КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сексизм и культураВ человеческой культуре исторически сложилась бинарная оппозиция «мужчина — женщина». Уже в древности сознанию многих народов свойственно противопоставление мужчины — женщине, причем женщина предстает чаще всего источником бед и несчастий, существом, более низкого, чем мужчина, уровня развития. В виде иллюстрации можно привести пословицы и поговорки разных народов. Например, русские — «Курица не птица — баба не человек», «Собака умней бабы: на хозяина не лает», «Волос долог — да ум короток»3; осетинские — «Лучше один мужчина, чем сто женщин», «Женщина глупее коровы», «У женщины характер змеиный»4. Сходные высказывания можно найти у большинства народов мира. Однако основная фаза дискриминации женщин наступает в эпоху образования мировых религий. К этому времени женский труд утрачивает былое общественное значение, сохраняя только индивидуальный и семейно-групповой смысл. Маскулинные идеи пронизывают все религии, отводя женщине вторичное место. Так, на Моконском Соборе 585 г. даже возникла дискуссия, продолжавшаяся более ста лет, на которой обсуждалось, применимо ли к женщине слово «человек» (homo). Можно упомянуть и о древнерусской традиции, европейском Раннем средневековье, когда женщина являлась «предикатом» мужчины5. Девицу до замужества обычно называли по имени отца, а после вступления в брак по имени мужа, по сути дела отказывая ей в индивидуальной социальной идентификации. Можно сказать, что идущая с древнейших времен «анималистическая традиция» , когда женщину не идентифицируют как человека, а сравнивают с павлинами, змеями, волчицами, кошками, продолжается вплоть до XX в. в виде дискриминационных теорий пола. О.Вейнингер рассматривает женщину в мировой культуре как функцию мужчины, без которого она не может существовать не только экономически, но и духовно. И хотя он признает, что «женщины все же люди, и к ним следует относиться, как таковым», тем не менее он отказывает им в ряде прав, например, таких, как участие в политике. Для него женщина как идея и женщина как реальный общественный субъект представляют собой две различные субстанции, причем вторая должна быть подчинена мужчине6. В европейской истории можно наблюдать, что роль женщины в период активизации хозяйственной деятельности XV— XVII вв., во время промышленной революции значительно снижается, хотя увеличивается в системе домашнего хозяйствования. В разных культурах мира эта тенденция находит своеобразное отражение. Например, согласно исследованиям Н.Л.Пушкаревой, в XVII в. в России женщины — домовластительницы; формально признавая главенствующую роль мужчины в доме, фактически они господствовали в домашней сфере7. Хрестоматийным примером может служить и образ Кабанихи из пьесы А.Н.Островского «Гроза», отражающий ту культурную среду, где дискриминация женщиной — женщины и женщиной — мужчины является нормой и общественным правом. Общественные женские движения, начавшиеся в конце XVIII в., в XX в. в определенной степени изменили социальную и культурную картину традиционно «мужского мира». Феминизм как научное и общественно-политическое течение предложил свое видение не только проблемы равенства полов, но и существования различных моделей демократии, в том числе и на основе гендерных (от англ. gender — «род» в грамматике) подходов. Сегодня можно говорить о феминизме как об общественном течении и системном знании соответствующего направления, которое отвоевывает место во всех науках — от философии и политологии до культурологии и психологии. Находит преломление данная идеология и в теоретических концептах социальной работы, в частности — как проблема сексизма. Дискриминация женщин как культурно-историческая проблема еще требует всестороннего исследования и научного осмысления. Попытка проследить динамику развития и оформления основных сексистских паттернов (от англ. pattern — образец, модель) представлена в таблице.
Таблица 21
|