КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Издательство ЮУрГУ 2 страница77. Движение социальное –совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе. 78. Действие социальное – действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них. 79. Дедифференциация культурная – процесс, противоположный культурной дифференциации, то есть развитию самостоятельности различных культурных сфер и практик (например, отделение светского от церковного в эпоху Возрождения или музыки от поэзии в позднее Средневековье). Дедифференциация рассматривается как разрушение «фундамента культуры» в ее традиционном понимании, как процесс, выражающийся в стирании грани между искусством и повседневной жизнью. 80. Диагностика социальная (от др.-гр. diagnostikos – распознающий) – анализ природы, характера и динамики общественных явлений и процессов. Являясь частью социального управления, такого рода диагностика осуществляется посредством прикладных социологических исследований (см. Исследование социологическое прикладное). 81. Диссонанс когнитивный – теория, развитая в 60-х гг., американскими учеными Л. Фестингером, Р. Абельсоном и др. с целью объяснения формирования мнений и мотивации действий на основе внутрипсихологических импульсов. Основной смысл этой теории состоит в том, что при наличии в социальной общности несогласованных друг с другом представлений (cognitions) возникает конфликтное явление диссонанса. 82. Дистанция социальная – величина, характеризующая степень близости или отчуждения между социальными группами. 83. Дифференциация(от лат. differentia – различие) – 1) Разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени. 2) Возникновение в организме (или отдельном его участке) в процессе развития морфологических и функциональных различий. 84. Дифференциал семантический – методика выявления позиции индивида в семантическом пространстве аффективных значений. Термин «дифференциал семантический» впервые появился в американской литературе в 1952 г. Авторы (группа американских ученых во главе с Ч.Осгудом) назвали так свой метод для измерения значения. Дифференциал семантический был разработан в целях эмпирической проверки «теории значения». В той мере, в какой параметр «оценки» близок по смыслу установке, распределение индивидов по одномерной шкале оценки определяет их установку, отношение к данному понятию. Одно из преимуществ дифференциала семантического состоит в том, что для различных объектов установки может использоваться один и тот же набор биполярных шкал. 85. Документ – (от лат. documentum – доказательство, свидетельство) – упорядоченная социальная информация (см. Информация социальная), специально зафиксированная на к.-л. носителе (бумага, киноплёнка, магнитоплёнка и т. п.) с целью её сохранения и использования. Один из источников, используемых в социологических исследованиях для получения первичной эмпирической информации. Документальные связи между различными социальными группами и организациями отражают существенные характеристики социальных процессов, их правовые, экономические, социально-психологические и другие аспекты. Документы фиксируют состояние и изменение социальных процессов во времени. Документ средство закрепления различными способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. 86. Достигаемый статус – статус, который приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. 87. Дюркгейм Эмиль –(1858-1917) Дюркгейм получил широкое признание как один из «отцов-основателей» современной социологии, способствовавший определению предмета и установлению автономии социологии как дисциплины. В своем социологическом анализе Дюркгейм использовал коллективистский подход. В работе «Общественное разделение труда» Дюркгейм (1893), утверждал, что неверно понимать социальный порядок в индустриальных обществах как результат договорных соглашений между индивидами, ведомыми лишь собственными интересами. Дюркгейм проводил различие между формами социального порядка в примитивных, (традиционных) и современных обществах. Механическая солидарность в примитивных обществах была основана на общих убеждениях и консенсусе, обнаруживаемых в пределах коллективной совести. Дюркгейм считал областью социологии исследование социальных фактов, а не индивидов. В 1895 г. вышел его «Метод социологии». Дюркгейм показал в этой работе, что закон является социальным фактом, воплощенным в формальных закодированных правилах, и что он не зависит в своем существовании от отдельных индивидов или какого-либо отдельного действия по его осуществлению. 88. Единица отбора – представитель генеральной совокупности как носитель её определённого признака. На основании разнородных единиц отбора, которые по своей сути являются единицами классификации, формируется структура выборки. В большинстве многоступенчатых выборок (см. Выборка многоступенчатая) на каждом уровне происходит смена единиц отбора. 89. Жизненный путь – совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. 90. Жизненный стиль – термин, введенный в социологическое употребление в 1960-е – 1970-е гг. для обозначения устойчивых моделей потребления и использования материальных и символических товаров, характерных для тех или иных социальных групп и классов. В культурных исследованиях под жизненным стилем понимается концентрированное выражение групповой или индивидуальной идентичности в процессе самовыражения посредством осмысленного выбора тех или иных товаров или моделей поведения, символических кодов. Выбор жизненного стиля может рассматриваться в качестве формы сопротивления господствующему социальному порядку. Наряду с этим анализ жизненных стилей также предполагает обращение к проблеме степени свободы выбора, а также степени влияния рекламы и масс-медиа в целом на сферу повседневной жизни и, как следствие, процесс интеграции индивида в господствующий социальный порядок. 91. Жизненный цикл – понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека. 92. Журналы социологические – периодические научные издания по вопросам теоретической и эмпирической социологии. В Российской Федерации наиболее известны такие журналы, как «Социологические исследования» («Социс») (изд. РАН), «Социологический журнал» (изд. Института социологии РАН), «Вопросы социологии», «Социология», «Вестник Московского университета. Серия XVIII. Социология и политология». 93. Зависимость социальная – социальное отношение, при котором социальная система S1 (это может быть индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d1, если социальная система S2 не совершит действий d2. При этом система S2 будет доминировать над зависимой системой S1. 94. Закон социальный – относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными объектами. 95. Здравый смысл – совокупность преимущественно правильных суждений о практической жизни людей, состоящих из неких норм и принципов, регулирующих поведение человека и помогающих ему приспособиться к действительности. 96. Зеркальное «Я» – человеческое «Я», открывающееся через реакцию других людей. 97. Идеальный тип – теоретическая конструкция (понятие или система понятий), представляющая определенный аспект (процесс, момент, связь и т. д.) социальной реальности в индивидуальном своеобразии, логической непротиворечивости и рациональной правильности. Концепция И.т. (как и сам этот термин) принадлежит М. Веберу. Цель, достигаемая с помощью понятия идеального типа – предложить «чисто логическую» модель подлежащего исследованию аспекта социальной реальности, которая, с одной стороны, способствовала бы более четкому вычленению (артикуляции) этого аспекта, а с другой – служила бы своеобразным «эталоном», посредством сопоставления с которым можно было бы судить о мере удаления или, наоборот, приближения к нему исследуемой эмпирической реальности. Социальные типы необходимы для прояснения процедур, посредством которых социальные ученые формулируют общие, абстрактные понятия, такие как «чистый конкурентный рынок», «типология церквей и сект» или «бюрократия». Таким образом, идеальные типы имеют объяснительную ценность, будучи гипотетическими конструкциями, сформированными на основе реальных явлений. 98. Идеология –совокупность убеждений, установок и взглядов, образующихся на основе либо относительно тесных, либо относительно свободных связей. В активный социально-политический оборот понятие идеологии было введено К. Марксом и Ф. Энгельсом, для которых идеология представляла собой форму ложного сознания, а также являлась иллюзорной формой классовой борьбы, то есть борьбы за экономическое и политическое превосходство одной группы над другой которые вероятно потребуются в последующем изложении. А. Грамши видит И. как средство символической гегемонии господствующего класса. Касаясь понятия И., Л. Альтюссер определяет ее как воображаемые отношения индивидов в их реальных условиях существования. Согласно К.Мангейму И. существует в определенных исторических условиях и привязана к конкретным социальным группам. При этом критика любой идеологии невозможна вне идеологической позиции. У Мангейма «ложная И.» – это не иллюзии, навязываемые доминирующими классами, классам доминируемым, а рудиментные формы мышления, мешающие субъектам действовать адекватно в изменившихся исторических условиях. 99. Изменение культурное – процесс появления новых культурных элементов и комплексов в субкультурах и доминирующей культуре общества. 100. Изменение социальное – процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и в системах социальных взаимоотношений. 101. Измерение в социологии – процедура, при помощи которой объекты исследования, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними и как таковые составляющие эмпирическую систему, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между ее элементами. В качестве объектов измерения могут выступать любые интересующие социолога объекты индивиды, производственные коллективы, условия труда, быта и т.д. При измерении каждому объекту приписывается определенный элемент используемой математической системы. В социологической практике чаще всего используются числовые математические системы, т.е. такие, элементами которых являются действительные числа (отношения между ними, задействованные в процессе измерения, могут быть различными). Однако возможно использование нечисловых систем: частично упорядоченных множеств, графов, матриц и т.д. См. Индикатор, Показатель, Квантификация, Данные количественные. Данные качественные, Шкала.Ср. Обследование социологическое. 102. Изоляция социальная – социальное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимодействий. 103. Имидж – совокупность представлений, сложившихся в обще ственном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе. 104. Ингруппа – группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы, как «мы». 105. Индекс – специфическая конструкция, образованная путем комбинации индикаторов. Процесс конструирования индекса часто является единственным средством формирования нового понятия на эмпирическом уровне знания или замены неточного понятия теоретического уровня более точным. Построение индекса можно рассматривать как частный случай шкалирования. Процесс конструирования индекса включает четыре стадии. 1) Перевод понятия в индикаторы, осуществляемый посредством как операциональных, так и неоперациональных определений. 2) Перевод индикаторов в переменные (выбираются тип шкалы и, если возможно, единицы измерения, начало отсчета и т.д.). 3) Перевод переменных в индексы (выбирается техника конструирования индекса); значения индекса могут находиться как на основе определенного математического анализа наблюдаемых величин, так и путем введения формулы, выражающей связь латентной переменной с индикаторами (таковы, например, многие социометрические индексы). 4) Оценка индексов (проверяется его надежность и обоснованность). Таким образом, индекс это идеальный объект оперирования, заменяющий реальные объекты оперирования (индикаторы) фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и представляющие изучаемый объект в исследовательской ситуации. 106. Индикаторы – 1) То же, что показатели, соответствует английскому Indicator. – 2) Доступные наблюдению и измерению характеристики (признаки) изучаемого или управляемого социального объекта. В исследовательской ситуации индикаторы «замещают», обнаруживают другие характеристики объекта, обычно не доступные наблюдению и измерению (латентные переменные). Так, наблюдая поведение человека и фиксируя его поступки, мы можем судить о его интересах. 107. Институт социальный – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. 108. Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. 109. Инструментализм –Термин, означающий ориентацию рабочих на так называемое инструментальное удовлетворение от работы, то есть на высокую оплату труда или гарантированную занятость. Инструментализм иногда противополагается ориентации на отдачу от взаимодействия с внутренней природой трудовых задач или от общения, сопровождающего работу. Обычно, на практике люди ценят сочетание всех трех типов удовлетворения от работы Т. Парсонс также использует термин «инструментализм» для описания определенной ориентации на действие. 110. Инструментарий прикладного социологического исследования (от лат. instrumentum орудие) – методические средства для непосредственного сбора и обработки социологических данных (напр., опросные листы, дневники наблюдения, компьютерные универсальные статистические программы). См. Исследование социологическое прикладное. Ср. Методика социологического исследования, Техника прикладного социологического исследования. 111. Интенсивность мобильности – одна из характеристик социальной мобильности, обозначающая число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. 112. Интервью (от англ. interview деловая встреча; беседа) – устный опрос, метод сбора данных (см. Данных сбор), заключающийся в том, что интервьюер задаёт респонденту (респондентам) предусмотренные программой прикладного социологического исследования вопросы. В отличие от анкетирования, интервью происходит в непосредственном контакте с опрашиваемым (опрашиваемыми), что создаёт особые условия для более глубокого понимания объекта исследования. См. Интервью групповое. Интервью индивидуальное, Интервью нестандартизированное, Интервью стандартизированное. Метод фокус-групп. 113. Интервью групповое (от англ. interview – деловая встреча; беседа и нем. Gruppe – несколько человек, животных или предметов, находящихся вместе) – интервью, в котором интервьюер одновременно опрашивает несколько респондентов. Ср. Интервью индивидуальное. См. Метод фокус-групп. 114. Интервью индивидуальное (от англ. interview -деловая встреча; беседа и лат. individuum – неделимое; особь) – интервью, в котором интервьюер одновременно опрашивает только одного респондента. Ср. Интервью групповое. 115. Интервью нестандартизированное (от англ. interview – деловая встреча; беседа и standard – норма, образец) – интервью, проводимое в свободной форме, когда предварительно обозначена лишь тема опроса. Такое интервью даёт наибольший эффект в работе с экспертами (см. Опрос экспертный). Ср. Интервью стандартизированное. 116. Интервью стандартизированное (от англ. interview – деловая встреча: беседа и standard - норма, образец) – наиболее распространённый вид интервью, когда опрос проводится в строгом соответствии с заранее подготовленным опросным листом. Ср. Интервью нестандартизированное. 117. Интервьюер (от англ. interview - деловая встреча; беседа) – человек, проводящий интервью. Интервьюер, как и анкетёр, предварительно проходит специальную подготовку. См. Интервьюера эффект. 118. Интервьюера эффект (от англ. interview – деловая встреча; беседа и лат. effectus – действие) – искажения в ответах респондентов, обусловленные непреднамеренным влиянием со стороны интервьюера. См. Интервью. 119. Интерпретативный подход –теоретико-методологический подход (парадигма) в социальных науках, которому соответствует интерпретативная модель объяснения. Интерпретативный подход восходит к классической философской герменевтике. «Ядро» интерпретативного подхода в современной социологии составляет культурологическая модель истолкования текста рассматриваемая как единая методология гуманитарных наук. С точки зрения этой модели, все формы человеческой деятельности могут быть представлены как символические тексты, порождаемые внутри «мира значений», культурного контекста. В философии социальных наук последовательная разработка “сильных версий” теории интерпретации осуществлялась Ч.Тейлором, Х.Дрейфусом, П.Рикером, Х.-Г. Гадамером и другими. В социологии и культурной антропологии наибольшим влиянием пользуются «умеренные» версии интерпретативного подхода (К.Гирц, Э.Гидденс). 120. Интерпретация исходного понятия (от лат. in-terpretatio – посредничество) - определение именно того значения исходного понятия, которое выражает суть предмета исследования. Ср. Операционализация исходного понятия. 121. Инфильтрация – проникновение индивида в более высокий по статусу социальный слой (страту) в процессе вертикальной восходящей мобильности. 122. Информация (от лат. informatio разъяснение, изложение) – в самом общем виде передача сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней. Важнейшая особенность информации ее двойственность. Она существует в идеальной форме и проявляется в материальных объектах, знаках. Одно из важнейших свойств информации ценность, полезность. Степень ценности информации определяется исходя из ее воздействия на поведение системы, на возможности решения системой своих задач. На оценку полезности сообщения оказывают существенное влияние цели, установки, намерения, интересы, квалификация, физическое состояние субъекта, к которому оно поступило. Процессы передачи сведений между людьми и общественными структурами опосредуют системы информации. 123. Информация социальная – совокупность сведений, объективно необходимых для устойчивого функционирования социального организма. Информация социальная является комплексом знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества, о связи реальной деятельности людей с развитием их сознания и обратном воздействии общественного сознания на общественную практику. 124. Информация социологическая – этот термин встречается в литературе, когда говорят о данных, с которыми работает в ходе исследования социолог. Выделяется первичная и вторичная информация социологическая. Социологического. 125. Исследование аналитическое (от др.-гр. analysis – разложение, расчленение) – социологическое исследование (см. Исследование социологическое), которое не только описывает (см. Описание и объяснение) предмет исследования, но и раскрывает его причинно-следственные связи. Ср. Исследование описательное (структурное). 126. Исследование качественное – тип прикладного социологического исследования (см. Исследование социологическое прикладное), основывающийся на качественных данных (см. Данные качественные). Качественное исследование, определяя общие черты социального явления, процесса обычно носит подготовительный характер по отношению к основному исследованию. См. Метод фокус-групп. 127. Исследование люнгитюдное (от лат. longus – длинный; долгий) – ряд повторных прикладных социологических исследований (см. Исследование социологическое прикладное), имеющих один и тот же предмет исследования. Проводится с целью изучения динамики общественного явления или процесса. Ср, Исследование панельное, Исследование трендовое. 128. Исследование маркетинговое (от англ. market – рынок) – вид прикладного социологического исследования (см. Исследование социологическое прикладное), имеющий своей целью изучение конъюнктуры рынка к.-л. товара. 129. Исследование описательное (структурное) (от лат. structura – строение) – прикладное социологическое исследование (см. Исследование социологическое прикладное), содержание которого составляют описание изучаемого объекта (см. Объект исследования) и рассмотрение его только внутренних связей. См. Описание и объяснение. Ср. Исследование аналитическое. 130. Исследование панельное (от англ. panel – группа; комиссия) – прикладное социологическое исследование (см. Исследование социологическое прикладное), основанное на нескольких повторных опросах, наблюдениях одних и тех же лиц постоянной выборки. Осуществляется с целью изучения динамики общественного явления или процесса. См. Панель. Ср. Исследование лонгитюдное, Исследование трендовое. 131. Исследование пилотажное (от фр. pilotage – работа проводника, лоцмана) – предварительное пробное исследование, предшествующее основному. Такого рода исследование, напр., проводится для обеспечения высокой валидности последующего массового прикладного социологического исследования (см. Исследование социологическое прикладное), инструментарий которого ещё не прошёл апробации (см. Инструментарий прикладного социологического исследования). Синоним – «разведывательное исследование». 132. Исследование полевое – прикладное социологическое исследование (см. Исследование социологическое прикладное), проводимое в естественных (не лабораторных) условиях. 133. Исследование разведывательное См. Исследование пилотажное. 134. Исследование социологическое (от лат. Societas) – общность; общество и др.-гр. logos – мысль, слово, учение) изучение социального объекта – общественного института, процесса, явления, – направленное на получение нового знания о нём. Решая конкретную теоретическую или практическую задачу, социологическое исследование имеет свою теоретико-методологическую и методическую основу. См. Объект исследования, Предмет исследования, Методология социологического исследования, Методика социологического исследования. Ср. Исследование социологическое прикладное. 135. Исследование социологическое прикладное – ид социологического исследования (см. Исследование социологическое), результаты которого имеют непосредственное практическое значение. По различным основаниям прикладные социологические исследования подразделяются: на описательные и аналитические; на пилотажные и основные; на разовые и повторные (лонгитюдное, панельные, трендовые): на отраслевые и территориальные (локальные, местные, региональные, общенациональные). См. Программа прикладного социологического исследования, Аналитический отчёт. 136. Исследование сравнительное – исследование, в основе которого лежит сопоставление результатов, полученных: 1) при изучении одного предмета исследования в разное время (лонг итюдное. панельное или трендовое исследование); 2) при изучении одного и того же предмета исследования различными методами (см. Методика прикладного социологического исследования); 3) при изучении различных, но близких по содержанию предметов исследования. 137. Исследование трендовое (от англ. trend тенденция) – прикладное социологическое исследование (см. Исследование социологическое прикладное), основывающееся на повторных обследованиях (см. Обследование социологическое) выборок, состоящих из других, но сохраняющих прежнюю репрезентативность, лиц. Ср. Исследование панельное, Исследование лонгитюдное. 138. Карго культ – термин, широко применяемый в культурной антропологии и социологии религии. Описывает разновидность новых религиозных движений, родившихся в Меланезии в эпоху колонизации и получивших наиболее яркое выражение в период Второй мировой войны. Коренные жители архипелага верили в возвращение духов мертвых с подарками в конце тысячелетия. 139. Категориальная модель предмета в контент-анализе – один из элементов логич. модели предмета контент-анализа. Разработка категориальной модели начинается с определения параметров анализа. После их установления задача состоит в расчленении каждого параметра на категории анализа. Известен определенный набор правил, выполнения которых обеспечивает необходимый уровень качества категориальной модели. 140. Квазигруппа – появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонний. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью. 141. Квантиль –одна из характеристик распределения вероятностей (см.) Квантиль порядка р (0<р<1), или р-квантиль для некоторой случайной величины (см. Величина случайная ) называют такое число, что вероятность того, что произвольно выбранное значение меньше, равна р: <. Квантиль есть медиана случайной величины. Квантили называют квартилями, квантили – децилями, – процентилями. 142. Квантификация (от лат. quantum – сколько и facere – делать) – процедура измерения (см. Измерение социологическое) и выражения свойств и отношений социальных объектов в числовой форме. См. Количественные методы. 143. Классификация (от лат. classis – разряд, группа и facere – делать) – распределение элементов изучаемой генеральной совокупности по группам, в зависимости от их общих признаков. По своей сути классификация является механизмом формирования выборки.См. Единица отбора. 144. Классификация вопросов – распределение вопросов на классы по различным основаниям. В зависимости от цели, с которой задается вопрос, выделяются вопросы содержательные, имеющие целью получение информации об исследуемых переменных, и функциональные, решающие методические задачи, связанные с ходом опроса и качеством получаемой информации. По содержанию выделяют вопросы о фактах, знаниях, мнениях, установках, мотивах поведения и т.д. 145. Классификация документов –распределение документов на классы по различным основаниям. Информация в документах фиксируется с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписи и т.д. В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды документов: письменные документы (официальная документация государственных и общественных организаций; литература: книги, брошюры; пресса: газеты, журналы; личные документы: письма, дневники); иконографические документы (видео-, кино-, фотодокументы, картины, гравюры и т.д.), фонетические документы (радио- и магнитофонные записи, грампластинки). В группе личных документов выделяются документы, составленные частным лицом по собственной инициативе (письма, автобиографии, мемуары, дневники, речи и т.п.), и документы спровоцированные (отклики на газетные публикации, телепередачи; письменные предложения по обсуждаемым государственным мероприятиям; материалы, присланные на заочные читательские конференции, и т.п.). 146. Когорта (от лат. cohors, p.п. cohortis – десятая часть римского легиона; множество, подразделение), в социологии и демографии - совокупность людей, характеризующаяся совпадающими временными признаками (напр., одинаковый год рождения или тот же год окончания школы). 147. Когнитивная социология – изучение социально обусловленных особенностей мышления индивидов и групп. Первая книга под таким названием опубликована А.Сикурелом в 1973 г. В этой работе была сделана попытка обогатить этнометодологический подход достижениями когнитологии конца 60-х годов. Современная трактовка когнитивной социологии приведена в книге Е.Зерубавела (1997 г.). 148. Код – совокупность знаков (символов) и система правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде, наиболее приспособленном для ее передачи, обработки и хранения (запоминания). Код применяются в телеграфии, вычислительной технике, военном деле и в др. областях науки и практики, где происходит обмен информацией между элементами системы. 149. Кодирование – процесс представления информации с помощью кода (см.) в более компактной и удобной форме для оперирования ею при передаче. Категориальная модель предмета анализа включает параметры и категории анализа, отражающие релевантные целям исследования признаки объекта исследования и их аспекты. При этом признаку объекта исследования соответствует отражающее его понятие – параметр исследования, а значению признака – категория анализа.
|