КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И те, или Я-субъект и Я-объектСпособность эта, по Миду, зиждется на динамической, точнее, диалогической природемоего собственного Я, не имеющего постоянного, ярко выраженного центра и работающего в «двух режимах» — I и те2, или Я-субъект и Я-объект. «...Процесс соотнесения собственного организма с другими в непрекращающихся взаимных действиях так, как он проникает в поведение индивида в рамках разговора Я-субъекта и Я-объекта, конституирует мое собственное Я»3. Выделенные Мидом грани Я ни в коей мере не являются качественно отличными, завершенными и четко очерченными его составляющими. Они — условные, функциональные полюса, способы существования, возможности моего собственного Я. Я-объект существует, по образному выражению Мида, «там» в сфере общепринятых, интерсубъективных смыслов. Оно — принятая нами система исходных установок, продуманная и осознанная, предваряющая наши действия в любой ситуации. И тем не менее, как бы ни были выверены (социальными нормами и личным опытом) наши замыслы, «результирующее действие всегда несколько отличается от всего того, что человек мог предвидеть. Это справедливо даже тогда, когда он просто ходит пешком. Само выполнение предусмотренных шагов ставит его в ситуацию, слегка отличающуюся от ожидаемой, в определенном смысле ситуацию неизвестности (novel). Это движение в будущее, так сказать, — шаг ego, или Я-субъекта. Это — нечто, что не дано в Я-объекте»4. ' Mead G. Behavioristic Account of the Significant Symbol // Mead G.H. Selected Writings. P. 244. 2 / [ai] (англ.) — личное местоимение 1-го лица единственного числа «Я»; 3 MeadG. Mind, Self and Society. P.179. 4 Ibid. P. 177. СОЦИОЛОГИЯ США Я-субъект выбирает из багажа Я-объекта то, что считает нужным, и применяет это в том виде, в каком считает необходимым, отвергая не устраивающее его. «Именно из-за Я-субъекта никогда до конца не знаем, кто мы, и удивляем сами себя собственными действиями»1. . Пример — игра в баскетбол. Перед броском игрок не только отдает себе отчет в своих намерениях, но и прекрасно знает планы своих противников, распределение ролей внутри своей команды. Весь этот организованный набор отношений, который он приемлет — его Я-объект, или мое собственное Я, о котором он осведомлен. Но вот он бросает мяч, и оказывается, что бросок этот не вполне соответствует той гипотетической расстановке сил, которая сложилась в его сознании. Картина игры несколько видоизменяется. Почему? Потому что в игру вступило Я-субъект, конкретный, сиюминутный ответ игрока на ту систему взаимоотношений участников игры, которая изначально существовала в сознании бросившего мяч. «Отношения других конституируют организованный Я-объект, а затем человек реагирует на это как Я-субъект2. Ego, или Я-субъект, ответственно за все нововведения, изменения; Я-объект выполняет обязанности цензора, устанавливая границы дозволенного3. Я-субъект живет только в настоящем. Будучи осознанным, оно моментально превращается в Я-объект. «Если Вы спросите меня..., куда именно в Ваш собственный опыт входит Я-субъект, ответ таков: оно входит как историческая фигура»4. Я-субъект дает нам ощущение свободы, инициативы. Пусть мы располагаем сведениями о себе самих и той ситуации, в которой находимся, но точной информации о том, как мы будем действовать в этой ситуации, у нас нет. Она появится у нас только после совершения действия. Протяженное во времени социальное действие предварено в самом начале старой системой Я-объект и считается завершенным с появлением новой системы Я-объект. Я-субъект данного момента присутствует в Я-объекте следующего момента, каждый раз пересматривая однажды наработанное. «Я становлюсь Я-объектом в той мере, в какой я помню, что я сказал... Я-субъект в моей памяти находится там (there) как делегат самопознающего коммуникативного Я минувшей секунды, минуты, 1 MeadG. Mind, Self and Society. P. 174. 2 MeadG. Self// George Herbert Mead on Social... P. 230. 3 Ibid. P. 236-237. 4 Ibid. P. 229. 5 MeadG. Mind, Self and Society. P. 174. 544 История социологии дня. Как данность, оно — Я-объект, но Я-объект, которое прежде было Я-субъектом»5. Подводя итог, скажем, что Я-субъект характеризует творческое начало моего собственного, человеческого Я, его индивидуальные особенности, непосредственность нашего сиюминутного существования, спонтанность. «... Я-субъект как вызывает Я-объект, так и отвечает ему. Взятые вместе, они конституируют личность, как она появляется в социальном опыте. Мое собственное Я по существу есть социальный процесс, происходящий с помощью этих двух отличных друг от друга фаз. Если бы он не обладал ими, тогда бы отсутствовала сознательная ответственность и в опыте не было ничего нового»1. Я-объект связан с традицией, культурными и институциональными ограничениями нашего восприятия, с тем влиянием, которое оказывают на нас другие, с их участием в формировании нашего собственного Я. Я-объект по замыслу Мида не только оставляет за Я-субъектом свободу действия, отказываясь от его полного предопределения, но и само, в определенном смысле, является его производным. Ведь опыт Я-объекта — не столько результат усвоения общественного опыта, сколько усвоенные реакции Я-субъекта на этот опыт. Однако не следует забывать, что соотношение Я-субъект — Я-объектхарактеризует мое собственное Я, т.е. человеческую рефлексию,осознанный и упорядоченный опыт. Эту пару нельзя рассматривать как «бессознательное—осознанное», «нерациональное—рациональное», «эмоциональное—рассудочное», «интуитивное—логическое». Я-субъект, по определению, должно участвовать в осмысленном существовании моего собственного Я. Мид оказывается в довольно сложном положении. С одной стороны, очевидны его попытки сохранить за человеком, пусть в его Self-образе, свободу творчества, способность к импровизации, многомерность существования. С другой — он явно отождествляет «человека социального» с человеком, обладающим «объясняющим умом». Кстати, и рассмотренный выше процесс развития ребенка, обретения им собственного Я, по Миду, недвусмысленно показывает, что Я-объект зарождается прежде Я-субъекта, которое возникает как его своеобразный противовес. Для того чтобы найти компромисс между этими трудно совместимыми исходными посылками, Мид вводит два новых понятия: «непосредственность восприятия» (immediacy) и «живая реальность» (living reality). 1 MeadG. Self// George Herbert Mead on Social... P. 233. СОЦИОЛОГИЯ США «Непосредственность восприятия» и «живая реальность» К«непосредственности восприятия» он обращается, чтобы снять противоречие между спонтанным и вместе с тем рефлексивным в характере Я-субъекта. Несмотря на некоторую вольность объяснения, которую признает и сам Мид, он небезосновательно считает неизбежным присутствие в нашем восприятии элементов оценки, суждения о происходящем, моментов его интерпретации. Это — своеобразная неявная рефлексия первого порядка (несопоставимая с рефлексией научной), неизбежная соотнесенность воспринимаемого с воспринимающим. «Объекты вокруг нас представляют собой целостности, а не просто сумму частей, на которые их может разложить анализ. И они есть то, что они есть в отношении к организмам, окружение которых они составляют»1. Однако в этом случае непосредственность и безотлагательность Я-субъекта — это непринужденность, которая органично и не задумываясь включает в себя рассудительность, а сам Я-субъект, в результате пояснений Мида, приобретает все более иллюзорный характер. В конце концов Мид чистосердечно признается в невозможности сколько-нибудь внятно растолковать природу Я-субъекта, справедливо признавая, что вопрос этот запределен науке. «У меня нет намерения поднимать метафизический вопрос о том, как человек может быть одновременно и Я-субъектом, и Я-объектом, но я вопрошаю о значимости этого разделения с точки зрения поведения как такового»2. Спустя десятилетия усилиями добросовестных последователей Мида иллюзорность Я-субъекта станет бесспорной. Еще одной попыткой Мида преодолеть мнение о всецело рациональной постижимости человеческой жизни в обществе становится понятие «живой реальности», дорефлексивной основы моего собственного Я. В самом общем приближении она может быть определена как известный нам процесс жизни, природная сила биологического организма, обладающего уникальным восприятием, субъективностью. Субъективность как живое творчество, непосредственность моего собственного Я Мид противопоставляет субъективизму жестко отрефлектированной индивидуальной перспективы, источнику неправомерного расчленения на субъект и объект познания. Субъективность — это deus ex machina, к кото- 1 MeadG. Movements of Thought in the Nineteenth Century. P. 116-117. 2 MeadG. Self// George Herbert Mead on Social... P. 229.
История социологии рому прибегает Мид в случаях логических «поломок» механизма Я-субъект — Я-объект. Рассмотрим их подробнее. Как мы уже знаем, содержанием человеческого поведения с целью приспособиться, «приладиться» к среде своего обитания в обществе является принятие роли «другого» или «обобщенного другого». Иные, новые условия, в которых оказывается мое собственное Я, неизбежно разрушают прежде связный, значимый контекст нашего прошлого опыта. Наступает момент дезинтеграции моего собственного Я. Единственное, что ему остается, — способность ощущатьто, что с ним происходит, чувствовать,что он принимает непосредственное участие в чем-то, о чем не имеет прямого, одновременного и достоверного знания. Само понятие «настоящее» у Мида — это состояние междустарым и новым. Происходящее в настоящем недоступно сознанию, т. е. нашему собственному Я. И Мид решается прибегнуть к «живой реальности» как первооснове, экзистенциальному началу человеческого Я. Именно благодаря ей «разрушение» моего собственного Я не становится фатальным, а предвосхищает его обновление. Джордж Герберт Мид творит «человека социального» весьма характерным для всех крупных социальных мыслителей образом: сочетая взвешенность и логическую выдержанность своих научных построений с интуитивной потребностью, а нередко и настоятельной необходимостью, вырваться за рамки тех ограничений, которые накладывает та или иная специальная наука в подлежащие ей философские глубины. Однако рывок этот незамедлительно вызывает противодействие дисциплинарных ограничений, отбрасывающих ученого назад, в границы «дозволенного». И вот уже качества, которыми философская мысль наделяет человеческое бытие, весьма своеобразным и рискованным образом сообщаются его производному — Self, временнбй, ситуативной категории действия. Свобода как сущностная, природная характеристика человека становится свободой рационального выбора среди предложенных обществом возможностей. «Человек может дойти до такого момента, когда окажется один против окружающего мира; он может выступить в одиночку против него. Но чтобы сделать это, он должен поговорить с голосом рассудка внутри себя. Он должен охватить все голоса и прошлого, и будущего»1. Ценности естественным образом вплетаются в канву ролей «обобщенного др'угого» и служат скорее социальными нормативами, правилами нашего общения. Вопрос об их этической состоя- xMeadG. Mind, Self and Society. P. 167-168. СОЦИОЛОГИЯ США тельности и правомерности не ставится в принципе. Мид не мыслит свободу в отрыве от ответственности. Но что под ней подразумевается? Ее синоним — моральная необходимость (moral necessity) или все та же ответственность за рациональные поступки, все тот же шаг в будущее из настоящего, подготовленный прошлым, для которого выявленные причинно-следственные закономерности — «условие уже избранного будущего, а не условие самого выбора этого будущего»1. Необходимость «морального действия» — это необходимость действия вообще. Термин введен, видимо, для того, чтобы подчеркнуть контраст с механической необходимостью, которой не свойственна свободная игра рациональных выборов. Так понятое моральное поведение и есть, по Миду, полнота свободы. Отсюда и предложенное им понимание счастья: взвешенное поведение в соответствии с моральным предписанием, стремление «жить так полно, сознательно и обусловлено, как это возможно». Рожденный Мидом в образе собственного Я, «человек социальный» придает весьма своеобразный оттенок и понятию человеческой свободы, и творчеству, и жизненным ценностям. «Живая реальность» все труднее угадывается за Self— проекцией мира интерсубъективных смыслов, рожденных в действии.
|