КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Self, или мое собственное ЯИтак, в основе рассуждений Мида о характере и свойствах социального лежит понимание не природы человека,а специфики человеческого опыта.Ученого интересует функциональный, бихевиористский, а отнюдь не социально-антропологический подход к этому сюжету. Не случайно само слово «человек» Мид старается не употреблять, заменяя (если не подменяя) его понятием рефлексивного Self1. «Если мы откажемся от концепции субстанциональной души, которой наделяется при рождении коммуникативное Я, то можем расценивать развитие индивидуального коммуникативного я и его самосознания в сфере его опыта»2. На самом деле мое собственное Я в трудах Мида — аналитический «двойник» души,превращающий тайну человеческой жизни, общения людей друг с другом в логически решаемую проблему. У примитивных народов, пишет Мид, давно подмечено стремление разграничить человеческое тело, конкретного видимого человека и его внутреннюю сущность, нечто подобное душе, которую они 1 Self [self] — (англ.) — приставка, обозначающая направленность действия 2 Mead G. Mind. P. 115. 536 История социологии овеществляют, мысленно воплощают в каком-нибудь предмете, растении, животном. Делается это для того, чтобы защитить ее от порчи, дурного влияния. «Двойник» этот, по мнению Мида, есть прототип моего собственного Я, как средоточия жизни человека, его внутренней целостности1. Справедливости ради следует заметить, что Мид не исчерпывает человеческое Я собственным пониманием и не обольщается относительно своих научных выводов. «Возможности нашей природы, тех видов энергии, на которые с таким упоением указывал Уильям Джемс, — это возможности нашего собственного Я, лежащие за пределами нашего собственного, непосредственного представления. Мы просто не знаем, что они из себя представляют. В определенном смысле они — самое увлекательное содержание, которое мы можем созерцать в той мере, в какой можем ими овладеть»2. Непросты отношения моего собственною Я с категорией «личность» (personality). Понятие «личность» Мид употребляет гораздо реже, чем Self, в ряде случаев даже заменяя им «самосознание» (Self-consciousness). По своему содержанию данное понятие ближе всего к понятию «индивидуальность» как характеристике социально значимых отличий человека от окружающих. Это своего рода модель конкретного человека, система мыслей, ощущений и «Я- концепций», как считают окружающие, специфичных для него. По мнению Мида, личность непременно содержит в себе, разделяет права и ценности, общие для своей социальной группы. Однако помимо этих воспитанных черт у нее есть нечто свое, особенное, ни на кого не похожее. И эта инаковость — «наиболее ценная часть индивида. Вопрос в том, может ли она быть привнесена в мое собственное социальное Я или мое собственное социальное Я попросту объемлет эти реакции, которые могут стать всеобщими в рамках большого сообщества... Никто не заставляет нас принимать вторую точку зрения»3. Признание Мидом уникальности человеческой личности, по-видимому, все-таки не означает признания им вечного, сверхприродного, общечеловеческого. Это не более чем виньетка на общем рисунке Я, которое рождается и живет в мире объективных 1 Mead G. Self// George Herbert Mead on Social Psychology. P. 27. 2 Ibid. P. 236-237. 3 Mead G. Auguste Comte. P. 278. СОЦИОЛОГИЯ США смыслов и значений, в области до-личностного (по своей природе), межтелесного, или интерсубъективного. Мид говорит так: «Я хочу ясно показать, что характерной чертой моего собственного Я является отношение к себе самому именно как к объекту. Это свойство показывает само слово «Self», рефлексивное и указывающее на то, что оно может быть как субъектом, так и объектом»1. Оно — познающее и одновременно познаваемое самим собой2. Истоки самосознания человека — вещь парадоксальная. Хитрость заключается в том, что человек не способен прямо и непосредственно познать самого себя опытным путем. Он узнает о себе самом от других, окружающих его людей, исходя из некоего общего отношения к себе той социальной группы, к которой он принадлежит. «...Человек входит в свой собственный опыт как собственное Я, или индивид, не прямо и непосредственно..., но только с того момента, как он впервые становится объектом для самого себя, точно так же, как другие служат для него объектами, или существуют в его опыте; а объектом для самого себя он становится, только принимая установки других индивидов по отношению к самому себе в пределах той социальной среды, или контекста опыта и поведения, который включает и его, и других»3. Прежде чем стать собой, человек должен увидеть себя со стороны, стать другим. Таким образом, мое собственное Я — это особая разновидность общения,а стало быть, и человеческого поведения. Оно направлено на самого себя в той же мере, в какой направлено на других. 'Mead G. Self// George Herbert Mead on Social... P. 201. 2 Поясним это на примере уникальной методики маскотерапии. Она была 3 MeadG, Self// George Herbert Mead on Social... P. 27. История социологии Механизм его появления таков. Уже в первые месяцы жизни ребенка можно увидеть элементы подражания окружающим, но то же самое характерно и для животных. Не стадия имитации, длящаяся, по Миду, до двухлетнего возраста, определяет превращение биологического организма в сознательное существо. «Вероятно, — пишет Мид, — человеческое общение началось не с имитации, а с сотрудничества, в котором способы поведения различались, а действия одного индивида отвечали на действия другого и вызывали их...»1 Смысл этого сотрудничества — в способности человека мысленно «перевоплощаться» в другого, истолковывая для себя его поведение, наполняя его смыслом и значением и действуя в свою очередь с учетом возможной реакции своего партнера. Осмысление ситуации, таким образом, становится «игрой жестов между нашими собственными Я, даже когда эти Я — часть нашего внутреннего самосознания»2. Как это возможно? Принятие роли другого — не механический перенос «моего собственного Я» на другого (что крайне недальновидно и попросту глупо) и не «вживание», «впитывание» другого Я (что явно невозможно и наивно), но прояснение наших с ним позиций.Это процесс творческий. В этом вопросе Мид расходится со своими именитыми соотечественниками — Джемсом и Чарльзом X. Кули, создавшим концепцию «зеркального Я»3. Позиция людей по отношению к кому-либо, утверждает Мид, есть часть их собственного опыта, который безусловен только для его обладателя. Опыт этот совершенно необязателен и спорен для другого человека. Более того, до тех пор, пока человек погружен в этот чужой опыт без остатка, он не в состоянии обрести собственное Я4. Собственное Я обретается в сопоставлении наших взглядов, позиций. Сопоставить их можно потому, что оба мы — и я, и мой собеседник — погружены в одну и ту же социо-культурную среду, наполненную общими для нас обоих смыслами и значениями. Кроме того, в момент нашего общения мы находимся в одной и той же социальной ситуации, в одинаковых обстоятельствах. ' Mead G. Social Psychology as Counterpart to Physiological Psychology // Mead G.H. Selected Writings. P. 101. 2 Mead G. Social Consciousness and Consciousness of Meaning // Ibid. P. 133. 3 Суть концепции «зеркального Я» (the looking-glass self) заключается в том, 4 Mead G. Mind, Self and Society. P. 173. СОЦИОЛОГИЯ США Предполагает ли отношение к себе как к другому отношение к другому как к себе, сказать трудно. Мид не склонен к рассуждениям о внутренней сопричастности, сопереживанию, ответственности за другого. «Быть другим» вряд ли означает у Мида «быть-с-другим». Это скорее признание за другим прав, которыми обладаешь сам, и возможностей, которыми сам пользуешься.
|