КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общество и его развитие. Капиталистическое обществоТеория социального развития является у Г. Зиммеля компонентом общей теории общества. Она вплетена во все его рассуждения об обществе, в его критику предшествующей социологической теории. Более того, его первая крупная социологическая работа посвящена в основном проблеме развития, о чем свидетельствует ее название: «Социальная дифференциация». Именно в ней Зиммель разрабатывает свой базисный методологический подход и базисные основания социологической теории, настойчиво подчеркивая их новизну и радикальное отличие от предшествующих теоретических разработок как в области теории общества, так и в области теории социального развития. Зиммель является сторонником теории социального прогресса. Для Зиммеля развитие — это не просто трансформация социальных порядков, а прогрессивное движение ко все большей свободе личности, к богатству ее культурных содержаний и возможностей, к увеличению и богатству общества через увеличение и усложнение социальных форм. Вместе с тем прогрессивное развитие — это схема, позволяющая постичь смысл и направление исторического развития, а также могущая включить в себя все частности. Он рассматривает историческое развитие в двух главных вариантах: как прогрессивное движение ко все более и более сложным и содержательно богатым видам человеческой деятельности и как прогрессивное развитие ко все более и более сложным и дифференцированным социальным формам. Анализируя прогрессивное развитие, Зиммель прибегает к традиционной организмической аналогии и рассматривает его как процесс усложнения и дифференциации организма, однако суть и специфика его подхода состоят в том, что источником и механизмом социального развития является индивид, а не структурные трансформации общества как надиндивидуального образования. Изменение возникает на индивидуальном уровне и осуществляется как процесс индивидуализации, порождающий процесс социальной дифференциации.
332 История социологии Именно в связи с этим своим тезисом Зиммель осуществляет ревизию и критику функционалистских подходов в теориях социального развития, разработанных предшествующей социологией. Зиммель радикально не согласен с функционалистами органицист-ской социологической традиции в том, что прогрессивный процесс дифференциации, количественного роста и усложнения социальных образований тождествен их функциональному усложнению, а функции тождественны индивидам, их реализующим. Вера в то, что личности не только связаны с функциями, но фактически совпадают с ними, в корне неверна. Такое совпадение только задерживает индивидуализацию, о чем свидетельствует история. В той мере, в какой отдельный человек, пишет Зиммель, отдается служению своей группе, т. е. выполняет определенную функцию, он получает от нее форму и содержание своего собственного существа. Добровольно или принудительно, но член малой группы отождествляет свои интересы с интересами своего сообщества, и, таким образом, они становятся его интересами, а его интересы становятся интересами группы. «Его природа сплавляется до известной степени с природой целого уже потому, что в процессе смены многих поколений свойства личностей постоянно приспосабливаются к интересам, и, таким образом, единство целей личности и группы ведет к единству духовного и телесного существа»1. Функционализация и индивидуализация являются противоположенными процессами. Любая функционализация задерживает индивидуализацию и процесс становления и развития индивидуальности. Основу процесса развития, усложнения образует не функционализация, а индивидуализация, которая всегда принимает форму социальной дифференциации. Развитию, по Зиммелю, присущи множество тенденций: индивидуализация, ведущая к разносторонности индивида, увеличению богатства содержаний его сознания; дифференциация видов деятельностей, способствующая появлению новых социальных форм; дифференциация групп, ведущая к их односторонности и функциональности. Развитие представляет собой процесс, который «нацелен на установление ассоциативных отношений между гомогенными составными частями, принадлежащими к гетерогенным кругам»2. ' Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 328. 2 Там же. С. 411. СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ Начальным пунктом социального развития является семья. По мере развития каждый член семьи завязывает отношения вне этого первичного круга ассоциации, которые основываются совсем на другом: на одинаковых способностях, склонностях, деятельности и т.д. Ассоциация, основанная на внешнем сосуществовании, все более уступает место ассоциации, основанной на отношениях содержательного порядка. Такое высвобождение из семьи осуществляется в форме конфликта, как процесс утверждения своей индивидуальности и инаковости. Индивиды, принадлежащие к различным группам и кругам, схожие в своих взглядах, видах деятельности, интересах, создают новые круги соприкосновения, которые так или иначе пересекаются друг с другом. Человек ищет такие общности, которые облегчат удовлетворение его склонностей и стремлений, предоставят все выгоды, вытекающие из принадлежности к группе. Вместе с тем то, что специфично в индивидуальности и выходит за рамки каждой конкретной группы, оберегается комбинацией множества кругов. Группы, к которым принадлежит индивид, образуют своего рода систему координат. Каждая новая группа, присоединяющаяся к этой системе, определяет индивида со все большей точностью и однозначностью. Число различных кругов, к которым принадлежит отдельный человек, является одним из показателей высоты культуры как индивида, так и общества в целом. Таким образом, развитие предстает как двусторонний процесс: индивидуализации — на уровне отдельного индивида и дифференциации — на социальном уровне. Стартовым моментом выступает процесс индивидуализации, который предстает как процесс духовного, познавательного и эмоционального самоосуществления индивида, но происходящего всегда и сразу же в социальной форме и первоначально в форме конфликта и конкуренции. Развитие общества, или развитие на социальном уровне, предстает как процесс усложнения и увеличения социальных образований и форм, как прогрессивная дифференциация элементов, в том числе и в форме стратификационного расслоения. Зиммель фиксирует, что стоит только возникнуть какому-либо новому объединению, как оно сразу же создает внутри себя неравенство. Развитие идет в двух направлениях: во-первых, в направлении индивидуализирующей групповой дифференциации и создания соот-
|