КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммунистический строй— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность — человек работает, чтобы потреблять — свободная индивидуальность на основе — универсальное развитие индивида — безпациональное общество — бесклассовое общество Капиталистический стройзавершает предысторию человечества. Однако его развитие лищь создает необходимые предпосылки для перехода к коммунизму, но не сам готовый социалистический строй. «...Капиталистический способ производства по своему существу за известной границей исключает всякое рациональное улучшение» (19, 23, 493). Поэтому, согласно марксизму, иллюзии о будто бы «всесилии» реформ в условиях сохранения частной собственности беспочвенны и вредны. Для буржуазии они являются средством разложить волю пролетариата к борьбе, а затем отобрать у него прежние его завоевания. Маркс и Энгельс обосновывали, что источником и внутренней пружиной последовательного восхождения движения человечества, социальных преобразований является конфликтмежду производительными силами и производственными отношениями. «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции» (19, 13, 6—7). В этой цитате выражена главная идея в материалистическом обосновании всей социально-политической концепции марксизма. Конфликт между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями выражен в противоречии между общественным характером труда и частной формой присвоения прибавочного продукта. Тем самым он находит свое решение в социально-политической области, в непримиримой борьбе антагонистических классов — буржуазии и пролетариата (вместе с их союзниками) (19, 23, 310). Социалистическая революция призвана ликвидировать частную собственность и установить общественную форму собственности. Тем самым она ликвидирует капитализм и открывает путь к строительству коммунизма. Схемаздесь такова. Для установления социального равенства в обществе нужны особые люди. Грядущий коммунизм, разрешая присущие капитализму противоречия, создаст общественную систему, способную изменить человека. Коммунистическое общество порывает с «предысторическим» содержанием всех эпох, в которых существовали классовые противоречия. В этом плане основоположники марксизма относились к традиции (силе инерции) как великому тормозу в истории, которая должна быть сломле-ной. Исторический процесс — это процесс детрадиционализации общества. В этом смысле Маркс говорил, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых» (19, 8, 119). Коммунистическое производство, основанное на общественной собственности, уничтожит рыночную экономику и создаст плановое хозяйство, в котором принцип равного удовлетворения потребностей всех одержит верх над принципом прибыли. В силу этого индвидуализм и стремление к выгоде, наживе, характерные для европейско-американского капитализма, исчезнут в новом обществе. Кроме того, пролетарии, обездоленные, не имеющие своего отечества во всех существующих сообществах, создадут вненациональную общность людей. Исследование условий и закономерностей данного переворота как раз и есть задача «научного социализма». Таким образом, коммунистические отношения создадут условия, позволяющие совершить «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (19 20, 295) и организовать жизнь человека «в гаромонии с познаными законами природы» (19, 20, 117). Согласно марксизму, только коммунистическое преобразование общества способно восстановить человеческие силы ради человека, а не ради получения средств к элементарному существованию (19, 25, ч. 11, 387). Необходимо отметить, что установка на общественную собственность и вытекающий из нее коллективизм как на единственно стоящий принцип жизни, является очередным предубеждением марксизма. По человечески живут и при частной собственности, и индивидуализме, о чем свидетель- ствуют либерально-демократические общества. Они ориентированы на формирование в процессе социализации развитой индивидуальности, способной строить свою собственную судьбу. Проблема решается таким образом, что придание независимости отдельному человеку не означает его отдельности от общества. Наоборот, признание за последним примата по отношению к индивиду характерно для ориентации на общество как на совокупность производственных отношений (а не совокупность людей). Отдельные индивиды по этой концепции являются простыми результатами признаков общества и тогда ими просто пренебрегают. Кроме того, в анализе развития пространственно-временного многообразия обществ формационное учение марксизма акцентирует экономический фактор как определяющий, что является упрощением картины реального исторического процесса. В частности, страны, ставшие на путь постиндустриального развития, являются смешанными обществами проникающего типа, в которых новации и традиции не имеют жесткого пространственного размежевания, а рассеяны по всей системе относительно равномерно. С точки зрения формации такую систему представить не удается. Наконец, коммунистическая формация предстает как последняя ступень общественного развития. Тогда исторический процесс затухает в коммунистическом обществе, что противоречит материалистической диалектике, постулирующей принцип непрерывного, постоянного развития.
|