КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научная деятельностьМакс Вебер не создал законченного целостного труда по социологии. При его жизни вышли статьи по методологии социального познания и работы по социологии религии. Рукописи Вебера по экономической социологии были изданы Марианной Вебер и Иоахимом Винкельманном в 1921 г. под названием «Хозяйство 'Почти ежедневно в доме Веберов проходили дискуссии, в которых, по меткому выражению Д. Кеслера, участвовали «все, кто имел в Гейдельберге положение и, прежде всего, голову»; с 1912 г. еженедельно проводился «jour fixe» (прием гостей в определенный день недели), на который могли приходить студенты. История социологии и общество» в качестве главного труда. Почти все работы Вебера по экономической социологии, социологии власти, социологии религии и учение о методе, как показал, например, Бройер применительно к социологии власти, остались незавершенными проектами. Лейтмотивом научного творчества Вебера были размышления о природе, истории, влияниях и дальнейшей судьбе капитализма. Его ранние труды посвящены в основном историко-правовой тематике. В работах «К истории торговых обществ в средние века» (1889), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права (1891) [в русском переводе «Аграрная история древнего мира» (1923)], в докладе «Национальное государство и экономическая политика» (1895) и в ряде других работ исследуется в духе требований исторической школы внутренняя связь экономического развития с правовыми, политическими, религиозными, психологическими, этнографическими и другими аспектами жизни общества. Эти работы, а также комментарии к результатам опроса сельскохозяйственных рабочих, содержащие резкую критику немецкого юнкерства, ряд других статей и докладов принесли Веберу известность и репутацию националистически настроенного эксперта по аграрным вопросам, деятельно выступающего за индустриальный путь развития Германии. Наметки социологии содержатся уже в первых работах Вебера. Собственно социология начинается со статей по методологии науки, появившихся после 1903 г.: «"Объективность" социально-научного и социально-политического познания» (1904), «Критические исследования в области логики наук о культуре» (1906), серии статей под общим названием «Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии» (1903-1905), исследования культурно-исторической роли протестантизма в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Некоторые важные работы, такие, как «Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке», статьи по социологии мировых религий, политические речи и публицистика были опубликованы в 1916—1919 гг.; над «Хозяйственной этикой мировых религий» Вебер работал до конца своей жизни. Наиболее значимые последние работы Вебера — «Политика как призвание и профессия» (1919) и «Наука как призвание и профессия» (1920). Посмертно были изданы сборники статей по социологии религии, социологии власти, экономической социологии, сборники политических трудов, работ по методологии и логике культурно- СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 343 исторического и социологического исследования, по социологии музыки и др. (1921-1926). Об источниках своих идей сам Вебер нигде не говорит. Их невозможно установить и по ссылкам в трудах, поскольку Вебер практически ни на кого не ссылается, что по сей день дает повод для спекулятивных дискуссий о том, под чьим духовным влиянием формировалась его социология. Вместе с тем основные линии философских и научных влияний на формирование социологии Вебера прослеживаются достаточно четко, хотя для написания социологических трудов, разработка которых началась в споре с исторической школой политэкономии, они имеют опосредованное значение. В образовательно-биографическом плане Вебер вращался в немецкой академической духовной среде конца XIX в., для которой характерно влияние неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и герменевтики (Дильтей) в философии, господство «исторической школы» в политэкономии и «школы Ранке» (Л. фон Ранке, Б.Г. Нибур) в исторической науке. Вебер усвоил индивидуализирующий подход и антинатуралистический настрой неокантианства и «философии жизни». Методологическое влияние основателя понимающей психологии и герменевтики Вильгельма Дильтея на Вебера было столь велико, что понимающую социологию Вебера можно рассматривать как специально-научное развитие соответствующих подходов. При этом следует подчеркнуть, что психологизм и иррационализм, свойственные «философии жизни», Вебер не принял. Он понимал уязвимость центральной идеи представителей баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), противопоставляющей генерализирующий метод естествознания индивидуализирующему методу истории, весьма скептично относился к дуализму надысторических ценностей и действительности у Риккерта, справедливо считая, что понятие «ценность» не имеет смысла вне контекста человеческих нужд и интересов. В отличие от Маркса немецкая классическая философия не стала для Вебера объектом критики и отправной точкой исследований: хотя Кант для него и являлся ключевым духовным ориентиром, взаимодействие с идеалистической философией в Целом опосредовано у Вебера неокантианством. Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии на Вебера Ницше и Маркса. Нигилистская критика Просвещения и морали Ницше производила на Вебера впечатление и служила своеобразным ориентиром в
|