КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система социологииРазделение социологии на общую и специальную, а специальной — на чистую, прикладную и эмпирическую образует, в поз-Дней интерпретации Тенниса, систему социологии. Наибольшее Влияние имела та часть социологии, которую он назвал «чистой с°Циологией» или социологической теорией: классификация соци-^ьных структур с использованием понятийной пары «общность» История социологии и «общество». Этим понятиям мы и уделим основное внимание, тем более что эмпирические исследования Тенниса сегодня практически забыты. Основным критерием выделения социальной формы жизни, называемой «общность», является совместная жизнь людей «в единении», обусловленном наличием у них общего дома, языка, религии: «... кровная общность, как сущность, развивается и обособляется в общность места, которая находит свое непосредственное проявление в совместной жизни, а последняя, в свою очередь, трансформируется в общность духа, как простое взаимовлияние и взаимодействие в одном направлении, в одном смысле»1. Основным критерием выделения социальной формы жизни, называемой «общество», является длительная совместная жизнь людей вопреки их разъединенности или отсутствию чувства единения. В основе этой связи лежат рациональный обмен и договорные отношения. «Таким образом, общество, как некий естественный и договорный агрегат, представляет собой совокупность естественных и искусственных индивидов, чьи воли и сферы находятся в многочисленных связях друг с другом и в то же время независимы и внутренне не взаимосвязаны. Здесь имеет место общее описание «гражданского общества» или «общества обмена», природой и движениями которого занимается политическая экономия: состоянием, при котором, как выразился Адам Смит, «каждый является торговцем»2. Понятие общества явно формулируется в опоре на категории и теоретические представления политической экономии и в историческом плане строится по образцу понятия гражданского общества. Однако в определении ключевых понятий своей социологии Теннис ориентировался не на исторические формы общности и общества (историческое объяснение) и не на лежащие в их основе качественные характеристики социальных структур (структурное объяснение), а на относящиеся к субъекту понятия сущностной воли и избирательной воли (субъективное объяснение). Понятие человеческой воли, по Теннису, следует понимать в двойном смысле. «Поскольку любая духовная деятельность, будучи человеческой, отмечена участием мышления, я различаю: волю, поскольку в ней содержится мышление, и мышление, поскольку в нем содер- 1 Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. В., 1920. § 6. S. 14. 2 Ibid. § 25. S. 52. СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ жится воля. ... [Единство] в первом случае следует понимать как реальное или естественное, во втором — как идеальное или сотворенное. Волю человека в первом значении я называю сущностной волей, во втором — волей избирательной»1. Согласно Теннису, к сущностной воле относятся симпатия, привычка, память (три формы общности соответствуют: кровному родству, соседству, дружбе), т.е. она включает то, что один человек или совокупность людей воспринимает как непосредственно связанное с ним или с ними. Избирательная воля охватывает такие формы, как обдуманность, произвольность/избирательность, представление (понятие), и корреспондирует с общественными формами стремления предсказуемости и осознания. Избирательная воля — это «все то, чем обладает и чем является человек, поскольку состояния и изменения этого осознаются как определенные мышлением и от него зависящие...»2. Понятия избирательной и сущностной воли раскрывают нормативные основы обобществления в .волюнтаристском смысле. Хотя необходимость формального разделения воли и социальных структур на три части спорна и, как может показаться, служит скорее стремлению к систематизации и симметрии, нежели к теоретическому познанию, сам волюнтаристский подход не является редкостью в современной социологии. Говоря кратко, «общность является субъектом связи сущностных воль, общество — избирательных». Теннис охарактеризовал общности и общество с помощью следующей «таблицы взаимосвязанных и противопоставляющих друг друга понятий»3.
1 TonniesF. Gemeinschaft und Gesellschaft. § 1. S. 87. 2 Ibid. § 5. S. 108. 3 Ibid. § 7. S. 184. История социологии В размытых очертаниях идеальных типов здесь проступают исторические различия социальных структур феодальных и буржуазных обществ. Хотя понятия «общность» и «общество» создавались не для обозначения этих общественных форм, их исторические оригиналы легко просматриваются. Разумеется, социальные структуры общности и общества пересекаются друг с другом в различных отношениях. Описывая их как идеальные типы, встречающиеся в реальной жизни всегда в смешанном виде, Теннис разделяет их сугубо аналитически. Общность и общество и лежащие в их основе социальные формы избирательной и сущностной воли в их историческом проявлении отчасти совпадают, отчасти сосуществуют, отчасти противостоят друг другу. Понятия общности и общества исходят из широких представлений о последовательности эпох и смене доминирующих структур и в конечном счете из оценочных представлений об эволюции, в рамках которых общность предстает начальной и интегрирующей формой жизни, а общество — ее более поздней атомизированной формой. Эволюционные и эволюативные коннотации Тенниса отчетливо прослеживаются в заключительной части работы. Его описание развития общества из «исходных общинных форм жизни»1 напоминает формулировки Маркса о преобразующей роли капиталистического производства в обществе: «Одновременно с этим изменением общественного порядка и параллельным прогрессом происходит постепенное изменение права... Чистый контракт становится основой всей системы, и избирательная воля общества все более и более предстает... как исполнительная воля государства, ... государственная воля все более и более избавляется от старого наследия, от традиций и веры в их определяющее значение. Так право превращается по своей форме из продукта обычая или права привычки в конечном счете исключительно в право закона, в продукт политики. Сохраняются как действующие потенции лишь: государство с его системами и индивиды вместо естественно выросших, многочисленных и многообразных товариществ, общин и общих дел»2. Согласно Теннису, «время общества следует за временем общности. Первое обозначается социальной волей согласия, нравов и религии, второе — социальной волей конвенции, политики, общественного мнения». Общность встречается в семейной, деревен- 1 Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. § 3. S. 243. 2 Ibid. S. 244. СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ ской и городской жизни, общество — в городской, национальной и космополитической жизни. «Теорема общности и общества» выражает суть чистой социологии Тенниса. В отличие от основных понятий понимающей социологии Вебера, очищенных от несоциологического содержания, главные аналитические понятия социологии Тенниса содержат историко-философские, эволюционные и нормативно-ценностные аспекты. Но категории общности и общества, а также и соответствующие типы воли Тенниса можно связать с типологией форм социального действия Вебера, на что указывал сам Теннис. Общность и сущностная воля олицетворяют формы действия, которые у Вебера обозначаются понятиями традиционных, аффективных или ценностно-рациональных действий. Общество и избирательная воля соответствуют целерациональному типу действия. Прикладная социология Тенниса ориентирована на реконструкцию социальной эволюции (от примитивных к современным обществам) с использованием социологических терминов. По сути, речь идет о социологической схематизации философии истории. Такой подход свидетельствует о нормативном, философском и социально-этическом отношении социологического мышления к практике, нашедшем выражение уже в первом издании «Общности (общины) и общества», где о коммунизме и социализме говорилось лишь как о «эмпирических формах культуры». В отличие от прикладной социологии эмпирическая социология, по Теннису, являет собой собрание данных статистического характера, например, демографических и экономических описаний современного общества, и описаний «патологии общества».
|