КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История социологии. открытий Галилея как на момент, когда в мире начал поткрытий Галилея как на момент, когда в мире начал проявляться дух позитивной философии»1. Конт особенно высоко ценил Декарта, так как последний особо превозносил разум, предпочитая его воображению. Но Конт и критиковал Декарта, когда анализировал его попытку применить математические законы при исследовании общественных явлений. Основатель позитивизма постоянно подчеркивал, что явления социальной жизни относятся к разряду самых сложных и поэтому их анализ с помощью одной математики является недостаточным. Кроме Декарта, Бэкона и Галилея, Конт еще ряд мыслителей называл своими «духовными отцами»: Дидро, Юма, Монтескье, Галля, Лейбница, Кондорсе и др. Существенная роль в духовном становлении Конта принадлежала французским просветителям XVIII в., философские теории которых были полны веры в торжество разума. Общей для философов эпохи Просвещения являлась идея борьбы с религиозной традицией и неприятие любой системы, построенной на отвлеченных принципах. Конт продолжил эти традиции, критикуя не только религиозные умозрения, но и самый дух отвлеченных рассуждений в науке. Он часто подчеркивал, что успешное движение человеческой мысли вперед возможно лишь при условии постоянной борьбы с метафизикой, теологией и умозрительностью, свойственных современной ему науке и в особенности проявляющихся в науке об обществе. Наибольшее влияние на творчество Конта оказали произведения тех французских философов XVIII в., в которых при анализе исторических явлений на первый план выдвигалась идея эволюции. Это были работы Кондорсе и Тюрго. Конт приветствовал эволюционный взгляд Кондорсе на историю, но в то же время критиковал своего соотечественника за то, что он не смог использовать его в конкретном анализе развития человеческого общества. Причину неудачной попытки Кондорсе создать теорию общественного прогресса Конт видел в применении им математического метода для исследования явлений социальной жизни, вместо того чтобы с этой целью прибегнуть к историческому методу2. 1 Спенсер Г. О причинах моего разногласия с Контом. СПб., 1906. С. 5. 2 Исторический метод, в понимании Конта, означал наблюдение исто социология франции Вместе с тем Конт считал философскую теорию Кондорсе едва ли не единственной попыткой создания науки об обществе, которая заслуживает серьезного внимания. «Несмотря на ее преждевременность, — подчеркивал основатель позитивизма, — и неминуемый провал, философскую теорию Кондорсе можно рассматривать как направляющую на пути, который может окончательно привести к позитивной организации позитивной науки»1. В произведениях другого интеллектуального предшественника Конта, Тюрго, идея эволюции была представлена более последовательно. Эволюционный взгляд Тюрго на историю во многом совпадал с учением Конта о прогрессе. Тюрго, как впоследствии и Конт, указывал на то, что жизнедеятельность определенного поколения не есть результат случайных взаимодействий между отдельными членами общества, она в значительной степени определена деятельностью предыдущих поколений. В основе учения Тюрго о прогрессе лежали принципы последовательности, постепенности, непрерывности и преемственности, т. е. те самые, которые нашли место в теории общественного прогресса Конта. Тюрго рассматривал развитие человечества по аналогии с развитием человеческого разума, причем эволюция последнего оказывалась определяющей. Тюрго представлял последовательный ход развития человеческого разума как последовательную смену теологического, метафизического и позитивного мышления2. Идею Тюрго о трех стадиях развития человеческого разума Конт положил в основу своей социальной доктрины и придал ей значение «великого философского и социологического закона». Кондорсе и Тюрго сыграли значительную роль в интеллектуальном становлении Конта. Но если Кондорсе и Тюрго явились предшественниками Конта на поприще философии истории, то Сен-Симон стал идейным вдохновителем основателя позитивизма и в других областях человеческого знания. Сен-Симон видел предмет своей философской деятельности в том, чтобы анализировать исторический процесс и разъяснять его смысл. При оценке любой области человеческой деятельности определяющей для него являлась история человеческого разума. Конт положил данную теоретическую установку в основание своего социологического учения. 1 ComteA. Cours de philosophie positive. Т. Г/. Р. 192. 2 У Тюрго нет определения первой и последней стадии, но характеристика
|