КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История социологии. кто, расходясь с нами в известных пунктах, разделяет нашу веру в будущее разума»1.кто, расходясь с нами в известных пунктах, разделяет нашу веру в будущее разума»1. Социология, в понимании Дюркгейма, лишая человека иллюзии относительно того, что в его власти произвольно направлять социальную жизнь, следуя своим планам, вовсе не ориентирует его на социальную пассивность и внушает отнюдь не социальный конформизм, а лишенное порыва к идеалу приспособление к существующим обстоятельствам: «Из того, что социальные верования и обычаи проникают в нас извне, не следует, что мы пассивно воспринимаем их, не подвергая их изменениям»2. Более развернуто эта позиция выражена Дюркгеймом в работе «Ценностные и «реальные» суждения»: «Позитивную социологию иногда упрекали в чем-то вроде эмпиристского фетишизма в отношении факта и упорном безразличии к идеалу... Этот упрек не обоснован. Основные социальные явления: религия, мораль, право, экономика, эстетика — суть не что иное, как системы ценностей, следовательно, это идеалы. Социология, таким образом, изначально расположена в области идеала; она не приходит к нему постепенно в результате своих исследований, а исходит из него. Идеал — это ее собственная сфера. Но она... не стремится его конструировать, она берет его как данность, как объект изучения, и пытается его анализировать и изучать. В способности к идеалу она видит естественную способность, причины и условия которой она ищет с целью по возможности помочь людям отрегулировать его функционирование»3. В конкретном плане это означает признание Дюркгеймом того, что социальные факты влияют на индивидуальное поведение опосредованно, через специальные механизмы их интериоризации, и что, следовательно, внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, что действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительной силой, но и их желательностью для индивидов. 1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. С. 26. 2 Там же. С. 20. 3 Там же. С. 303-304. социология франции Солидарность:
|