КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История социологии. не способен видеть, что тамне способен видеть, что там. ...Но он не теряет сознания в другом смысле. ...Потеря сознания не означает потерю некоторой реальной сущности, но только разрыв чьих-либо отношений с опытным восприятием. Сознание в этом смысле означает просто нормальные взаимоотношения между организмом и внешними объектами»1. Сознание, по Миду, не субстанционально. У него нет определенной, зафиксированной сущности. Оно — процесс. Воспринимаемое нами — и акт сознания, и пред-данность. Наши усилия познать неизведанное всегда опираются на некое предпонимание, предвосхищение его смысла человеком, осознающим свои замыслы и намерения. В то же время, вступая в наше сознание, реальность должна сохранить некоторую самостоятельность, чтобы не быть поглощенной им без остатка, втиснутой в уже известные и отработанные схемы, а значит, утратившей свою новизну и оригинальность. Это возможно только в одном случае: если сознание сумеет «перешагнуть» в своих актах прежние смыслы и выводы, «схватить» специфику настоящего, его особое звучание2. Это «перешагивание», или трансцендирование, изливает сферу психического в мир социального, насыщая его все новыми значениями и давая пишу нашему рассудку. Поэтому, возникая в сфере широко трактуемого поведения, сознание не может быть сведено к поведенческим реакциям. В свою очередь структуру человеческого поведения мы не может рассматриваться иначе, нежели через деятельность сознания, через значимый опыт, Если в случае Уотсона мы, в терминологии русского философа конца XIX — первой половины XX в. Б.П. Вышеславцева, имеем дело со «спекуляцией на понижение», или сведением высших форм опыта к низшим, то у Мида мы видим недвусмысленное «возвышение», когда сознательное отношение к происходящему дает новое качество бытия, несводимое к низшему. Принадлежность человека сразу к нескольким системам земного существования (физико-химической, биологической и разумной) классически иллюстрирует этот закон. «Я определил возникновение, — объясняет Мид, — как присутствие предметов в двух и более различных системах таким образом, что присутствие в последней системе меняет их характер в предыдущей системе или системах, к которым они принадлежат»3. Осознанный жизненный опыт человека и есть та качественно новая форма процесса жизни, которая созидает мир социальный. 1 Mead G. Mind Approached through Behavior. P. 72. 2 От лат. transcendens (transcendentis) — выходящий за пределы. 3 MeadG. Philosophy of the Present. La Salle, 1959. P. 69. СОЦИОЛОГИЯ США Форма эта, как и все остальные, живая, а значит, не застывшая, сопротивляющаяся смерти, окостенению. Опыт — всегда движение, длительность, ибо «действительность качественна, а вы не можете получить качество одномоментно. Оно проявляется на протяжении некоторого периода времени, будь то цвет, мелодия или ионизация атома»1. Однако справедливо и другое. Опыт представляет собой совокупность ограниченных во времени, качественно определенных и направленных процессов в общем потоке переживания действительности. Сочетание двух вышеназванных моментов позволяет нам понять суть мидовского «времени»: текущий во времени поток нашего опыта одновременно и опыт нашего сознательного упорядочения мира по смыслу во времени. Длительность опыта — это опыт длительности, и наоборот. Время Время, по Миду, — это прожитое, точнее, пережитое время, внутренне опознанное и установленное. Оно не равно ни объективному, ни субъективно ощущаемому в каждый отдельный момент. Время — категория действия,направленного на регулировку, приведение в соответствие происходящего с логикой социальной жизни, индивидуального — с коллективным. Именно поэтому Мид измеряет социальное не моментами, но действиями2. Рассмотрим это подробнее. Каждое событие, участниками которого мы являемся, можно охарактеризовать двояко. Для начала, как протекающее в границах того, что принято считать «настоящим», или «правдоподобным» настоящим, дающим нам возможность прикоснуться к «незамедлительности сейчас». Оно — locus реальности, ее новое, пусть даже ценой дезорганизации привычной картины мира, утери целостности и преемственности восприятия. В каждом мгновении опыта неизбежно чувствуется «резкий привкус новизны»3. Но так ли просто зафиксировать это мгновение? Ведь социальные и психологические процессы не более чем фрагменты общей природной эволюции, постоянного движения от того, что 1 MeadG. Movements of Thought in the Nineteenth Century. P. 316. 2 Mead G. Philosophy of the Act / Ch. Morris (ed). Chicago, 1938. P. 65. 3 MeadG. The Nature of the Past // Mead: Selected Writings / A. Reck (ed.). История социологии есть, к тому, чего нет. Можем ли мы уверенно определить границы, начало и конец нашего опыта в настоящем? «Нет», — без малейшего колебания отвечает Мид. Организм, однажды определивший их, останавливается в своем развитии, становится нежизнеспособным. «Человек, достигающий успеха, с годами теряет искру жизни, здоровье ушло и у него ничего не осталось, кроме раз и навсегда установленных жизненных привычек, — пересказывает нам работу французского философа Анри Бергсона (1859-1941) Джордж Герберт Мид. — Он не способен увидеть ничего, кроме того, что уже избрал в своем поведении; он запечатлел самого себя и для него более не существует движения вперед: он более не творит»1. А стало быть, угасает. Эволюция не существует иначе, как в постоянном переопределении и упорядочении мира, непрерывном возвращении к прошлому и предвосхищении будущего. Излюбленный пример Мида — история о том, как отправились на отдых его учителя, философы Уильям Джемс и Джосайя Ройс. План путешествия, в соответствии с которым необходимо было сделать пересадку на другой поезд, составил Ройс. Однако, добравшись до дорожной развязки, Джемс все перепутал и увез своего друга совершенно в другом направлении. Ройс попытался исправить положение и уговорить Джемса пересесть на следующей станции, на что последний с чувством собственного достоинства ответил, что с самого начала собирался именно туда, куда они сейчас направляются. Этим рассказом Мид показывает нам второй, более глубокий, план протекающих во времени событий. Наличную ситуацию всегда можно поместить в более просторные временные рамки, избрав «функционально требуемый» для ее осмысления хронологический интервал. Это уже не традиционное «здесь и сейчас», но взаимообусловленность прошлого, настоящего и будущего применительно к данному событию. Мы действуем в ситуации, «прилаживая» прошлое к настоящему, а настоящее к будущему. Ведь сами для себя и прошлое, и будущее — всегда настоящее. Прошлое обретает свою прошлость (pastness), а будущее — будущность только по отношению к нашему «теперь». То, что мы увидим в прошлом, зависит от нашей точки отсчета в настоящем. Все берется из нас, что становится прошлым, крупицей его и малой крошкой. Взгляни на поля, в пустошах тающие, ' Mead G. Henry Bergson // George Herbert Mead on Social Psychology. P. 311. СОЦИОЛОГИЯ США Горе и голод, мор и земли содроганье, бездны ревущие и пески обжигающие, Лязг сражений и города пылающие, и тонущие корабли, и руки, в мольбе взывающие1. Прошлое — «это рабочая гипотеза, имеющая ценность только в настоящем, в рамках которого она работает, и никакой другой ценности не имеющая»2. Прошлое не значимо само по себе. Да, мы можем найти неизменные факты, скажем, даты событий или имена их героев, но все они не более чем бескровные, отвлеченные формы. Присутствуя во всех без исключения вариантах, или перспективах прошлого, они тем не менее не могут дать нам никакого представления о нем по сути. Заметим, что перспектива — это то, что объединяет «здесь и там», «сейчас и потом». Это — сама «природа в своих отношениях с организмом и включая этот организм»3. Она «всегда там благодаря конкретной проблеме социальной реконструкции»4. Перспектива «существует в опыте индивида в той степени, в которой осмыслена» им5. Рассматривая социальную форму процесса жизни, как и все другие его формы, с точки зрения эволюционного метода, Мид решительно возражает против дробления непрерывной целостности человеческого опыта на отдельные, изолированные части6. 1 Mead G. History and the Experimental Method // George Herbert Mead on Social 2 Ibid. P. 323. 3 Mead G. The Objective Reality of Perspectives // George Herbert Mead on Social 4 Mead G. History and the Experimental Method. P. 326. 5 Mead G. The Objective Reality of Perspectives. P. 346. 6 Его взгляд, пожалуй, возрождает идеи ранней эллинской философии и, 1 MeadG, Philosophy of the Present. P. 15-16. История социологии Используя образ самого ученого, скажем, что время — это «одно настоящее, проскальзывающее в другое»7. Структура времени определяется настоящим и в настоящем, т.е. действием и в действии, процессом приведения в соответствие, согласованием преемственности и новизны. Все это можно назвать все той же способностью «быть несколькими вещами сразу», или социальностью (sociality) как диалогом1. Одно из интереснейших проявлений этого диалога — взаимосвязь личностно переживаемого времени и социально разделяемых представлений о нем. Возьмем простейшую ситуацию. Улица. Едущая по ней машина и два пешехода, пути которых рано или поздно пересекаются с траекторией движения машины. Но один из них минует предполагаемую точку пересечения до того, как машина к ней подъедет, а другой — после. В самом общем виде картина происходящего одинакова и для первого, и для второго пешехода. Им необходимо разминуться с машиной. Этой общей картиной и занимается наука, в том числе и социальная психология, которая, согласно Миду, выявляет зависимость между опытом человека, рождающим определенный тип поведения, и условиями, которые формируют этот опыт, а следовательно, и этот тип поведения. Наука предоставляет нам некий обобщенный, стандартный вариант решения возникшего затруднения. Для удобства она отторгает пространство от времени и рассматривает происходящее в неизменных условиях, в «безвре-меньи». Вместе с тем очевидно, что каждый прохожий воспримет происходящее по-своему хотя бы потому, что предполагаемая встреча с машиной у каждого из них произойдет в разное время и в разных местах. Время, таким образом, Мид напрямую связывает с опытом пережитого. Увидев мир по-разному, люди начнут и действовать по-разному. Те усредненные, универсальные модели поведения, с которыми только и может работать наука, ни в коей мере не умаляют своеобразия индивидуального опыта. Напротив, всякое обобщение только и может существовать на основе множества и разнообразия его составляющих. Время оживает в личностном переживании мира и застывает в социально разделяемых представлениях о нем. Оно не только несравнимо важнее пространства, но и незаменимо как характеристика неповторимости, индивидуальности опыта. Жизненный опыт разных людей отличается временными системами, в которых они 1 Mead G. Philosophy of the Act. P. 49. СОЦИОЛОГИЯ США 535 живут, т. е. ракурсами восприятия происходящего, и, как результат, неодинаковой последовательностью, логикой их действий.
|