КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОЦИАЛЬНОГО РЕАЛИЗМА ТЕОРИЯ - - ИСХОДИТ ИЗ ТОГО, ЧТОприроду социальных явлений следует объяснять не биологическими или психологическими, а социальными факторами. Согласно этой теории, решающую роль в поведении людей и их деятельности играет общество как система взаимодействий социальных субъектов, их коллективное сознание и разного рода социальные институты. Изначальными причинами социальных явлений объявляются идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют в своей практической деятельности. Основоположник теории — французский социолог Э. Дюркгейм. социальной стратификации теория — делит общество на различные слои — страты (от лат. stratum), различающиеся между собой по уровню доходов, профессиям и видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. Основоположник теории П.А, Сорокин характеризовал социальную стратификацию как естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими интересами людей и т.д. К основным формам социальной стратификации он отнес профессиональную, экономическую и политическую. социальные группы — группы людей, объединенные общим для них укладом жизни, специфическими интересами и ценностными ориентациями, которые они реализуют в совместной деятельности. Выделяют социальные группы, складывающиеся объективно, т.е. независимо от сознания и воли людей, — классы, нации, демографические группы, а также группы, формирующиеся в ходе сознательной и организующей деятельности самих людей, — политические партии, профсоюзные и молодежные организации, научные общества и т.д. Среди данных групп социологи выделяют формальные и неформальные. чаше на основе принятых ими уставов и программ (политические партии и др.), у неформальных действия осуществляются на основе личных контактов входящих в них людей, а также путем организации собраний, митингов, массовых движений и т.д. социальные законы — законы, по которым развивается человеческое общество, выступающие в конечном счете как законы деятельности и общественных отношений людей. Социальные или исторические законы складываются и существуют объективно, т.е. независимо от сознания и воли людей. Их нельзя отменить, но их можно познать и действовать в соответствии с ними. О. Конт писал об исследовании исторических законов как «постоянных отношений», существующих между наблюдаемыми социальными явлениями. Он указывал на биологические, «астрономические» (космические) и социальные законы существования общества, среди которых он выделил «главный и основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Марксисты исходят из того, что в основе развития общества лежат законы развития материального производства. Представители психологического направления в социологии считают, что в основе развития общества лежат законы функционирования психики людей, определяющие их социальную деятельность и поведение. социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) -- исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. К ним можно отнести институты семьи, образования, власти и др. Социальные институты выполняют общественно значимые функции и обеспечивают устойчивость социальных связей и отношений людей в рамках того или иного общества. социальные организации - система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения ^определенных целей. Социологи выделяют производственные, политические, военные, научные, творческие и иные организации. социологическая теория действия (обмена) — направление в современной западной социологии, объясняющее социальную действительность как процесс рационального обмена между индивидами и группами людей, стремящихся получить из этого определенную выгоду. Речь идет об обмене информацией, энергией, теми или иными благами, получении вознаграждения, разного рода «социальных активов». Эта теория наиболее обоснована в работах американского социолога Дж. Хоманса.социология (от лат. societas — общество и греч. logos) — учение об обществе. Те или иные направления в социологии различаются своими подходами к анализу общества, методами его изучения и формирующимися в результате этого специфическими взглядами на общество в целом или на отдельные его сферы, деятельность различных социальных институтов и организаций. Таковы позитивистское, марксистское, психологическое и другие направления и школы в области социологии. социология культуры — отрасль социологии, которая изучает культуру как общественное явление. социология личности - отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, ее взаимодействие с различными социальными группами и обществом. сравнительный метод в социологии - заключается в том, что, сопоставляя те или иные данные о развитии народов разных стран и исторических эпох, исследователи обнаруживают некоторые общие тенденции развития этих народов, а также специфические особенности их культур. Сравниваемые явления ,. берутся в их динамике и исторической эволюции, что позволяет успешно решать вышеуказанные задачи и увеличивает возможности социологического прогнозирования. Это повышает практическое значение социологии как науки. В русской социологии сравнительный метод всесторонне разработал М. М. Ковалевский. структурно-функциональный анализ - школа в социологии, основанная Т. Парсонсом и ставящая своей^целью изучение различных элементов и сфер общества, а также механизмов их взаимодействия. субкультура — специфический вид культуры, ценности и образцы поведения которой отличаются от общепринятых. В социологии исследуются разного рода этнические, классовые, молодежные и другие субкультуры (Р. Мертон, С. Коэн и др.). СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД в СОЦИОЛОГИИ — метод анализа общественных явлений исходя из представлений о решающей роли сознания людей в их деятельности и поведении. Особое внимание обращается на интеллигенцию как носителя наиболее просвещенного общественного сознания, а также на роль выдающихся личностей в развитии общества и в историческом процессе. Основная задача социологии усматривается в изучении мотивов поведения и деятельности людей, их нравственных идеалов. Делается акцент на их «солидарных» действиях, направляемых их общими интересами. Метод всесторонне обоснован в работах русских мыслителей П.Л. Лаврова и Я. К. Михайловского. СФЕРЫ ЖИЗНИ общества — области общественной жизни, в которых осуществляются различные виды деятельности людей и их общественных отношений. Социологи различают экономическую, социальную, политическую и духовную сферы жизни общества. трудовой коллектив — форма организованной и устойчивой совместной трудовой деятельности людей, в которой осуществляется взаимодействие их интересов, а также интересов каждого из них с общими интересами коллектива. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - ИСХОДИТ ИЗ ТОГО, ЧТО восприятие мира и конкретных фактов зависит от их толкований человеком. При этом способ объяснения ситуации и определение того, что возможно, допустимо, а что исключено, зависит от системы ценностей, которую данный человек усвоил в процессе его жизнедеятельности в обществе. Основные представители феноменологической социологии А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн. ЦЕЛЬ — один из атрибутов сознательной деятельности людей, моделирование в их сознании результатов деятельности, их мысленное предвосхищение. В силу этого цель выступает как важная побудительная сила и непосредственный мотив деятельности социальных субъектов. ЦЕННОСТИ (от греч. axios — ценность) — все то, что имеет значение для жизнедеятельности людей, в том числе их духовные идеалы, материальные блага, полезные для них нормы и принципы нравственных, политических и правовых взаимоотношений и т.д. Выделяют нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые, материальные и другие социальные ценности. Социологическая теория ценностей была всесторонне обоснована М. Вебером. ценностные ориентации - ориентации социальных субъектов — классов, наций, профессиональных и демографических групп (молодежи, женщин, мужчин и т.д.) и отдельных личностей на те или иные социальные ценности — духовные, политические, правовые, материальные, выступающие в качестве своего рода социальных координат, определяющих содержание и направленность их деятельности и поведения. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ — рассмотрение их в системе признаков и критериев той или иной цивилизации, присущих ей элементов культуры. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский) — ступень развития общества, на которой главную роль играют не родовые, а социальные связи людей. Определяется также как соответствующий уровень культуры общества и как тип культуры, в зависимости от которого выделяют Западную и Восточную цивилизации, христианскую и исламскую, современную индустриальную цивилизацию и т.д. эволюционная теория общества - система взглядов, обосновывающая развитие общества как процесс постепенных количественных и качественных изменений в области человеческой деятельности, общественных отношений, функционировании социальных институтов. Развитие общества рассматривается как процесс перехода от его низших состояний к высшим, от простых к более сложным. Эта теория получила свое обоснование в работах О, Конто, Г. Спенсера и других мыслителей. ЭТНИЧЕСКАЯ социология - отрасль социологии, исследующая национально-этнические отношения людей. этнос (от греч. ethnos — племя, народ) — общность людей, связанных между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. Это различные народности, нации, немногочисленные этнические группы, характеризующиеся такими устойчивыми признаками, как язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом (национальном) самосознании народов, в котором они осознают свое единство и этническое родство.
|