовем два наиболее важных. Первый — европейские буржуазные революции XVII- XVIII столетий, которые способствовали становлению обществ модерна: капиталистических, индустриальных, демократических обществ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ с рыночными экономиками и парламентскими политическими системами. Одним из следствий этого процесса стало возникновение гражданского общества. Впервые появляется общество не как объект политического управления со стороны государства, а как относительно автономная сфера, сфера спонтанного социального взаимодействия и социальных форм. Соответственно впервые появляется общество не как объект и предмет политической или социальной философии, а как объект и предмет социологии. Второй фактор — становление науки Нового времени и новой научной картины мира, в рамках которых были разработаны и сформулированы принципы научности и концепция естественнонаучного закона, не только востребованные новой социальной наукой, но и ставшие условием ее формирования. Социология началась с того, что была провозглашена Огюстом Контом в качестве отдельного специфического знания, претендующего на статус позитивной науки. Родоначальник позитивизма вычленил и обосновал социологию как исторически сформировавшуюся на «позитивной стадии» развития человечества новую науку, обладающую своим собственным позитивным методом и своим предметом. Научность социологии очень жестко увязывалась с ее эмпирической фундированностью, рациональностью используемой ею методологии и способностью к открытию и формулированию законов общественного порядка и развития. Уже в классический период ее развития в социологии оформились два базисных методологических подхода. Первый заключался в формулировании социологической теории на основании приоритета целого, общества, структуры по отношению к индивидам и их социальному действию (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс). Второй подход основывался на методологическом приоритете действия индивидов по отношению к структуре, обществу. Речь идет прежде всего о теориях Г. Зиммеля и М. Вебера. Эти методологические альтернативы являют собой фундаментальную дуальность, разрешением которой занималась вся последующая социологическая методология вплоть до наших дней. Спор ведется по поводу того, что является причиной (определяющим), а что — следствием (определяемым). Действие определяет структуру или структура определяет действие? Первый подход опирался на объективистски-позитивистскую методологию, второй — на интерпретационную методологию, на теорию понимания. Первый подход рассматривал социологию как ана- 14 История социологии логичную естественнонаучным дисциплинам объективную науку, формулирующую каузальные социальные закономерности, второй — как науку о культуре, оперирующую смыслами и значениями. Однако при всех различиях приверженцы обоих подходов ни в коей мере не сомневались в том, что социология является наукой, причем позитивной, опирающейся прежде всего на эмпирический материал и выверенное логикой рассуждение. Позитивность социологии как науки была увязана классиками, в первую очередь Контом, еще с одним фундаментальным качеством и притязанием, определившим самоощущение и претензии не только социологии, но и социологов как носителей соответствующего экспертного знания. Речь идет о формулировании фундаментальных задач и целей социологического познания — социология должна стать основой практической социальной политики в широком смысле слова. М. Вебер уже в своей программной для социологии статье «"Объективность" социально-научного и социально-политического познания» подчеркивает, что социология призвана выработать целе-рациональные способы достижения поставленных задач. Э. Дюркгейм отводил социологии роль реальной социально-трансформационной силы не только на уровне методологической постановки проблем, задач и целей социологического исследования, но и в сфере решения реальных социальных и политических проблем. По его мнению, XIX век пришел с двумя фундаментальными программами — социализмом и социологией, но только социология имеет реальные возможности стать основой переустройства общества и избавить его от фундаментальных аномий-ных процессов. Только социология может предоставить обществу средства и возможности его реорганизации на основе не-полити-ческого механизма. Что же касается марксистской социологии в целом, то она наделяет социологическое знание практически неограниченными возможностями преобразования социальной практики. Социальное знание должно быть не просто основой, но самой практической политикой. Именно социальное знание создает научный идеал общественного устройства, формулирует перспективы общественного развития, указывает и формирует социальные силы, способные возглавить процесс общественного переустройства и воплотить научный идеал социальной справедливости и свободы. Марксистская социология фактически ликвидировала границу между социальной теорией и социальной практикой. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ Относительно описанного понимания задач и целей социологии были согласны все ее представители независимо от научной или политической ориентации. Такую позицию разделяли в равной мере представители и европейской, и американской теоретической социологической традиции, не говоря уже об эмпирической социологии. Первый в истории социологический факультет Чикагского университета (1893) и сложившаяся на этом факультете знаменитая социологическая школа изначально формулировали практические цели и задачи социологического знания; в центре ее внимания оказались проблемы социальной экологии, основы социального консенсуса и социального конфликта. Развитие социологии и в Гарвардском, и в Колумбийском университетах подтвердило сформулированную в Чикагском университете практическую, эмпирическую, прагматическую ориентацию социологии. Практическая ориентация социологии сохранялась и даже усиливалась на протяжении всего XX в., делая социологов значимой, престижной и влиятельной профессионально-социальной группой, способной оказывать воздействие как на политический, так и на экономический истеблишмент. В 50-60-е гг. XX в. в результате известной конфигурации исторических событий возникла новая экономическая и социальная ситуация — под влиянием очередного этапа научно-технического прогресса небывало выросли показатели экономического роста и доходы населения, окончательно сложилась система массового потребления, массовая культура, средства массовой информации, оформилась массовая наука и широко развернулась менеджериаль-ная революция как в странах капиталистических, так и в странах социалистического блока. Эти процессы обусловили становление новой технократической идеологии, появление различного типа теорий конвергенции и в конечном счете — радикализацию претензий социологии и социального знания в целом на свою практическую значимость. Органическим компонентом этого процесса было оформление социальной критики в качестве позиции и социальной функции особой социальной группы — группы интеллектуалов, частью которой фактически стал социологический истеблишмент. Во второй половине 60-х гг. реализация социологией своей претензии на практическую значимость и влияние на процессы социальной и исторической трансформации достигла пика. Г. Маркузе, Э. Фромм, Д. Белл, Р. Будон, А. Горц — все эти со- История социологии циологи участвовали не только в создании «идеологии интеллектуалов» как критиков социального порядка «по обеим сторонам Эльбы», но и в социальных движениях протеста. Оформление «идеологии интеллектуалов» стало своего рода реализацией и исторической спецификацией претензии классической социологии на роль научного основания практической политики. Парадокс состоит в том, что антисциентистская и антитехнологическая, социально-экономическая, социальная и политическая критика поставила социологию во многом в негативную (как сказали бы франкфуртцы) позицию по отношению к социальному и политическому истеблишменту, в результате чего претензия социологии на роль основы практической политики трансформировалась в критическую позицию преимущественного отрицания существующего порядка. Социология (включая и американскую) стала говорить и предупреждать главным образом об опасностях развития. Однако, взяв на себя роль протестующего от имени науки разума, она обрела совсем иной характер. Помимо указанных двух моментов — претензии на научность и на то, чтобы быть основой практики, — социология изначально была связана с комплексом идей, определивших ее облик. Этот комплекс идей выходит далеко за рамки социологии, его оформление происходило в процессе развития модерна не только как социальной системы. Во-первых, речь идет о концепции прогресса в том виде, как она оформилась в философии Просвещения. Социология не просто приняла идею прогресса, она все свои теории общества построила на основе принципа прогрессивного исторического развития и рационализации социальных структур, порядков и индивидов, основу которого составляет умножение знания, свободы и материального богатства. Историческое движение — это движение в царство разума и свободы, попутно решающее проблему общественного и индивидуального богатства. Теория прогресса предполагает всемирно-историческую перспективу, унифицируя все пространственно-временные, культурные локализации, позволяя рассматривать их в единой перспективе и в соотнесении с единой социально-исторической судьбой. Идея прогресса стала конститутивной для социологии, она придавала смысл и делала социальную действительность прозрачной, организовывала ее перспективистским образом, задавала социологии будущностный горизонт понимания логики социально- ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ го процесса. Во многом упрощая ситуацию, она создавала единое пространство для социологической рефлексии, объединяющее все социологические теории и исследования, а также все национальные социологии в единую науку — социологию. Идея прогресса, выстраивающая социальную историю человечества перспективистским образом, имела познавательный, ценностный, этический и идеологический смысл. Общество двигалось от примитивных форм социальной организации ко все более развитым и свободным. Общественный прогресс представал как прогрессивная смена различных и вполне типичных, повторяющихся типов обществ, например: теологического, метафизического и промышленного — у Конта, военного и промышленного — у Спенсера, общественно-экономических формаций — у Маркса. И во всех социологических теориях промышленное или капиталистическое общество выступало в качестве последнего этапа развития, характеризующего современность. Оно было наиболее прогрессивным, богатым и либеральным. Однако признание этих характеристик в качестве формальных теоретических характеристик'общества не обязательно означало признание их на эмоциональном, моральном и политическом уровнях. История социологии являет как приверженцев, так и критиков сложившегося общества — консервативных, либеральных, леворадикальных. Для Г. Спенсера промышленное общество конца XIX в. недостаточно либерально, для К. Маркса оно недостаточно прогрессивно и является лишь этапом на пути к действительному «царству свободы и равенства», для Ф. Тенниса промышленное общество — крах гармонической организации социальной жизни, возрастание конфликтности, революционности, гибель культуры, которая трансформируется в цивилизацию. Однако при всем различии в оценке социального прогресса само наличие этого процесса и способность описать посредством этого процесса движение социальной жизни ни у кого не вызывали сомнений. Фактически теория прогресса стала основой не просто теории социального развития в социологии в период ее оформления и конституирования, она, вобрав в себя органицистскую модель, стала своего рода «социальной космологией». Так было до середины XX в.: в 50-х гг. теория прогресса в социологии была потеснена функционалистскими подходами. Рассмотрение роли и значения теории прогресса в становлении и оформлении социологии как науки естественным образом История социологии подводит нас к еще одному продукту социологической рефлексии — теории промышленного или капиталистического общества. Как и теория прогресса, теория промышленного общества является конститутивной для социологии. Все без исключения социологические концепции XIX в. — О. Конта и Г. Спенсера, К. Маркса и М. Вебера, Э. Дюркгейма и Ф. Тенниса — содержат развернутую теорию промышленного капиталистического общества. Несмотря на все различия и авторскую специфику, концепция промышленного общества содержит ряд типических и общих для всех ее конкретных вариантов черт. Промышленное общество — это индустриальное общество, т.е. общество, использующее неживые источники энергии и машинную технологию в производственном процессе. Индустриализм включает регулируемую социальную организацию производства в целях координации человеческой деятельности, машин, потребления и выпуска материалов и товаров. Промышленное общество — это капиталистическое общество. Капитализм является системой производства товаров, основанной на отношении между частной капиталистической собственностью, с одной стороны, и не имеющей собственности рабочей силой — с другой. Именно это отношение формирует главную ось классовой системы промышленного общества. Промышленное общество — это общество, организованное в форме национального государства, осуществляющего исторически беспрецедентный административно-государственный контроль над территорией и властный контроль над средствами насилия; это общество, имеющее, как правило, парламентскую политическую систему управления государством. Промышленное общество — это демократическое общество, в перспективе — массовое общество массовой культуры, массового производства и массового потребления. Концепция промышленного общества вместе с теорией прогресса в качестве фундаментальной основы теории социального развития составили ту картину мира классической социологии, которая объединяла в единое целое все социологические теории и задавала основные смыслы социологическому исследованию. Она делала социологию универсальной наукой, которая в качестве пространства своего исследования брала весь социальный универсум человечества. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ Таковы были основные теоретические контуры, определившие содержание и стандарты классических социологических теорий. * * * Совершенно очевидно, однако, что современная социологическая теория со всем многообразием ее познавательных средств и подходов самым серьезным образом отличается от классической и постклассической социологии XIX — середины XX в. Это отличие обусловлено не только реальными историческими трансформациями, на исследование которых и ориентирована современная социология, но и процессами развития самой социологической теории, которые определили ее современное состояние. Изменения, которые претерпела социология, имеют многоплановый характер. Изменилось самопонимание социологии, ее место среди других социальных и гуманитарных наук; изменилась социологическая картина мира и базисные теоретические основания, на которых строится социологическое знание; изменились приоритеты и интересы социального познания; сформировались новые методологические подходы и школы, которые определяют лицо современной социологии. Описать все это — значит дать исчерпывающую картину современной социологии, что, естественно, невозможно в рамках ограниченной по объему вступительной статьи, да и не входит в мои задачи. Я остановлюсь лишь на тех чертах современной социологии, которые, на мой взгляд, и определяют ее современное состояние и наиболее резко подчеркивают отличие от прежнего. На протяжении всего XX века социологическая практика и теоретическая рефлексия обогащались новыми теоретическими перспективами и методологическими подходами и школами, последовательный перечень которых займет не одну страницу. Социология расширялась как в предметном плане (ею колонизировались и оформлялись, посредством социологической понятийности, все новые и новые области и сферы социальной жизни), так и в теоретическом и методологическом (создавались новые теоретические перспективы, новые подходы и новые интерпретации). В XX в. приоритетное развитие в социологии получили социологические теории, ориентированные на концептуализацию социального индивида, индивидуального социального действия и взаимодействия, индивидуального социального сознания, а не на тотальность общества и его структуры. Веберовская и зиммелевс- История социологии кая методологические альтернативы функционализму развивались интеракционизмом, феноменологической социологией и этноме-тодологией, психоаналитической и экзистенциалистской социологией. Проблемы индивида, смысла его деятельности в самом широком смысле стали сферой интереса социологов. Парсоновский структурно-функционалистский синтез, различные системные теории и марксистская социология с трудом удерживали баланс подходов. Кроме того, в сферу социологии были вовлечены социально-психологические исследования и теории, антропологические теории, культурология, политология, история, а в настоящее время — информационные исследования. В результате сфера интересов и области социологических исследований, или, как это называет Гюран Терборн1, «территория» современной социологии, существенно изменилась. Ведущими темами современной социологии называются: проблема идентичности, эмоциональной жизни; жизненные ориентации, сфера семьи и межличностных отношений; работа, организации и их функционирование, трудовые рынки; культура и идеологии; региональные сообщества и среда обитания, проблема социальной экологии; здоровье и медицина; проблемы социального неравенства, особенно половое и этническое неравенство; политика, государство и социальные движения, социальный контроль и закон; социологические теории и социальное познание, методология и исследовательские техники. Любому социологу очевидно, что сам перечень тем и их соотносительная значимость существенно отличаются от того, что мы находим в конце XIX и даже в середине XX в. Совершенно очевидно, что смежные области знания — психология, политология, экономика и т.д. — оказыьают серьезное влияние на стандарты и практику социологии, ее ориентации и интересы. В добавление к сказанному следует указать еще на одно чрезвычайно важное обстоятельство. Последние два десятилетия социологов тревожит то, что важная роль, которую интеллектуалы играли в эпоху модерна, исчерпала себя и уже практически не нужна. Это чувство породило «статусный кризис», потребность в переосмыслении своего положения и переориентации привычной дисциплинарной практики. 1 Therborn G. At the birth of second century sociology: times of reflexivity, spaces of identity, and nodes of knowledge // British journal of sociology. 2000. \fol. 51. N 3. P. 37-57. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ Статусный кризис интеллектуалов был связан прежде всего с серьезным изменением в глобальной структуре культурного доминирования, центром которой был Запад. В течение долгого времени Запад задавал всему миру концепцию прогресса, определял, как представлялось, направления исторического движения, задавал основные стандарты социальных оценок и ориентации. И делали это именно интеллектуалы. Однако глобализация общества, массовая культура, развитие СМИ привели к изъятию культуры из сферы власти интеллектуалов, культура и знание перестали быть их «собственностью». Массовая культура в сочетании с развитием СМИ породили уникальную ситуацию — доступность «эфира» всем и каждому и как результат — снижение эстетического, научного, литературного стандарта. Высокий стандарт, высокая художественная ценность, все те критерии, которые вырабатывались высокой культурой, а затем интеллектуалами, перестали быть теми основаниями, на базе которых осуществлялся отбор и доступ к публичности. Стандартизированность и инфантилизм массовой культуры, зафиксированные еще Ортегой-и-Гассетом, ее ненасытный потребительский мотив имели продолжение в материальных и эстетических запросах 60-х и 80-х гг., «в панках и роке, фильмах Голливуда и телевизионной вакханалии»1. В настоящее время всемирная интернетовская сеть еще более усилила возможности непосредственного доступа к эфиру всех и каждого. Для вхождения в сеть и функционирования не нужно предъявлять свидетельства об уровне своего образования, дипломы и т.д. Практически любой современный ребенок способен сделать это. В сфере массовой культуры законодателями являются владельцы галерей, издатели, владельцы TV и т.д. Роль интеллектуалов сводится к роли потребителей, а не создателей, рынок экспроприирует их собственность. Интеллектуалы более не являются силой, которая призвана выполнять гигантскую работу по «окультуриванию» и изменению спонтанно возникающих форм, стандартов и вкусов. Вновь, как в домодерновых культурах, получают автономное воспроизводство аборигенные, народные стили и стандарты. На пути этого воспроизводства уже не стоят интеллектуалы и академики, его сопровождают и направляют агенты рынка и массовой культуры. {Bell D. Resolving the contradictions of modernity and modernism // Society. N.Y, 1990. Vol. 27. N4. P. 69.
|