Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Исходная ситуация




Читайте также:
  1. Аварийная ситуация.
  2. В зонах боевых действий и чрезвычайных ситуациях
  3. В критических ситуациях старайтесь взять инициативу в свои руки
  4. В различных ситуациях общения
  5. В чрезвычайных ситуациях
  6. в чрезвычайных ситуациях
  7. В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
  8. В экстренных ситуациях больные могут быть доставлены также машиной скорой медицинской помощи.
  9. Вопрос 29. Экстремальная ситуация криминального характера
  10. Вопрос 3.8.2. Основные требования по обеспечению готовности к аварийным ситуациям

О становлении социологии. Появление науки об обществе, на­зываемой социологией, свидетельствовало о саморефлексии буржу­азного общества, охарактеризованной Максом Вебером понятием «расколдовывание». Само слово «общество» в современном пони­мании появилось лишь в буржуазную эпоху. Голландский социолог Гудсблом (GQudsblom) показал, в частности, что античные понятия «polis», «societas», «civitas» не имели того значения, которое прида­ется понятию «общество» сегодня. Только начиная с XVI в. по мере развития общественных отношений складывается представление об обществе как о структуре, объединяющей все социальные связи, и, позднее — в социологии — как о самом широком образовании, в состав которого могут входить люди. Немецкий социолог Теннис принадлежал к теоретикам, стремившимся создать строгую систе­му социологических понятий, в которой ключевая роль отводилась понятию «общество». Вместе с тем он пытался типологически и генетически описать конститутивные элементы европейского мо­дерна.

Ситуация в общественных науках. Один из основателей соци­ологической науки, Теннис начал свою деятельность в то время, когда в Германии еще не было ни академической социологии, ни социологических дискуссий. Богатое наследие социальной мыс­ли прошлого — раннебуржуазные теории «естественного права» и «общественного договора», просветительские представления об обществе, основанном на рациональном обмене между индивида­ми, идеи французских энциклопедистов, английских экономистов-классиков, шотландских философов-моралистов, классическая немецкая философия, труды Маркса — оказало незначительное


300 История социологии

влияние на становление академической социологии в Германии. Все эти традиции, например в трудах Макса Вебера, почти не иг­рают роли или рассматриваются лишь в специальных исторических исследованиях. Теннис в этом отношении является исключени­ем, поскольку с начала своей научной деятельности обращается к идеям теоретиков «общественного договора» и к наследию пред­ставителя классической политэкономии Адама Фергюсона, а в ис­следовании «Общность (община) и общество» Теннис обращается к трудам Маркса.

Теория общественного договора соединяется у Тенниса с во­люнтаристской философией Шопенгауэра: воля человека рассмат­ривается в качестве фундамента социальной жизни, наличие со­циальных связей объясняется субъективными желаниями, стрем­лениями и намерениями людей. Обращение к ранним научным традициям позволяет говорить о труде Тенниса как связующем звене между социологией XIX и XX вв. Социологическая теория Тенниса оказалась переходной. Она не была прямым продолжени­ем теории естественного права и политической экономии, скорее их отзвуком, но и не стала частью современного социологического мышления, а лишь его предвестником.



Исходные посылки социологии Тенниса. Большое влияние на постановку исходного вопроса Теннисом оказала волюнтарист­ская философия, исходившая из того, что социальные связи обус­ловлены волей отдельных индивидов. Такая постановка вопроса свидетельствовала не только об ориентации Тенниса на особое философское направление XIX в., нашедшее воплощение в фи­лософии Шопенгауэра и нигилистской философии Ницше, но и о следовании им традициям теорий «естественного права» и «общественного договора». «Воля» для Тенниса — это не столь­ко противоречивое понятие в философии Шопенгауэра и Ницше, содержащее деструктивное представление о жизни и мире как бес­смысленной «воле к власти», сколько обозначение идеи единения членов общества. Такое представление об условиях мирного обще­жития граждан свидетельствовало о близости исходных посылок социологии Тенниса теориям английских материалистов XVII в. (прежде всего Томаса Гоббса и Джона Локка). После Тенниса по­нятие воли в социологии станет обозначением конститутивного фактора общества, описание которого схоже по содержанию с по­нятием «субъективно имевшийся в виду смысл» действия у Вебера-Теннис же находился еще в ситуации, когда сосуществовали самые




СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ



разные линии толкования понятия воли, восходившие к разным философским традициям и историческим представлениям. С этим связана ббльшая многозначность и бблыпая смысловая нагрузка социальной субъективности по сравнению с той, что наблюдается в современных социологических теориях социального действия.

К представлениям о договорном происхождении социальных связей обращались наряду с Теннисом и другие социологи того времени. Так, например, Эмиль Дюркгейм дополнил их аналити­ческими составляющими, подпадающими под понятие «недого­ворные элементы договора», за которым скрывались норматив­ные и культурные основы общества. Особенность подхода Тенниса состояла в том, что он стремился в одном объяснении соединить субъективный момент обобществления с объективными механиз­мами становления капитализма (позднее ту же попытку предпри­нял Парсонс). При этом Теннис обращался к ранней буржуазной философии и договорным теориям, в частности опирался на труды английского исследователя права второй половины XIX в. Генри Мэна. Содержавшиеся в работах Г. Мэна понятия статуса и конт­ракта послужили концептуальной основой ключевых понятий его (Тенниса) социологии. Теннис разделяет субъективный подход вместе с большинством создателей академической социологии (в частности с Вебером), но в отличие от них сосредоточивается не на развитии понимающей социологии, основанной на толковании субъективных смыслов социального действия (хотя понятие воли не противоречит такому подходу), а на анализе дихотомических категорий общности и общества, полагая возможным построение логически строгой системы социологических понятий, позволя­ющей создать аналитическую классификацию общественных от­ношений. Позднее этой дихотомией пользовались авторы разных социологических теорий и в зависимости от конкретных исследо­вательских задач. Чтобы понять идеи Тенниса, следует исследовать его теорию с учетом особенностей его времени.




Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 9; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты