Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Издательство ЮУрГУ 5 страница




313. Социология науки – дисциплинарная область социологии, занимающаяся изучением социальных процессов производства научного знания и функционирования науки как социального института. Предметом социологии науки являются природа систем идей (научные теории или открытия), отношения между этими системами идей (генезис научного знания), степень влияния внешних факторов - институциональных (социальные структуры) и персональных (индивидуальные характеристики) - на производство научного знания.

314. Социология образования –дисциплинарная область социологии, объединяющая теории, концепции и исследования социального института образования и его связи с другими социальными институтами. Основа социологии образования была заложена в функционалисткой традиции Э.Дюркгеймом и Т.Парсонсом. Образование для Э.Дюркгейма является способом, с помощью которого общество воспроизводит условия своего существования.

315. Социология религии –предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.).

316. Социус (от лат. socius союзник; товарищ) – индивид, рассматриваемый как единица в к.-л. системе социального взаимодействия.

317. Статистика – 1) Вид деятельности, направленный на получение, обработку и анализ информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества. В более узком смысле С. совокупность данных о каком-либо явлении или процессе. 2) Отрасль общественных наук (и соответствующие ей науч. дисциплины), в которой изучаются общие вопросы измерения и анализа количественных показателей (отношений, взаимосвязей), характеризующих общественные закономерности.

318. Статистика социальная – получение, обработка, анализ и использование совокупности данных, характеризующих количественные и качественные закономерности социальной жизни, социальных процессов и явлений в неразрывной связи с их качеств. содержанием. Долгое время С.с. развивалась в рамках общей статистики. В настоящее время С.с. формируется в отдельное направление. Использует С.с. массовые социологич. и статистич. методы.

319. Статистика моральная – направление эмпирич. исследований середины XIX в., цель которых состояла в сборе количественных данных о нравственных и интеллектуальных характеристиках (преступность, образование и дp.) различных слоев населения. Чаще всего такие обследования касались рабочих и городской бедноты и велись параллельно с обследованиями санитарных условий их жизни и работы.

320. Статус достигаемый – социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами.

321. Статус предписанный – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий.

322. Статус социальный – ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами.

323. Стигма –результат категоризации отдельных черт личности или личной идентичности в целом как девиантной, отклоняющейся от нормы. Наибольший вклад в социологическую концептуализацию стигмы внес И.Гофман в одноименной работе (1963). В древнегреческом термин С. относился к татуировкам на теле, маркировавшим зависимый или социально не одобряемый статус носителя татуировки (раб, преступник).

324. Стереотип социальный –1) разделяемый членами группы образ другой группы или категории людей; 2) схематичный и, как правило, негативный взгляд на что-либо. В социологию введен Липпманом в 1922г.

325. Структура социальная –внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определенных рамках.

326. Структурализм – метод исследования и парадигма в социальных науках. Структурализм стремится обнаружить в поведении людей смысл, который скрыт от непосредственного восприятия с точки зрения самих действующих. Исходной точкой для структуралистского рассуждения служит указание на неявную упорядоченность языкового поведения, отношений родства, следования правилам, участия в ритуалах и т.п.

327. Субкультура – совокупность ценностей, убеждений, аттитьюдов и жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее; совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающихся от нее.

328. Таблица (от лат. tabula – доска, таблица) свод, перечень сведений, числовых данных о каких-либо объектах, расположенных в определенном порядке по графам, приведенным в определенную систему.

329. Табу – первобытный социальный институт, представляющий собой запрет на определенные действия по отношению к табуированным предметам. Слово «табу» - полинезийского происхождения и означает «запретное» в смысле «священное» и «неприкосновенное». Английский путешественник Джеймс Кук завез это слово в Европу, описав в 1771 г. обычай табуирования на островах Тонга.

330. Текст –всемиотике это определенная наполненная смыслом структура, состоящая из знаков. Значение какого-либо текста зависит от правил (кодов), определяющих подбор и сочетание этих знаков. Данные правила конвенциональны, то есть потребитель текста должен обладать определенными навыками или компетенцией для того, чтобы его интерпретировать (декодировать).

331. Теория (от греч. theoria рассмотрение, исследование, учение) – 1) Особая сфера человеческой деятельности и ее результаты, представляющие собой совокупность идей, взглядов, концепций, учений об окружающей реальности. Как мысленная конструкция Т. противостоит практике и в то же время находится с ней в органическом единстве. 2) Форма достоверных научных знаний, дающая целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объектов, основывающаяся на окружающей реальности.

332. Тест (от англ. test – испытание; проверка) метод измерения и оценки отдельных свойств индивида, плохо поддающихся прямому наблюдению, система заданий для проведения тестирования. Тест конструируется как перечень вопросов и задач, имеющих определённую шкалу значений. В прикладной социологии (см. Социология) он используется в роли средства, обеспечивающего высокую валидностъ опросов (напр., тесты на интеллект и информированность, Инструментарий прикладного социологического исследования).

333. Техника прикладного социологического исследования (от др.-гр. techne – искусство, мастерство) – совокупность практических приёмов, а также умений и навыков проведения прикладного социологического исследования (см. Исследование социологическое прикладное). Ср. Методика социологического исследования, Инстру­ментарий прикладного социологического исследования.

334. Толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.

335. Тоталитаризм (от лат. тотus – весь, целый, совокупный) – система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером («фюрером», «дуче», «каудильо» и т.д.).

336. Тотемизм – представление о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный союз человека с тем или иным природным объектом – тотемом: животным, растением, неодушевленным предметом, природным явлением.

337. Традиция – культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям.

338. Традиционное действие– действие, основанное на привычке к определенным действиям, получающим в связи с этим почти автоматический характер и минимально опосредованным осмысленным целеполаганием. Понятие, введенное Вебером для характеристики определенного типа социального поведения, наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и аффективным типами.

339. Традиция – Это любые человеческие практики, убеждения, институты или артефакты, которые, передаются от одного поколения к другому. Несмотря на то, что содержание традиций крайне изменчиво, это понятие обычно означает тот элемент культуры, который считается частью общего наследия социальной группы. Традиция часто считается источником социальной стабильности и легитимности, однако обращение к традиции может служить основой изменения существующего порядка.

340. Управление – функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.

341. Факт – 1) действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; 2) твердо установленное положение, основанное на опыте, служащее для каког-либо включения, вывода, являющееся проверкой каког-либо предположения.

342. Феноменологическая социология – Социологическая школа, в основании которой лежит феноменологическая философия. Основной своей задачей феноменологическая социология считает анализ и описание повседневной жизни – жизненного мира и связанных с ним состояний сознания. Такое исследование осуществляется посредством определенного «выведения за скобки» суждений о социальной структуре, то есть оно не связано с допущениями о существовании или причинных силах структуры общества. Феноменологи утверждают, что, хотя люди в целом полагают мир повседневности как нечто само собой разумеющееся, феноменологический анализ должен показывать, каким образом этот мир конструируется. В социологии феноменология появилась во многом благодаря работам А.Шюц. Однако наиболее известное социологическое исследование, построенное на феноменологических принципах, представлено работой П. Бергера и Т.Лукмана «Социальное конструирование реальности». Отправной точкой их анализа была феноменология знания, характерного для повседневной жизни.

343. Факт социальный – единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типич. для той или иной сферы вещественной жизни или характерных для определенных социальных процессов.

344. Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Противопоставляется содержательному, или интуитивному мышлению. Ф. теснейшим образом связана с процессом абстракции. Как и всякая абстракция, Ф. является необходимым моментом процесса познания. В математике и формальной логике, где Ф. наиболее развита, под Ф. обычно понимают отображение содержательного знания в знаковом формализме или формализованном языке.

345. Формальные отношения – контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом.

346. Фрейд Зигмунд (1856-1939) – немецкий психолог, философ, социолог. Психоаналитические исследования Фрейда охватывали широкий ряд проблем, особым влиянием в социологии пользовалась именно его концепция конфликта между удовлетворением инстинктов индивида и требованиями социального порядка. Теории Фрейда оказались влиятельными как в рамках социологии в целом, так и в сочетании с марксизмом. Парсонс использовал фрейдовскую концепцию развития личности для анализа психологических условий процесса социализации, однако, подчеркивая факт взаимозависимости личности и социальных систем. Л.Альтюссер считал открытие Фрейдом бессознательного равным по значению открытию Марксом закона смены способов производства. Для Франкфуртской школы психоаналитические теории служили одним из оснований развития материалистического понимания личности в дополнение к материалистическому анализу общества, предложенному Марксом.

347. Фрустрация – психическое состояние человека, выражающееся в характерных переживаниях и поведении и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как непреодолимые) трудностями на пути к достижению цели.

348. Функции латентные – часть функций социального института, которые трудно распознаются, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными, а если признаны, то считаются побочными.

349. Функционализм – теоретико-методологический подход (парадигма) в социальных науках, которому соответствует функционалистская модель объяснения. Функциональные объяснения часто относятся к “выживанию” и воспроизводству обществ, культур или социальных институтов. Однако можно найти и другие примеры функциональных объяснений, относящиеся к процессам, которые происходят на микросоциальном и даже индивидуальном уровне.

350. Шкала (от лат. scala – лестница) - методическое средство для измерения и оценки тех или иных свойств объекта исследования. Всякая шкала имеет определённую меру и длину. Для удобства в пользовании она сопровождается инструкцией по своему применению. См. Шкала интервальная, Шкала наименований, Шкала порядковая.

351. Шкала Богардуса (социальной дистанции) – метод измерения установки одной социальной группы относительно др. социальных групп. Респондентам предлагается выразить свое согласие или несогласие с семью монотонными (кумулятивными) суждениями, относящимися к определенной социальной группе: от «желательно установление близкого родства путем брака» до «не должны проживать в моей стране».

352. Шкала интервальная (от лат. scala – лестница и intervallum – промежуток) шкала, имеющая своей единицей измерения интервал (напр., весна, лето, осень, зима). Ср. Шкала наименований, Шкала порядковая.

353. Шкала Лайкерта (Ликерта) – метод шкалирования социально-психологич. характеристик индивидов, представляющий собой адаптацию тестового подхода к задачам измерения установки. Метод был предложен Р.Лайкертом (Ликертом) в 1932 г. и положил начало разработке суммирующих шкал установки.

354. Шкала наименований (от лат. scala – лестница) – шкала, на которой представлены конкретные формы выражения к.-л. свойства объекта исследования (напр., мужской пол, женский пол). Ср. Шкала интервальная, Шкала порядковая.

355. Шкала порядковая (от лат. scala – лестница) – шкала, устанавливающая определённый порядок между степенями проявления к.-л. свойства объекта исследования (напр., варианты ответа: а) никогда; б) крайне редко; в) иногда; г) часто; д) постоянно).

356. Эволюционная теория – Доктрина, основывающаяся на нескольких по-разному интерпретируемых принципах, в отношении сущности которой нет единого мнения. Существует два типа эволюционной теории: (1) теория, постулирующая линейный, упорядоченный или прогрессивный характер социального изменения; (2) теория, основанная на аналогии с эволюцией в растительном и животном мире, следующая учению Дарвина. (1) Эволюционные концепции занимали центральное место в рамках характерных для XIX в. подходов к изучению общества.

357. Экзогамия – ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы должен выбирать партнера вне этой группы.

358. Эндогамия – ограничение в выборе партнера в браке, когда член группы обязан выбирать партнера только внутри своей группы.

359. Эксперимент социологический (от лат. ехреп-mentum – опыт) – метод получения социологических данных (см. Данные социологические) опытным путём, т. е. в контролируемых и управляемых условиях. Обычно эксперименты подразделяют на лабораторные (проводимые в искусственной среде) и полевые (осуществляемые в реальных условиях). Ср. Наблюдение.

360. Экспресс-опрос (от англ. express – срочный, спешный) – письменный (анкетирование) или устный (интервью) опрос, состоящий из минимального числа закрытых вопросов (см. Вопрос закрытый).

361. Экстраполяция (экстраполирование) (от лат. extra – вне и polio – делаю гладким) – распространение выводов, полученных в результате работы с выборкой, на всю генеральную совокупность.

362. Элитизация образования – сокращение среди студентов доли выходцев из рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из гуманитарной и технической интеллигенции.

363. Этническая группа – Для социологии долгое время была характерна большая путаница в отношении таких понятий, как «этническая группа», «расовая группа», «каста» и «социальная страта». В целом социологи не согласны с тем, что различия между группами людей могут всецело определяться с точки зрения генетики. В рамках социологической теории социальной группы определяются, как правило, с точки зрения разделяемой индивидами культуры, то есть языка, обычаев и прочих институтов. Существует определенное различие между теми социальными группа, которые сами притязают на этническое своеобразие, и теми, своеобразие которых определяется с позиций доминирующих в контексте политической борьбы групп, поэтому этническая принадлежность может служить либо в качестве основы движения сепаратизма, либо в качестве элемента системы политического господства и подчинения. Такая двусмысленность определения «этнической группы» отражает существенную политическую борьбу, разворачивающуюся на основе противоположенных принципов открытости или закрытости различных сообществ.

364. «Этнография науки»–научно-исследовательская программа в социологии науки, изучающая процесс производства научного знания в повседневной деятельности ученых. Возникновение этого подхода относится к «антропологическому повороту» в социологии науки 70х годов. Одним из методологов этой программы является Г.Гарфинкель, основатель этнометодологии, превративший методы этнографии в общую методологию социальных наук.

365. Этнометодология –теоретич. и методологич. направление в амер. социологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию всех социальных наук. Основателем Э. является Г.Гарфинкель. Будучи весьма экзотичной по своей терминологии, по способу определения предмета и методов исследования, резко противопоставляемых предмету и методам всей прежней социологии, Э. имеет свои идейные истоки, прежде всего экзистенциализм и феноменологическое направление.

366. Этноцентризм – взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты