Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Историческое значение учения О. Конта




Огюст Конт, создавая свое философско-социологическое уче­ние, рассчитывал на его жизнеспособность во всех слоях обще­ства, так как верил в его универсальную социальную значимость. Однако даже те исследователи прошлого века, которые весьма положительно оценивали все творчество Конта, не могли нади­виться его политической наивности. Один из них замечает: «Итак, неимущие распоряжаются и управляют, а имущие дают средства и подчиняются. Слишком уж фантастический был проект, чтобы он мог иметь хоть малейшее практическое значение»1.

Конту было свойственно искреннее стремление к установле­нию в обществе порядка, забота о возможности прогрессивного развития общества. Социальная направленность его учения оче­видна. Но социальная практика, развитие которой служит важным доказательством истинности тех или иных теорий, подтвердила, что социальный идеал Конта был, по сути, весьма утопичен, пос­кольку представлял собой попытку объединить интересы проти­воположных слоев общества.

Тем не менее в истории научной мысли Огюст Конт продол­жает оставаться одной из ключевых фигур. На протяжении всего периода своего творчества он выступал от имени науки, стараясь приспособиться к ее новым открытиям. Для французского фило­софа была характерна вера в огромное значение науки, в которую он пытался вдохнуть новую жизнь. Как отмечал английский еди­номышленник Конта Герберт Спенсер, «задача, принятая на себя Контом, состояла в том, чтобы дать философскому мышлению и методу более совершенную форму и организацию и приложить их к истолкованию тех классов явлений, которые еще не были изучены научным образом»2.

Во всех научных изысканиях Конта нашло отражение ощу­щение важности и необходимости разработки единого научного метода и определения места науки об обществе в системе наук. В связи с этим Конт проделал огромную работу по созданию клас­сификации наук. В ее основу легли идеи о глубокой внутренней, естественной связи между всеми видами человеческого знания. Причем, что весьма важно, зависимость между отдельными от-

1 Яковенко В.И. Огюст Конт. Его жизнь и философская деятельность. СПб.,
1894. С. 67-68.

2 Спенсер Г. О причинах моего разногласия с Контом. С. 5.


СОЦИОЛОГИЯ ФРАНЦИИ 75

раслями человеческого знания, выявить которую должна была классификация наук, определялась зависимостью, существую­щей между явлениями в самой объективной действительности. «Реальная зависимость различных наук, — пишет Конт, — есть лишь следствие зависимости, существующей между соответ­ствующими явлениями»1. Как отмечает В.Ф. Асмус в своей ста­тье, посвященной 100-летию со дня смерти О. Конта, «для всей классификации наук в целом, составляющей ядро позитивной философии, Конт провозглашает требование «реализма», т.е. соответствия независимым от нас типам явлений. Такая клас­сификация — не спонтанная конструкция ума, а распределение наук, основанное на изучении самих предметов, их сродства и их объективных связей»2.

Конт относится к тем западным мыслителям XIX в., которые рассматривали главным образом проблемы, относящиеся к раз­витию общества в целом (структура общества, закон и тенденции общественной эволюции и т.д.), что определялось прежде всего ведущими социологическими идеями закономерности истори­ческого развития и эволюционного характера этого развития3. Идея эволюции пронизывает все социально-политическое уче­ние Конта. Движение общества вперед, считает он, может про­исходить только постепенно, медленно, а изменения могут быть только количественного характера4.

Содержание политического учения Конта свидетельствует о том, что он вполне лояльно относится к существующей обще­ственной системе, его не устраивают лишь ее отдельные недо­статки. В «Курсе положительной философии» он пишет: «...речь идет главным образом о том, чтобы созерцать порядок с целью его совершенствования, но никоим образом ни творить его, что совершенно невозможно». В этой лаконично сформулированной

1 Конт О. Дух позитивной философии. С. 35—36.

2 Асмус В. Ф. Огюст Конт // Вестник АН СССР. 1957. С. 63.

3 Во всех социальных теориях XIX в. присутствует абстрактное общество.
И Конт является продолжателем этой традиции. Позднее внимание западных
социологов переключится на исследование отдельных социальных явлений и
механизмов, имеющих место в общественной системе, что было обусловлено
Усложнением структуры последней и появлением новых социальных процессов.

4 В ту минуту, когда изнуренная революционными потрясениями Франция
жаждет покоя, отмечает С. Смоликовский, эволюционизм привлекает не толь­
ко с научной стороны. Конт не замедлил ухватиться за его практическое влия­
ние на политические события. (См.: Смоликовский С. Учение Конта об обществе.
Варшава, 1881. Т. 1.4.1.С. 53.)




Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты