Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Идея социального прогресса




При построении учения об обществе французский социолог продолжает развивать идею прогрессивной эволюции, заимс­твованную им из философско-исторических взглядов Кондорсе, Тюрго и Сен-Симона, которая характеризуется исключительно принципами постепенности и непрерывности. Смена стадий в раз­витии человеческого разума (и соответственно человеческого об­щества) происходит постепенно, без скачков и революций, путем

1 Конт О. Общий обзор позитивизма // Родоначальники позитивизма.
СПб., 1913. Вып. УС. 174.

2 ComteA. Cours de philosophic positive. Т. IV. P. 300.

3 Конт О. Дух позитивной философии. С. 46-47.


социология франции 67

количественного накопления элементов положительного мышле­ния. Прогресс Конт понимает как постоянное усовершенствова­ние существующего порядка. Это относится не только к анализу современной ему социальной действительности, но и к прошлому человеческого общества, которое постоянно совершенствовалось путем накопления позитивного опыта.

Конт, развивая идею социального прогресса, критикует исто­риков-волюнтаристов и историков-фаталистов. Он выступает про­тив преувеличения роли великих личностей в истории: «Незнание естественных законов заставляет наблюдателя и иногда самого действующего лица совершившегося акта приписывать челове­ческой власти то, что обязано только его предусмотрительности»1. Конт не отрицает полностью роль великих людей в истории, но ограничивает ее. Великие личности, по мнению основателя пози­тивизма, должны следить за направлением человеческой деятель­ности, с тем чтобы оно совпадало с самим движением цивилиза­ции. Конт не может не видеть разницу между «подчинением ходу цивилизации, не отдавая себе отчета в этом, и сознанием его не­преложности»2. Конт выступает и против фатализма, так как счи­тает, что человеческий разум способен видоизменять общественное развитие, замедляя или увеличивая его скорость.

Рассуждения Конта о роли великих личностей в историческом процессе весьма органично вписываются в ткань его социально­го видения, суть которого предельно ясно выражена в следующем хорошо известном изречении французского философа: «Идеи уп­равляют и переворачивают мир или, другими словами, весь соци­альный механизм действительно основывается на убеждениях»3. Глубоко в это веря, Конт и создает свое учение, называя его пози­тивизмом и усматривая в нем реальное средство преобразования социального мира. «Позитивная философия, — заявляет он, — од­на способна реально руководить окончательной реорганизацией современных обществ»4. Он полагает, что знакомство с основными положениями разработанной им философско-социологической теории устранит пробел в знании естественных законов, управляю­щих процессом развития человеческой цивилизации, и в конечном счете приведет к исчезновению таких нежелательных явлений, как анархия, к которой Конт относит и революцию.

1 Конт О. Система позитивной политики. С. 118.

2 Там же. С. 119.

Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. С. 21. 4 Comte A. Cours de philosophie positive. T. IV. P. 132.


68 История социологии


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты