КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просвещение и материализм во Франции в XVIII в.В XVIII в. во Франции, отстававшей в политическом и экономическом отношении от Англии и Нидерландов, стали усиленными темпами развиваться капиталистические элементы ведения экономической деятельности и все более углубляться противоречия между задачами развития промышленности и феодальной формой государства. В качестве идеологов социальной реформы выступил целый ряд просветителей, таких, как Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Руссо, Морелли, Мабли. Кроме того, Франция XVIII в. становится центром распространения материализма и ярого атеизма. Поскольку католическая церковь занимала важнейшее место в общественно-политической жизни Франции, борьба против нее приобрела особую остроту и напряженность. Для просветителей не существовало никаких внешних авторитетов: религия, общественное устройство, природа, государство — все подвергалось острейшей критике с точки зрения разума. Главой французского Просвещения, несомненно, был Вольтер (1694—1778). Ненавидя католическую церковь, он открыто выдвинул лозунг: «Раздавите гадину!» Вольтер отвергал клерикальное учение о свободе воли, считая, однако, что, несмотря на абсолютную необходимость, царствующую в природе, человек свободен, когда он может сделать то, чего желает. Общественная свобода состоит в том, чтобы действовать согласно законам, а законы должны обеспечить свободу личности, слова, совести, свободу продавать ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 41 свой труд. При этом он крайне пренебрежительно и враждебно относился к народным массам и для их обуздания выдвинул тезис: «Если Бога нет, то его следует выдумать». Заслугой Вольтера является и то, что он способствовал популяризации физики Ньютона, чей авторитет был для него абсолютен. Большую роль в зарождении социологии сыграл выдающийся французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689—1755). Он был зачинателем «географического» направления в социологии, утверждая, что климат и почва вкупе с экономикой, господствующей религией и политическими институтами определяют законы данной страны. Ратуя за реформы по английскому образцу, он, как потом и Конт, резко отрицательно относился к революции. Пожалуй, главная философская заслуга Монтескье — попытка соединить теорию типов правления с теорией причинности, предпринятая им в работе «О духе законов». Различая три формы правления — республику, монархию и деспотию, он попытался определить каждый из трех видов правления с помощью двух понятий — «природы» и «принципа» правления. «Природа» правления — это то, что делает его таким, какое оно есть, а «принцип» определяется чувством, которым должны руководствоваться люди внутри того или иного типа правления, с тем чтобы он функционировал гармонично. Монтескье считал, что миром правит жесткая закономерность, и полагал, что даже «Бог, как и все сущее, подчиняется законам». «Законы в самом широком значении этого слова, — пишет Монтескье, — суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей; в этом смысле все, что существует, имеет свои законы: они есть и у Божества, и у материального мира, и у существ сверхчеловеческого разума, и у животных, и у человека»1. Будучи деистом, он отвергал «бога католиков и бога прочих религий», признавая все же существование сверхприродного божественного первоначала. Он подчеркивал значение ощущений в познании, опытного познания реальных вещей, и этот непреходящий сенсуализм и эмпиризм красной нитью проходит через все его произведения. Еще одним видным мыслителем Франции XVIII в., оказавшим влияние на становление социологии, был Этьен Бонно де Кондильяк (1715—1780). Являясь последователем и распространителем идей Локка, он в своих изысканиях также опирался на единственный, с его точки зрения, источник — ощущения, счи- 1 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 163. 42 История социологии тая основой науки опыт. Поэтому он полагал, что предметом знания является не «объективная реальность», но лишь совокупность ощущений, возникающих в результате впечатлений, полученных органами чувств от внешних предметов. Сенсуальная теория Кондильяка, несмотря на очевидные элементы агностицизма и субъективного идеализма, стала одним из источников французского материализма того времени, равно как и социологического позитивизма ХГХ в. Среди последовательных материалистов эпохи Просвещения, оказавших влияние на социологию, следует отметить Ламетри (1709-1751) с его главным философским трудом «Человек-машина», Дени Дидро (1713-1784), Клода Адриана Гельвеция (1715-1771) и Гольбаха (1723-1789). Все они рьяно критиковали религию и церковь, были идеалистами, когда речь шла о человеке и общественных отношениях, проповедовали отвлеченный морализм, улучшение нравов либо через воспитание (Гельвеций), либо через художественное творчество и искусство (Дидро). Их социально-философские взгляды фрагментарны, неоригинальны и часто наивны. Центральной фигурой французской мысли XVIII в. является фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778). В своих основных произведениях — «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре» — Руссо подвергает резкой критике феодально-абсолютистский строй. Руссо можно назвать идеологом «третьего сословия», представителем демократического крыла эпохи Просвещения. Остро поставив вопрос об общественном неравенстве, Руссо характеризовал современное ему общество как «цивилизацию неравенства», как культуру, в корне враждебную народу. По его мнению, на начальных стадиях общества политического неравенства не было. Так называемое естественное состояние, предполагающее неравенство всех людей, не было основано на частной собственности и социальном подчинении. Именно частная собственность, по его мнению, — корень всех зол и источник социального угнетения. Однако возникновение «гражданского общества», основанного на частной собственности, Руссо характеризовал как шаг вперед по сравнению с «естественным состоянием» и одновременно как шаг назад из-за появления неравенства, нищеты, нравственного одичания. Руссо отказывается от необходимости возврата к «естественному состоянию», предлагает рассматривать основой общества мелкую частную собственность и требует последовательного уравнения членов общества посредством справедливого распределения частной собственности. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 43 Рассуждая о развращающем влиянии богатства, Руссо выступает лишь против крупной частной собственности, привилегий дворян и клира, требует обложения налогами не предметов первой необходимости, а предметов роскоши. Из учения о частной собственности вырастает теория государства Руссо: оно возникает в результате узурпации естественного права. Государство — плод развращенной мысли богатых, пожелавших закрепить свою власть над бедными. При этом заверения богатых о том, что государство якобы станет стержнем и основой общественного порядка, мира и безопасности, — это лишь уловка и обольщение бедных. В отличие от Гоббса Руссо настроен куда более кардинально: гоббсовский «общественный договор» несправедлив, невыгоден народу, который имеет право на его расторжение. Страстное стремление к справедливости и революционность идей сделали его философскую концепцию идейным знаменем якобинцев. Очевидно, что, с одной стороны, Руссо выступал своеобразным антиподом социологического позитивизма XIX в., ратовавшего за плавную, постепенную реорганизацию общества. Но с другой стороны, его идеи явно способствовали созданию учения о «Человечестве» Конта, пафосу «справедливости и консенсуса» Дюркгейма и в какой-то мере даже органицизму Спенсера. Наконец, возникновение социологии невозможно представить без влияния идей Сен-Симона (1760-1825), потомка старинного рода французских аристократов, воспитанника Жан-Лерона и Д'Аламбера. Главным вопросом приложения умственных сил, по Сен-Симону, является: 1) сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методом, используемым в физике; 2) ввести науку о человеке (построенную на физиологических знаниях) в народное образование и сделать ее главным предметом образования. Сущность философских взглядов Сен-Симона составляют две идеи — идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества. Человеческий разум, по его мнению, в своем развитии прошел несколько ступеней. Будущее, пишет Сен-Симон, слагается из последних членов ряда, в котором первые члены составляют прошлое, и изучение развития человеческого разума в прошлом откроет нам путь, по которому он пойдет в будущее. Главной причиной, наиболее сильно воздействующей на общество, является изменение и совершенствование общей идеи,
|