КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткая биография. Философия и социология Г. ЗиммеляГеорг Зиммель (1858, Берлин — 1918, Страсбург) — немецкий философ и социолог. Закончил философский факультет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Г. фон Трейчке, И. Дройзена, В. Вундта, М. Лазаруса, Ф. Целлера, А. Хармса. Защитил докторскую диссертацию по философии И. Канта в 1881 г. Преподавал в Берлинском университете, где в числе прочих его учениками были Э. Блох, Г. Лукач и К. Маннгейм. Зиммель поддерживал тесные отношения с кружком М. Вебера в Гейдельберге, на членов которого он оказал сильное влияние. С 1914 г. Зиммель — профессор Страсбургского университета. Страсбург стал последним местом его деятельности. Зиммелем написано множество книг и статей по самым различным проблемам философии, социологии, истории и культуры, как в форме академического теоретического исследования, так и в форме эссе. Эссеистика была одним из его любимых жанров. В этом жанре им написаны статьи о Гете, Данте, Рембрандте, Микеланджело. Главными социологическими работами Г. Зиммеля являются: «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования» (1890); «Социология. Исследование форм обобществления» (1908); «Основные вопросы социологии (индивид и общество)» (1917), а также работа «Философия денег» (1900), которая, как это уже в названии указывает сам Зиммель, не является чисто социологической, однако оказала громадное влияние на формирование социально-критической ориентации в немецкой социальной мысли, что можно наблюдать в творчестве Э. Блоха, Г. Лукача, К. Маннгейма, представителей франкфуртской школы. В историю социологии Г. Зиммель вошел как создатель оригинальной социологической теории — формальной социологии. В большинстве своем социологи, в том числе и российские1, различают три периода в творчестве Г. Зиммеля. Первый период связывают с влиянием на Г. Зиммеля идей прагматизма, дарвиниз- См.: ИонинЛ. Георг Зиммель. М., 1982. История социологии ма и эволюционизма, второй считают неокантианским, а третий увязывают с разработкой Зиммелем проблем философии жизни. Такая периодизация творчества Зиммеля, а более всего — увязывание этапов с указанными идейными комплексами вызывает большие сомнения. То, что некоторые авторы вычленяют в качестве этапов интеллектуальной биографии Зиммеля, следует считать скорее основными устойчивыми идейными комплексами, не просто оказавшими влияние на творчество Зиммеля, но постоянно присутствующими в его творчестве и формирующими его концепции и теории. Поэтому социологию Зиммеля следует рассматривать как целостную социологическую теорию во многом безотносительно к каким-либо историческим «этапам» его творчества. В творчестве Георга Зиммеля неразрывным образом связаны философия и социология. При этом следует признать, что преимущественное внимание Зиммель уделял философским исследованиям, о чем свидетельствует преобладание у него собственно философских работ. Необходимо также подчеркнуть, что социологические работы Зиммеля являются достаточно последовательным воплощением и конкретизацией его философских воззрений. Его социология так или иначе укоренена в его философии. Круг философских интересов Зиммеля, оказавших влияние на его социологические исследования, включает разработку теории истины, прежде всего в русле прагматизма; разработку философии истории как историки, т. е. как теории исторического познания, осуществляемую в соотнесении с кантианской и неокантианской парадигмой; концептуализацию философии жизни как определенного онтолого-метафизического проекта. Особое значение для собственно социологических исследований имеет философия жизни Зиммеля, ярко запечатленная в его знаменитых высказываниях в работе «Созерцание жизни»: «Жизнь протекает в форме, обозначенной мною как выхожде-ние за собственные пределы»1, а также его понимание природы и функциональности индивидуального сознания. Индивидуальное сознание в его познавательной функции постигается, в общем и целом, в соответствии с кантианско-неокантианской философской парадигмой. Познавательная деятельность определяется априорно-имманентным оснащением сознания. Динамично устремленное сознание в его жизненной напряженности когнитивно опосреду- 1 Зиммель Г. Избранное. Т. 1: Созерцание жизни. М., 1996. С. 15. СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ ет всю деятельность человека, в том числе процесс социализации или продуцирования «социальных форм». Указанные философские позиции во многом задают базисное представление об обществе как об образовании, являющем собой напряженное единство и предстающем, с одной стороны, как «совокупность обобществленных индивидов, общественно оформленный человеческий материал, составляющий всю историческую действительность», а с другой — как «сумма тех форм связи, благодаря которым из индивидов только и получается общество в основном смысле слова». В социологическом плане это означает, что им была поставлена задача показать динамичную взаимосоотнесенность индивидуальной жизни и социальных форм. Чтобы разрешить напряжение, существующее между жизнью, во всем богатстве ее содержаний, и ее социальными воплощениями, Зиммель создает оригинальную концепцию обобществления, или социализации1. Обобществление, или социализация, согласно Зиммелю, — это процесс, посредством которого содержания индивидуального сознания обретают свою социальную форму и выражение в процессе взаимодействия с другими. Сама постановка проблемы — напряжение между жизнью, индивидуальным сознанием, с одной стороны, и их социальным воплощением — с другой, а также механизм разрешения этого напряжения, указываемый Зиммелем, является ключом к пониманию и реконструкции его социологической теории. Именно этим «ключом» мы и воспользуемся для реконструкции целостного видения социологии Г. Зиммеля. Мы проанализируем четыре основные проблемы, которые с необходимостью должна рассматривать любая социологическая теория, претендующая на целостное видение социальной реальности: методологию социологического познания; концепцию социологии как науки; концепцию общества; теорию социального развития. 1 В России эта концепция вызывала живой интерес. Предметом обсуждения стал в числе прочего и сам перевод понятия «\fergesellschaftung» (см., например: Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М., 1996; Он же. Мода // Там же). 312 История социологии
|