Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Материалистическое понимание истории




...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни.

Ф. Энгельс

Ключом к материалистическому пониманию истории является учение Маркса и Энгельса о первичности общественного бытия по отношению к

1 Учение об обществе получило развитие в произведениях К. Маркса «Капитал» (I том в 1867 г.) и Ф. Энгельса «Анти-Дюринг* (1878), «Диалектика природы» (1873 — 1883), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Содержание исторического материализма выражено ими также в многочисленных статьях и письмах. При этом «Анти-Дюринг» является энциклопедией марксизма, в которой подытожены и разняты важнейшие положения диалектического и исто­рического материализма.


общественному сознанию. Оно развивает проблематику первичности ма­териального по отношению к идеальному в объяснении истории общества. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (19, 13, 7). При этом исходной установкой марксизма является признание материальногопроизводства как основного (первичного) условия существования и развития общества. Отсюда выте­кает кредо исторического материализма: «развитие человеческого обще­ства обусловливается развитием материальных, производительных сил» (19, 2, 8).

Маркс наполняет категорию «производство»1 филсофско-историчсским содержанием: посредством производства люди выполняют самое главное и существенное — «делают свою историю», изменяя как мир, так и себя. Посредством производства осуществляется непрестанное погружение всех накопленных предшествующей историей действительных результатов в про­цессе материально-преобразующей деятельности и материального созида­ния предметного богатства будущего. Таким образом складывается карти­на общей детерминации действительной жизни специфической формой материального производства. «...Из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенное отношение людей к при­роде. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовно­го производства» (19, 26, ч. 1, 279).

Благодаря прогрессу производства — развитию промышленности раз­вертывается человеческая история. Посредством труда в сферу социально-исторической действительности — культуры — включается также и приро­да. Культура не отменяет законов природы, но включает их в свой кон­текст и порождает собственное «царство естественных необходимостей» (19, 25, ч. 11, 387). Тем самым природное (естественное) посредством че­ловеческого труда соединяется с общественно-надбиологическим, прису­щим только человеку. Будучи охвачено человеческими отношениями, оно превращается в социальное. Данный процесс социогепеза рассматривается основоположниками марксизма как становление общества.

Такой подход позволяет соединить два принципа.

Принцип историзма: «История есть истинная естественная история че­ловека» (19, 42, 164). Она не существует актуально вне и помимо челове­ческой деятельности. История — это непрерывный процесс ее развития.

Принцип материализма:«Сама история является действительной час­тью истории природы, становления природы человеком» (19, 42, 124). Как специфическая общественная действительность история подобна действи­тельности природной (до и внеисторической) и обладает закономерным характером.

В результате, образуется картина развития общества как естественноис-торического процесса, подчиняющегося объективным законам. Их разра­ботка предстает в марксизме теоретической конструкцией материалисти-

1 Домарксовские мыслители рассматривают «производство» как постороннее для философии, связанное с «изготовительством», «хозяйствованием».


ческого понимания истории и составляет суть исторического материализма. «...Задача в конечном счете сводилась к открытию тех общих законов дви­жения, которые в качестве господствующих действуют в истории челове­ческого общества» {19, 11, 371). Вопрос упирается только в то, что в жизни социума нет места всеобщим, универсальным и неизменным законам.

Основоположники марксизма использовали понятия «общественное» и «социальное» как синонимы, означающие принадлежащее обществу, то есть отличное: а) от естественного (природного); б) от индивидуального. Со­циальное — это отчужденное (типологическое) от конкретных носите­лей и обозначающее жизнедеятельность общества в целом. Оно является объектом для науки об обществе, и первоначально основоположники мар­ксизма называли свое учение «социальным материализмом». В силу того, что социальное имеет пространственно-временные границы, они упот­ребляли в этом смысле еще и понятие «исторический». В частности, Эн­гельс пояснял: «Не для одной только политической экономии, а для всех исторических наук (а исторические науки есть те, которые не являются пауками в природе)» (19, 13, 491). В результате, для обозначения социально-материалистического взгляда па ход всемирной истории, общественного развития им был введен неологизм «исторический материализм». Он стал рассматриваться в качестве общей социологической теории марксизма (со­циальная философия), а специфический предмет социологии — социальное как самостоятельная характеристика общественной жизни, был утрачен.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты