КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История социологии. Общество как совокупность частных процессОбщество как совокупность частных процессов синтеза, или априори социальной жизни Формальная точка зрения на общество получила дальнейшее развитие в концепции «априори социальной жизни», представленной в работе «Как возможно общество?». Зиммель фактически ставит вопрос о том, каким формальным условиям должно отвечать социальное действие, чтобы на его основе могло возникнуть общество. В этом вопросе Зиммель четко заявляет свою позицию как кантианскую, требующую, по его мнению, в подходе к анализу общества исходить из фундаментального различия вопросов «Как возможно общество?» и «Как возможна природа?». При ответе на второй вопрос субъект использует формы познания, внеположные природе, для синтеза данных о «природе». При ответе же на вопрос об обществе такого субъект-объектного отношения не существует: априорные условия познания реально принадлежат и входят в сам процесс синтезирования общества. Представления, знания являются основой, фундаментом, внутренним компонентом любого социального взаимодействия. Процесс социального взаимодействия внутренне определен и структурирован априорными категориями социального познания. Знание является внутренней структурой любого социального взаимодействия. Проблема поэтому состоит в том, чтобы «обнаружить те процессы, совершающиеся в индивидах, которые обусловливают в конечном счете их бытие-обществом, но не как причины, во времени предшествующие результату, а как частные процессы синтеза, которые мы совокупно называем обществом»1. Итак, налицо еще одно определение общества: общество есть совокупность частных процессов синтеза. Но в таком случае, что является его всеобщей и априорной основой, какие предпосылки необходимы для того, чтобы отдельные конкретные процессы индивидуального сознания стали реальными процессами ассоциации, какие из них делают возможным общественное единство? И хотя в данном случае речь идет не о теоретико-познавательном процессе, не о нормативно оформляемом познании, а о практических процессах и состояниях бытия, все-таки, — подчеркивает Зиммель, — следует говорить о знании, о знании того, какие категории человек должен как бы привнести в процесс обобществления, в процесс взаимодействия, чтобы возникло это «сознание обобществленное™», т. е. общество. Поэтому выявление априорных 1 Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 512. СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ форм (относящихся к сфере сознания) человеческого взаимодействия Зиммель относит к сфере теории познания. Итак, каковы же эти априорно действующие условия или формы обобществления? В качестве стартового объекта исследования, атома социальной жизни Зиммель полагает единичное социальное взаимодействие между двумя индивидами. Для прояснения характера взаимодействия двух индивидов как базисной единицы социального взаимодействия Зиммель вводит понятие «Другого». В рамках взаимодействия каждый из двух индивидов выступает как другой по отношению к другому. К общеизвестным логическим требованиям, на которых всегда держится представление Другого — а) дистанции и б) объективной оценке, — Зиммель добавляет еще три. 1. Типизация Другого. Мы представляем себе, пишет Зиммель, каждого человека как тип, к которому он принадлежит в силу своей индивидуальности. Другой, при всей своей единичности, подводится под некую категорию, которая конечно же не полностью охватывает его. Другой определяется, например, как офицер, верующий, чиновник, ученый и т. п. В обществе этот принципиальный процесс реализуется как априорная возможность всех взаимодействий между индивидами. 2. Второе априорное условие возможности социального взаимодействия Зиммель формулирует следующим образом: «Каждый элемент группы есть не только часть общества, но и, помимо того, еще нечто»1. Жизнь не полностью социальна. Иными словами, некоторыми своими сторонами человек не входит в общество, но именно эти стороны обусловливают то, каким образом он входит в общество: «характер его обобществленности обусловлен или сообус-ловлен характером его необобществленности»2. Зиммель приводит те же примеры: мы знаем о чиновнике, что он не только чиновник; об офицере, что он не только офицер, и т. д. Их внесоциальное бытие: темперамент, интересы, жизненные возможности, реализация личности и т. п. — придают им в глазах вступающего с ними во взаимодействие некие не поддающиеся учету нюансы. Индивиды и социальные ситуации различаются тем, в какой мере у них или в них существует или ими допускается наряду с социальным содержанием некое «еще что-то». Это еще «что-то» и есть личностное или индивидуальное содержание, которое наполняет социальную форму 1 Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 516. 2 Там же. С. 517.
330 История социологии конкретным содержанием, делает взаимодействие индивидуальным и конкретным, позволяет выйти за границы формального и пробиться к обществу как «целому социальной жизни», пробиться к социальной действительности. 3. Третье априори социальной жизни Зиммель формулирует следующим образом: общественная жизнь как таковая основывается на предпосылке о принципиальной гармонии между индивидом и социальным целым. Каждому индивиду благодаря наличию у него определенных качеств указано определенное место в его социальной среде. Это идеально принадлежащее ему место действительно имеется в социальном целом. Это априори Зиммель называет предпосылкой «всеобщей ценности индивидуальности». Эмпирическое общество оказывается возможным только благодаря этому априори, достигающему своей вершины в понятии профессионального призвания. Общество производит и предлагает индивиду некоторое «место», которое отличается от всех других по содержанию и форме и в принципе может быть заполнено многими, а потому оно и анонимно. Однако, несмотря на неиндивидуальный характер этого места, индивид на основании внутреннего призвания, личных качеств, возможностей и достоинств стремится его занять. Любое «профессиональное призвание» нуждается в гармонии между строением, жизненным процессом общества, с одной стороны, и индивидуальными качествами и устремлениями личности — с другой. Именно на этой гармонии основывается представление, что для каждой личности найдется в обществе позиция и деятельность, к которым она призвана, а также этический императив: искать свою позицию и свою деятельность, пока не найдешь. Индивидуальность отдельного человека находит свое место в структуре всеобщности, и в этом Зиммель видит некую изначальную телеологическую направленность социальной структуры, выстраивающейся с расчетом на специфическую и определенную индивидуальную деятельность человека. Явленная целостность общества как бы подлаживается под внешние ей цели индивидов, предлагая для их индивидуальности социальные позиции, на которых их особость становится необходимым условием жизни целого. Тем самым сознание индивида получает форму, предопределяющую, каким социальным элементом ему быть. Концепция априори социальной жизни позволяет Г. Зиммелю преодолеть формальную точку зрения и включить в социологическое рассмотрение сферу субъективного, соединить две базисные СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ точки зрения на общество: общество как совокупность социальных форм и общество как целое социальной жизни, соединить социальный и индивидуальный уровни в ключевой точке — анализе априори социальной жизни.
|