Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


История социологии. Конечно, формы и содержание взаимодействий в своей к





Конечно, формы и содержание взаимодействий в своей кон­кретности образуют неделимое единство. Тем не менее возможно абстрактное выделение устойчивых форм обобществления, или социализации, которые и образуют истинное содержание социо­логического познания. Такие, например, формы, как образование групп или социальных иерархий, встречаются во всех случаях, ког­да посредством психических процессов складываются межличност­ные отношения. В силу того что форма обобществления никогда не предстает в своей абстрактной чистоте, требуемой для установле­ния социологических закономерностей, процесс социологическо­го познания должен осуществляться в виде выбора определенных исторических явлений и их исследования в формальном аспекте. Однако, чтобы прийти к цели — формулированию теоретических утверждений, соотнесенных с социальным и культурным контек­стом, — всегда следует помнить о смысловом контексте. Поэтому социология, занимаясь исследованием «форм совместного бытия людей», является не формальной наукой, а наукой синтетичес­кой.

Во-вторых, определение объекта социологии как «целого социальной жизни» ставит ее по своей сложности в один ряд с метафизикой, изучающей целое мира, и психологией, исследу­ющей целое психической жизни. Все эти теоретические обра­зования отличаются одной специфической чертой: отсутствием однозначности, свойственной утверждениям естественных наук, здесь всегда есть возможность противопоставить каждому наблю­дению или предположению противоположное наблюдение или предположение. Причина этого коренится в неоднозначности объектов анализа социологии, метафизики и психологии, пол­ноте и разнообразии частных моментов, которые не поддаются разложению на части и элементарные силы. Все «формы» со­циального взаимодействия имеют бесчисленные варианты ис­торического воплощения. Результатом является невозможность установить и выявить причинную связь явлений, невозможность применить к явлениям «законы» в естественнонаучном смысле слова. «Своеобразный характер социального материала, не под­дающегося никаким точным расчетам, «не позволяет» говорить о законах социального развития»1. Социология, так же как и психо­логия, и метафизика, не дает точного знания, но дает понимание. При этом саму процедуру понимания Зиммель трактует в духе

Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 308.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 315

философии жизни как понимание интересов, мотивов, целей и ценностных ориентации индивида, определяемых культурой в широком смысле слова. Понимание позволяет ориентировать­ся в явлениях и создает нужные для этого понятия. Постоянное уточнение, разложение и новое сочленение этих понятий на иных основаниях создают возможность все большего и большего при­ближения к истине.

Таким образом, социология является поздней наукой, созда­
ваемой осознанным образом. Это означает, что решение методо­
логических проблем должно предшествовать построению самой
теории. Социология является синтетической наукой в том смысле,
что содержания других наук составляют для нее исходный матери­
ал. Она отличается от других наук «формальной» точкой зрения. И
наконец, социология является наукой, в которой не применимы
методы естественнонаучного исследования. Поэтому она должна
опираться на принципиально иную методологию социального ис­
следования. .


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты