Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Экономическая теория: ее возникновение и развитие




 

Данная тема является методологическим введением в курс экономической теории, поэтому занимает особое место в его структуре. Экономическая теория — одна из древнейших наук. Вместе с тем ее актуальность в современных условиях не снижается, т.к. именно экономическая теория позволяет познать мотивы и закономерности хозяйственной деятельности. По мнению П. Самуэльсона (лауреата Нобелевской премии), «экономическая теория является королевой наук».

Истоки экономической науки следует искать в глубине веков. С давних времен человечество пыталось проникнуть в глубинную сущность экономических проблем, выяснить закономерности общественного производства, выработать рекомендации по улучшению развития экономики. Каждая ступень познания давалась ценой самоотверженных усилий многих поколений ученых. Поэтому экономическая теория как наука включает в себя разные теоретические подходы, направления и научные школы, по-разному решающие основные проблемы экономики. Основные этапы экономической жизни, вызвавшие новые учения, можно выявить на основании ряда критериев:

– интересы общественных сил, т.к. новые идеи порождались социально-экономическими и политическими проблемами своего времени;

– появление крупных мыслителей, создававших свои школы;

– влияние собственной логики экономической теории, степень бессистемности и сила аналитического аппарата.

В разное время и в разных странах данные критерии менялись местами, но общее их воздействие всегда существовало.

Первый этап — древние учения. Экономическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древней Греции, Рима, Египта, Китая, Индии, Востока — колыбели мировой цивилизации. Первый, длительный по времени этап относится к доиндустриальному периоду истории, охватывающему древние эллинские цивилизации.

В Древней Греции экономические проблемы привлекали внимание ученых–энциклопедистов: Ксенофонт (430–354 гг. до н.э.) в трактате «О доходах», Платон (427–347 гг. до н.э.) в трактате «Законы» и Аристотель (384–322 гг. до н.э.) в трактатах «Афинская полития», «Политика» изложили свое понимание экономики, сформулировали исходные положения экономической теории, развивали идеи эквивалентного обмена, полезности и ценности хозяйственных благ.

Аристотель в трактате «Политика» впервые ввел в научный оборот термин «экономия» (гр. oikos — дом, хозяйство, nomos — учение, закон, дословно — искусство ведения домашнего хозяйства). Он различал два вида хозяйственной деятельности: экономию (хозяйство ради самообеспечения) и хрематистику (хозяйство с целью обогащения). Экономия была основой античного общества, базировалась на натуральном хозяйстве, поэтому Аристотель считал ее справедливым делом. Наряду с этим он критически относился к хрематистике, в частности к функционированию торгового и ростовщического капитала, считая противоестественным искусство делать деньги. Оценка продукта с позиции полезности стала исходным пунктом современной экономической науки и сыграла большую роль в развитии экономической теории.

В Древнем Риме мыслители Катон Старший (234–149 гг. до н.э.) в трактате «О земледелии», Варрон (116–27 гг. до н.э.) в трактате «Сельское хозяйство», Лукреций Карр (99–55 гг. до н.э.), Колумелла (1 в. до н.э.) в трактате «О сельском хозяйстве», Плиний Старший в трактате «Естественная история», Сенека (4–65 гг. до н.э.) продолжили теоретические исследования, развили экономические взгляды мыслителей Древней Греции по вопросам общественного разделения труда, частной собственности, торговли, торгового и ростовщического капитала. Ими были обоснованы необходимость и причины разложения рабства, дан анализ форм, потребительной стоимости. Проблемы частной собственности глубоко анализировались римскими юристами (институции Гая, кодексы Грегория и Гермогена, сборник императорских институций Феодосия II, дигесты, кодекс Юстиниана).

В Древней Индии (IV–III вв. до н.э.) были приняты «Законы Ману», в которых нашли отражение проблемы общественного разделения труда, анализировались отношения господства и подчинения, правила торговли и т.д.

В Древнем Китае философы Конфуций (551–479 гг. до н.э.), Сюнь-Цзы (III в. до н.э.) рассматривали различия умственного и физического труда, выделяли высшие и низшие слои населения, исследовали частную собственность на землю, анализировали процесс накопления богатства, вели поиск идеала равенства.

Для экономической мысли древнего мира в период с 4-го тысячелетия до н.э. до V в. н.э. характерны слитное восприятие общественных и природных закономерностей, недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых воззрений. В результате этого общественные и экономические явления часто рассматривались как результат действия природных сил. Поэтому мыслители древности не выделяли экономические явления из общественных процессов, не могли создать систематизированного учения об экономике.

Важное место в экономической мысли древнего мира занимали вопросы, связанные с собственностью, с организацией государственного натурального хозяйства и управлением им, а также с государственной регламентацией зарождающегося в то время товарного хозяйства. Организация натурального хозяйства осуществлялась путем учета факторов производства (рабочей силы, земли, зерна), соблюдения пропорций между отраслями (общественного разделения труда), создания страхового фонда, поддержки расширенного воспроизводства. Государственная регламентация товарного хозяйства шла путем фиксирования цен, монополизации отдельных отраслей, изменения уровня налогов.

В древние времена постепенно складывались экономические знания по поводу производства, распределения, обмена и потребления, организации труда, что и составило предысторию развития экономической теории. Значение трудов древних мыслителей заключается в осмыслении общих закономерностей экономического развития, изучении натурального и товарного типов хозяйства, исследовании сущности торгового и ростовщического капитала. Вместе с тем это была еще не целостная наука, а систематизированные экономические знания. Экономические представления того времени дошли до нас в мифах, легендах, первых летописях и др. В дошедших до наших дней письменных источниках отражалась не только повседневная хозяйственная практика (переписи населения, земельные кадастры, документы хозяйственной отчетности), но и юридические акты (своды законов, договоры по имущественным отношениям, покупке земли, долговые обязательства и пр.), а также государственно-правовые документы.

Второй этап — средневековые учения. При переходе от рабовладения к феодализму товарное производство пошло на спад. В период раннего средневековья (V–XV вв.) в экономике усилилась тенденция к натурализации хозяйства, а в умах и духовной жизни общества важную роль стало играть христианство. На формирование экономических концепций христианства оказали влияние труды древних мыслителей (Сенеки, Платона), они вызвали коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Моральному осуждению в раннехристианской литературе подвергались социальное неравенство и ростовщичество.

Идеи христианства нашли отражение в текстах Ветхого и Нового Заветов, позже — Корана, а также в экономических трудах каноников церкви (Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам и др.), которые во многом развили взгляды Аристотеля о «справедливой цене». Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи которых черпались из ересей. В произведениях средневековых ученых–схоластов (преподавателей университетов) экономические проблемы рассматривались в рамках учения о справедливости и морали. В эпоху феодализма (позднее средневековье) экономические вопросы трактовались с позиций Священного Писания в рамках канонического права. Экономическая доктрина канонистов представляла собой свод правил поведения индивидов в соответствии с принципами всеобщей справедливости, поэтому нормативный аспект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) — над рациональным (научным).

Особую роль в становлении и укреплении средневекового государства в Европе сыграло активное распространение протестантской философии и религии. Произошел подъем духовной жизни, вызванный философскими трудами теоретиков Реформации (М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина), в которых подчеркивались величие человеческого труда (как умственного, так и физического), необходимость трудовой и моральной дисциплины, высокого трудолюбия, честного накопления имущества. Теоретики разграничили позднефеодальное стяжательство и раннекапиталистическое предпринимательство, основанное на законах рынка, а не на методах феодального ограбления. Религиозно-нравственное содержание протестантской этики, основанной на возвеличивании труда, послужило движущим мотивом развития отраслей производства и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации. Экономика средневековых государств, принявших протестантство, стала развиваться высокими темпами, в ней возросла роль государства, что вывело многие страны Западной Европы того времени на лидирующие позиции.

Христианское учение поднимало многие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. В период феодализма товарно-денежные отношения не играли ведущей роли, экономика имела натуральный (аграрный) характер. Производительность труда в значительной степени зависела от естественных производительных сил. Не случайно экономическая мысль того времени была направлена на исследование практических вопросов и выработку частных хозяйственных рекомендаций. Например, неразвитость ремесла и торговли в раннее средневековье со всей остротой выдвинула проблему получения денег для покупки предметов роскоши.

В центре экономической мысли также были вопросы сословного положения, владения землей, распределения доходов, управления страной, налогообложения населения и обогащения государства. Экономические трактаты этого периода продолжали исследовать те понятия и проблемы, которые привлекали внимание ученых древности: справедливая цена, общественная оценка продуктов труда, рента, стоимость, собственность, богатство, отношения корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.), а также раннеутопические идеи (равенство перед богом и законом, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций).

Политическая власть в то время находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовавшее религиозное мировоззрение. В раннее средневековье страны Западной Европы имели сложившуюся систему экономических социальных, духовных, политических институтов (церковь, город, университеты, ремесленные цеха, купеческие и прочие гильдии и т.д.), которые создавали благоприятные условия для развития экономических отношений и гражданского общества. Государство той поры вынуждено было считаться с существующей организацией общественной жизни, учитывать интересы разных слоев населения, в т.ч. требования крестьян. Средневековое государство предоставляло гражданам экономические, социальные, правовые гарантии, способствовало имущественной защите предпринимателей, укреплению положения всех сословий граждан.

В Х–ХIII вв. сложился особый социальный слой феодального общества — горожане. Их экономические представления были отражены в цеховых уставах, которые осуществляли мелочную регламентацию производства каждого из членов корпорации, ограничивали конкуренцию внутри самого цеха и со стороны нецехового ремесла. Это способствовало стабилизации рынка, однако ограничивало капиталистический потенциал цехового строя и препятствовало экономическому развитию.

Постепенный подрыв натурального хозяйства в ходе развития производительных сил, общественного разделения труда и международной торговли, превращение продуктовой ренты в денежную — все это постепенно подготовило новый этап в развитии общества. Разложение феодализма и первоначальное накопление капитала создали предпосылки для развития ремесел, повышения роли товарно-денежных отношений, торговли и купечества, формирования внутренних и внешних рынков. Становление капиталистических производственных отношений в период позднего феодализма обусловило появление соответствующих экономических теорий.

Третий этап — меркантилизм. Этот этап в развитии экономических взглядов пришелся на поздний феодализм периода его разложения (XV–XVII вв.) и формировался в основном на Европейском континенте и в Северной Америке. Эпоха Возрождения изменила прежние социальные идеалы, породила новые представления о богатстве, его природе и причинах. Теория меркантилизма по-новому поставила вопрос об источнике происхождения буржуазного богатства. Представители этого учения считали, что богатство формируется в сфере товарного и денежного обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Это и объясняет название теории, т.к. слово «меркантильный» является производным от итальянского merkante, что означает «купец, торговец». Это понятие впервые использовал А. Смит («Исследования о природе и причинах богатства народов»). Объектами исследования стали капиталистическая торговля, движение денег и товаров между странами.

С появлением меркантилизма как первой научной школы политической экономии (XVI–XVII вв.) связано превращение отдельных экономических взглядов в экономическую теорию. Экономическая теория как наука стала представлять собой систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы. Меркантилизм явился экономико-теоретическим обоснованием формирования и развития национального государства, обосновал его функции, направленные на обогащение нации в целом. Появление меркантилизма связано с периодом великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов, развитием международной торговли.

Меркантилизм стал первой теоретической разработкой периода первоначального накопления капитала, его представители выражали интересы не только торговцев и торгового капитала, но и промышленного капитала. Наибольшее распространение меркантилизм получил в Англии (У. Стаффорд, Т. Мен, С. Фортрей), Франции (А. Монкретьен, Д. Юм, Д. Норс), Испании (Х. Устарис, Б. Уллоа, А. Серра), Италии (Г. Скаруффи), Португалии, Голландии, т.е. в странах с развитым судоходством, выходом на море (океан), что позволяло им использовать колониальные захваты как средство первоначального накопления капитала. В России меркантилистских взглядов придерживались Петр I (в налоговой политике), И.Т. Посошков, А.Л. Ордин-Нащокин, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (в ряде экономических работ).

Наибольший вклад в развитие меркантилизма внесли Т. Мен и А. Монкретьен. Широкую известность получили труды Т. Мена «Рассуждение о торговле в Англии с Ост-Индией» и «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства», в которых он обосновывал, что главным видом капитала является денежный капитал, а источником богатства выступает торговля с преобладанием вывоза товаров над ввозом.

Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575–1621) — поэт, дуэлянт, авантюрист, ученый — вошел в историю экономической мысли как автор работы «Трактат по политической экономии» (1615), с которой началась экономическая теория как наука. Он впервые ввел в научный оборот термин «политическая экономия». После выхода этого труда экономическая теория более 300 лет развивалась как политическая экономия. Политическая экономия (гр. politia — общество, государственное устройство) изучала законы хозяйствования в рамках государства.

Этот термин отразил возрастающую роль государства в условиях первоначального накопления капитала и усиления внешней торговли. Торговлю А. Монкретьен рассматривал как источник прибыли, главную цель развития ремесел, способ обретения могущества государства. Абсолютная монархия, господствовавшая в то время в странах Западной Европы, нуждалась в роскоши и денежном богатстве. Поэтому основой теоретических воззрений меркантилистов было исследование закономерностей денежного обращения.

В теоретическом плане взгляды меркантилистов делятся на два периода:

– ранний меркантилизм — монетаризм, или теория денежного баланса — до середины XVI в.;

– поздний меркантилизм — теория торгового баланса — с середины XVI в. до начала XVIII в.

Монетаризм — это экономические взгляды, ставящие на первый план денежное обращение. В хозяйственной практике монетаризм был выгоден, т.к. обычно сопровождался политикой протекционизма, которая предполагает защиту национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем увеличения таможенных пошлин (барьеров), ограничения ввоза товаров и капиталов, снижения ссудного процента. Фетишизация (обожествление) золота в теоретических воззрениях раннего меркантилизма на практике привела к следующим рекомендациям:

1. Необходимо активизировать работы по поиску новых месторождений рудного золота и добыче золота (однако открытие новых рудников в Америке и прилив оттуда золота в Европу в XVII в. уменьшили стоимость европейского золота в обращении и привели к росту цен).

2. Следует ввести запрет на вывоз золота и серебра за границу.

3. Нужно установить контроль за весом монет и противодействовать порче монет во избежание нехватки денег в обращении.

4. Необходимо привлекать золото в страну различными путями:

во-первых, через неэквивалентный обмен (торговый грабеж); во-вторых, через колониальные разбои (пиратство, захват торговых караванов, поиск морских кладов и т.д.).

5. Вывоз товаров и ввоз денег считались предпочтительными, длячего устанавливались высокие таможенные барьеры на ввоз товаров, запрет вывоза денег и ограничение импорта.

Монетарная политика была направлена на накопление золота в национальном масштабе путем регулирования денежного обращения. Пристрастие к денежной форме накопления (в виде золота и серебра) выступало специфической чертой меркантилизма в ранний период. Длительное проведение монетаристской политики неизбежно привело к свертыванию торговли, ухудшению положения на внутреннем рынке, замедляло развитие товарно-денежных отношений, первоначального накопления капитала, капитализма.

С середины XVI в. меркантилизм изменил основные теоретические положения и начался период позднего меркантилизма — возникла меркантилистская система в собственном смысле слова на основе теории торгового баланса. Поздние меркантилисты перенесли центр тяжести из сферы денежного обращения в сферу товарного обращения. Предлагаемые ими практические меры сводились в то время к следующему:

– широкое развитие внешней торговли;

– отказ от запрета вывоза денег за границу;

– отказ от ограничения импорта товаров;

– увеличение экспорта продукции национальной промышленности;

– усиление завоевания колониальных рынков;

– ограничение прямого вмешательства государства в экономическую жизнь и развитие его косвенных форм (поощрение заключения торговых договоров, содействие судоходству и т.д.);

– поощрение высоких налогов.

Теория торгового баланса имела большое значение, т.к. способствовала быстрому и эффективному решению проблем первоначального накопления капитала. Активное сальдо торгового баланса служило источником первоначального накопления капитала, а сама торговля выступала основным источником прибыли. Таким образом, поздний меркантилизм порвал с традициями экономической мысли средневековья, отказался от осуждения ростовщичества, поисков справедливой цены, открыл дорогу к свободной торговле, развитию товарно-денежных отношений и товарного производства.

Поиск источников прибыли привел к утверждению торгового капитала в качестве основной формы существования капитала. Прибыль стала рассматриваться как самостоятельная категория, не зависящая от ренты (феодальной или капиталистической). Основная проблема сводилась к перераспределению купеческой прибыли. Вместе с тем прибыльными меркантилисты считали лишь экспортные отрасли производства, а наценку при продаже товаров считали первоисточником прибыли.

В целом значение меркантилизма заключалось в следующем:

– меркантилизм заложил основы для классической политэкономии, т.к. было начато исследование законов товарного обращения, товарного производства, прибыльность функционирования капитала стали связывать с производительностью труда;

– были выявлены закономерности функционирования товарных рынков, заложены основы теории стоимости, национального богатства, понимание которого сблизилось с понятием капитала;

– особое внимание было уделено проблемам экономической роли государства (таможенный протекционизм).

Меркантилизм вступил в противодействие с потребностями экономического развития, хотя некоторые его идеи и принципы, например вмешательство государства в хозяйственную жизнь и протекционизм в торговле, используются и в современных международных отношениях. Учение меркантилизма, ограничив исследования сферой обращения, сделало акцент на эмпирический, практический характер научных трудов, что дало повод для критики со стороны нового учения физиократов.

Четвертый этап — физиократизм. Новый этап в развитии экономической теории представлен физиократами, которые перенесли исследования в экономической теории на сферу производства. Видными представителями учения физиократов были: в Англии — У. Петти (1623–1686), во Франции — Ф. Кенэ (1694–1774), создавший тайный кружок физиократов и имевший таких учеников, как В.Р. Мирабо-старший (1715–1789), Дюпон де Немур (1739–1817), А. Тюрго (1727–1781), П. Буагильбер (1646–1714), Локк, Вандерлинт.

Возглавлял школу физиократов Ф. Кенэ — автор работы «Экономические таблицы» (1758), юрист и придворный медик Людовика XV. Он сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства и заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, определил балансовые пропорции между натуральными и стоимостными элементами общего продукта, между субъектами производственных отношений — классами общества. Теория воспроизводства общественного капитала Ф. Кенэ представляет собой первую макроэкономическую модель в экономической теории. Источник богатства Ф. Кенэ видел не в обмене, а в превышении произведенного сельскохозяйственного продукта над потребленным в этой отрасли продуктом.

Основные труды У. Петти — «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1665), «Политическая арифметика» (1676), «Кое что о деньгах» (1682). В своих ранних произведениях У. Петти был сторонником физиократизма и исследовал сферу производства; он впервые объявил источником богатства землю и труд (чистый продукт земли), т.к. в то время практически весь национальный продукт создавался в сельском хозяйстве. Он считал, что богатство возникает естественным путем; широко известно его выражение о том, что «труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать». У. Петти сделал попытку свести стоимость к труду и выявить источник богатства капиталистического общества в сфере производства. Он заложил основы трудовой теории стоимости и стал родоначальником классической политэкономии.

Учение физиократов было важным шагом в развитии политической экономии. Однако и оно было в определенной степени ограниченным, поскольку источником богатства считался только труд в земледелии, а чистый доход рассматривали как дар природы. Но сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества. Перенеся исследования из сферы обращения в сферу материального права, физиократы ограничили производство сферой земледелия, считая, что только там создается прибавочная стоимость. Физиократы выражали интересы крупных землевладельцев, что не случайно, т.к. само название «физиократия» означает «власть природы» (гр. physis — природа, kratos — власть). Начиная с физиократов ученые-экономисты стали исследовать сферу производства, что заложило основы для возникновения классической политэкономии как самостоятельной науки.

Пятый этап — классическая политическая экономия. Это учение возникло в период утверждения капитализма, когда натуральное хозяйство сменилось товарным и капитал полностью подчинил себе экономику, появились новые источники прибыли. Расцвет классической школы пришелся на конец XVIII–начало XIX вв., когда распространение мануфактурного и становление машинного производства означали создание адекватной материально-технической базы капитализма. Изменения в хозяйственной практике потребовали новых экономических теорий. Экономическая мысль в тот период вела поиск источников богатства в сфере производства, проникала в сущность товарно-денежных отношений, анализировала внутренние закономерности капитализма, вела поиск законов его движения. Были теоретически сформулированы новые категории и законы экономики, исследованы их внутренние взаимосвязи и было установлено, что богатство возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях.

Наиболее полное развитие классическая политэкономия получила в трудах английских экономистов Адама Смита (1723–1790) и Давида Рикардо (1772–1823). А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политэкономии. Он жил в эпоху мануфактурного капитализма накануне промышленного переворота, был очень образованным человеком, окончил два университета, имел фундаментальные знания по философии, экономике, юриспруденции, социологии и др. Поставив перед собой задачу — обосновать теорию социально-экономического устройства, он за десять лет полного уединения создал свой главный труд — «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В этой работе обобщены многие идеи экономистов предыдущих столетий, систематизирован огромный объем экономических взглядов.

А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы. Именно труд, существующий в рамках общественного разделения труда, он провозглашает источником материального богатства при капитализме. Представления А. Смита о природе человека, соотношении человека и общества легли в основу взглядов классической политэкономии. Основные идеи учения Смита — идеи либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования. Базовыми для А. Смита являлись понятия «экономический человек» и «невидимая рука». Экономический человек, по мнению Смита, это любой человек, который реализует своекорыстный интерес в хозяйственной деятельности. Исходя из своего интереса, экономический человек оказывает услуги другим людям, предлагает в обмен свой труд и продукты труда, т.е. продает, покупает, производит и потребляет. Любой человек, будучи эгоистом, печется о своих интересах, стремится улучшить свое материальное положение. Личный интерес является мощным стимулом, который обеспечивает общественное благосостояние.

Каждый человек стремится использовать свой капитал так, чтобы получить большую стоимость, выгоду. При этом он не думает об общественной пользе и имеет в виду свой собственный интерес. По мнению Смита, «невидимая рука» направляет индивида к цели общественного благосостояния, о которой он и не думал, преследуя собственные интересы. Следовательно, эгоистичный личный интерес направляется на реализацию общественных интересов. Понятие «невидимая рука» — это образное выражение, обозначающее действие стихийных рыночных сил, регулирующих экономику. Объективные экономические законы рынка действуют помимо воли людей. При эффективном сочетании своекорыстного интереса и стихийных экономических законов наступает естественный порядок.

Абстракции «экономический человек», «естественный порядок», «невидимая рука» и «свободная конкуренция» сыграли важную роль в политической экономии. Они позволили обосновать экономические законы рынка, после чего политэкономия как целостная наука завершила свое становление. Концепция экономического человека поставила вопросы о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека. А. Смит построил свою систему на таких категориях, как общественное разделение труда, обмен, стоимость, потребительная стоимость, меновая стоимость, доходы.

В целом научный вклад А. Смита в политэкономию можно охарактеризовать следующим образом:

– заложены основы трудовой теории стоимости, проанализированы подходы к созданию прибавочной, потребительной и меновой стоимостей;

– даны анализ общественного разделения труда как обязательного условия товарного производства и обмена, анализ денег как орудия обмена;

– глубоко проработаны категории труда (разделение, производительность, характер труда), промышленной прибыли, капитала, ссудного процента, земельной ренты, заработной платы, механизм воспроизводства рабочей силы, т.е. создано учение о доходах;

– сформулированы основные принципы налогообложения;

– дано научное представление о предмете политэкономии, которая стала рассматриваться двояко: 1) как отрасль знаний или целостная наука, изучающая объективные экономические законы по поводу производства, распределения, обмена и потребления, 2) как основа для выработки практических рекомендаций по проведению экономической политики в стране.

Исследования А. Смита стали основополагающими в политэкономии и были развиты его последователями и соратниками. Одним из них был Д. Рикардо — преуспевающий коммерсант, миллионер, крупный землевладелец, в зрелом возрасте занявшийся научной деятельностью. Он завершил создание классической политэкономии, развив учение А. Смита в своем главном труде — «Начала политической экономии и налогового обложения» (1809–1817). Д. Рикардо исследовал общественные условия производства и распределения, обеспечивающие рост материального богатства общества. В центре его исследования находится не сфера производства, а сфера распределения. Важной особенностью взглядов Рикардо было наличие единой общей концепции исследования экономических явлений: он исходил из действия экономических законов и механизмов, которые обеспечивают это действие. Продолжив поиск источников богатства, Рикардо опирался на теорию трудовой стоимости, отметив в то же время ее противоречивость.

В теоретическом плане заслуги Д. Рикардо можно свести к следующему:

– выявлено, что источником стоимости является труд рабочих, который лежит в основе доходов разных классов, прибылью выступает неоплаченный труд рабочих, выявлена обратная зависимость между заработной платой и прибылью и указана тенденция нормы прибыли к понижению;

– раскрыт механизм дифференциальной земельной ренты, разработана теория земельной ренты, которая вошла в золотой фонд экономической науки;

– сделана попытка установить законы равновесия и распределения, исходя из условий и интересов общества: в условиях свободной конкуренции предприниматели не могут компенсировать рост заработной платы повышением цен своих товаров;

– впервые определены нерешенные проблемы теории трудовой стоимости в условиях развитого капиталистического общества. Это позволило в дальнейшем исследовать особенности действия закона стоимости в простом и капиталистическом товарном производстве, обосновать отличие цены производства от стоимости.

В трудах Д. Рикардо политическая экономия получила завершение как система знаний об экономических основах общества, базирующаяся на:

– научных абстракциях (категориях, законах);

– теории трудовой стоимости;

– наличии естественного равновесия в экономической системе и возможностях саморегуляции;

– ограничении вмешательства государства в экономику;

– идеях экономического либерализма.

Недостатки классической политэкономии заключались в недооценке роли государства в экономике, в абсолютизации своих положений и выводов. В рамках этого учения была сформулирована экономическая противоположность классов буржуазного общества, что позволило некоторым социалистам-рикардианцам (Т. Годскин, У. Томпсон и др.) сделать революционные выводы. В начале XIX в. экономическая теория характеризуется возникновением новых направлений и школ внутри как классической политической экономии, так и пролетарской политэкономии. В этот период произошел промышленный переворот на базе новых производительных сил (паровой двигатель, массовое производство, станкостроение и т.д.), появился промышленный пролетариат, профсоюзы, произошли первые кризисы перепроизводства. Все это способствовало появлению направлений в экономической теории, которые ставили своей задачей критику сложившегося экономического порядка. На смену монистической концепции Д. Рикардо пришла плюралистическая концепция факторов производства, отвергшая трудовую теорию стоимости. В трудах Т.Р. Мальтуса, С. Бейли, Н.У. Сениора, Ж.Б. Сэя произошел переход от закона стоимости к теории спроса и предложения, стоимость отождествлялась с меновыми отношениями, которые рассматривались в зависимости от психологических ощущений человека (теория воздержания).

В этой исторической обстановке возникла теория английского утопического социализма в ее классической форме в работах Т. Мора «Утопия» и Т. Кампанеллы «Город Солнца». Позднее видными представителями утопического социализма стали французы С. Сисмонди (1773–1842), А. Сен-Симон (1760–1825), Ш. Фурье (1772–1837), П.Ж. Прудон (1809–1865), англичанин Р. Оуэн (1771–1858). В центр экономических исследований они ставили процессы распределения и потребления и считали, что политэкономия — это наука по совершенствованию социальных механизмов общества. С. Сисмонди, например, утверждал, что важно не столько абсолютное увеличение капиталистического богатства, сколько его относительный рост, соотнесенный с динамикой населения, величиной его потребления. Свободная конкуренция, считал он, способствует развитию индивидуализма и утилитаризма. Идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентного обмена товаров, идея честного труда — в обоснование буржуазного предпринимательства. В социальных утопиях отразились мечты об устройстве будущего справедливого общества. Критическо-утопический вариант социализма нацеливал на разрешение конфликта между неудовлетворенной личностью и буржуазной социальной средой, что и обусловило элементы романтизма и утопизма в социалистических теориях.

Теория марксизма возникла на идеях социалистов-утопистов и на базе трудов К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895), которые, опираясь на достижения классической политэкономии, создали теоретическую концепцию, отражавшую интересы пролетариата и получившую обобщенное название — марксизм. Вначале они разделяли идеи революционного романтизма, но постепенно перешли от романтического дуализма к историческому монизму. Это была радикальная экономическая теория, основанная на идее экспроприации экспроприаторов и создания экономики государственного типа без частной собственности на средства производства.

Главный труд К. Маркса «Капитал» (1867), в котором он обобщил свои научные подходы, свидетельствует о большом его вкладе в политэкономию:

– применен метод диалектического материализма к анализу социально-экономических явлений, создана стройная система категорий и законов;

– создано учение об общественно-экономических формациях, их смене, выявлены противоречия как источник развития формации и определен исторически преходящий характер капиталистической формации;

– разработаны теории прибавочной стоимости, двойственного характера труда, воспроизводства, экономических кризисов, цены производства, раскрыта сущность абсолютной ренты, наемного труда, процесса эксплуатации, исследованы кооперация, мануфактура, крупная машинная промышленность, процессы накопления капитала.

Экономическая теория Маркса, изложенная в трех томах «Капитала» и многочисленных отдельных работах, представляет собой великое достижение экономической мысли. П. Самуэльсон и В. Нордхаус, например, ставят «Капитал» в один ряд со смитианским «Богатством народов…» и кейнсианской «Общей теорией занятости, процента и денег». Успеху исследований К. Маркса в большой степени способствовала совершенная им революция в методе исследования. Он впервые успешно применил метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений, что позволило ему дать критику предшествующей политической экономии и рассмотреть систему категорий и законов капиталистического способа производства.

Важную роль в развитии марксистской политической экономии сыграли исследования В.И. Ленина (1870–1924), центральной проблемой которых является теория товарного производства. Ленинский анализ роли рынка в развитии капитализма имел большое значение для становления капиталистической экономики. В.И. Ленин уделял внимание переходным отношениям от одного способа производства к другому, а также различным моделям такого перехода. Его работы были направлены на конкретизацию представлений о коммунистической формации и в последующем были реализованы (с искажением) в ряде стран. Труды К. Маркса и его последователей изучались в бывшем СССР в качестве основополагающих, а вся советская наука развивалась в русле идей марксизма-ленинизма. Идеи К. Маркса стали в XX в. государственной идеологией для трети человечества, однако потерпели крушение в конце ХХ в. в связи с распадом СССР. В конце ХIХ в. на базе классической политэкономии возникло еще несколько направлений, которые реализовали «маржиналистскую революцию».

Следует назвать и наиболее известных российских экономистов, труды которых заявляли о себе на разных этапах развития экономической теории начиная с XVII в.: А.Л. Ордин-Нащокин (1605–1680), И.Т. Посошков (1652–1726), М.В. Ломоносов (1711–1765), М.М. Сперанский (1772–1839), А.И. Чупров (1842–1908), Н.Д. Кондратьев (1891–1938), А.В. Чаянов (1888–1938), а также видных общественных деятелей, которые оказывали влияние на экономическое развитие страны и способствовали проведению в России финансовых, аграрных и промышленных реформ: А.Н. Радищев, А.И. Герцен, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, Г.В. Плеханов.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты