КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Издательство ЮУрГУ 3 страница150. Конкретные социологические исследования (КСИ) – синоним прикладных социологических исследований (см. Исследование социологическое прикладное). 151. Конструкт (от англ. construct – строить; создавать, сочинять) – новое понятие, обычно вводимое для оптимизации проведения прикладного социологического исследования (см. Исследование социологическое прикладное). Ср. Концепт. 152. Конкуренция – попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. 153. Конт Огюст – (1798–1857) Мыслитель, предложивший термин «социология» и впервые использовавший его при публикации четвертого тома своего «Курса позитивной философии» (1838). Конт полагал, что социология является наукой которая должна использовать приемы наблюдения, эксперимента и сравнения. Научный позитивизм Конт а сочетался с его эволюционным взглядом на общество и мышление. Последнее, по его мнению, в своем прогрессивном развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Общества же эволюционируют, проходя три основные стадии развития - примитивную, промежуточную и научную. Социология, представляющая собой вершину наук, должна развиваться как анализ социальной динамики и социальной статики. Социальная динамика призвана рассматривать общие законы социального развития, тогда как социальная статика должна сосредоточиваться на «анатомии» общества и взаимодействии его составляющих. Конт исследовал функциональную роль социальных институтов (таких, как семья, собственность и государство) в поддержании непрерывности социального порядка. Несмотря на то, что его взгляды на взаимосвязь элементов социальной системы предвосхитили появление функционализма, в настоящее время представление Конта о роли социологии обычно считается устаревшим. 154. Контакт социальный – тип кратковременных, легко прерываемых социальных связей, вызываемых соприкосновением людей в физическом и социальном пространствах. В процессе контактов осуществляется взаимное оценивание индивидами друг друга, селекция и переход к более сложным и устойчивым социальным взаимосвязям. 155. Контент-анализ (от англ. content – содержание и др.-гр. analysis – разложение, расчленение) – метод количественного исследования содержания документа, обычно выражающийся в выявлении и подсчёте устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (терминов, наименований, имён). 156. Контркультура – совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов. 157. Контроль социальный – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям. 158. Конфликт ролевой – конфликт, связанный с выполнением индивидом одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, конфликтующие обязанности и требования. 159. Конфликт социальный – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы. 160. Конформизм – поведение, контролируемое посредством группового давления. Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания интеграции членов группы. 161. Концепт (от англ. concept – понятие) – научное понятие. 162. Кооперация – процесс, в ходе которого представители одной или нескольких социальных групп действуют совместно и скоординировано ради достижения единой цели. Основой кооперации является взаимная выгода. 163. Коэффициент (от лат. coefficiens, p.п. coefficientis – содействующий) – числовой множитель при другой переменной величине. Ср. Индекс. 164. Критическая точка конфликта – определенный момент в развитии конфликта, характеризующийся наивысшей интенсивностью конфликтных взаимодействий. После прохождения критической точки интенсивность конфликтных взаимодействий обычно резко снижается. 165. Круг социальный – социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. 166. Культура – некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям. Социологи и антропологи используют это понятие в качестве собирательного, отражающего символические, небиологические, то есть приобретаемые аспекты жизни человеческого общества. Культура включает язык, обычаи и согласованные традиции (конвенции). Предметом культурной антропологии (в отличие от антропологии физической) является анализ культуры человеческих обществ. 167. Культура доминирующая – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. 168. Культура нормативная – совокупность культурных образцов, которые указывают на стандарты правильного поведения, разрешают, предписывают или запрещают определенные социальные действия. 169. Культурная гегемония –термин марксистской социальной теории. Исходное значение термина «гегемония» подразумевает господство одной страны, класса или конкретной личности над другими. Концепция культурной гегемонии была разработана итальянским марксистом А.Грамши, предложившим рассматривать К.Г. как реализацию символического (идеологического) контроля одного класса над другим. 170. Культурная гибридизация – смешение, взаимопроникновение и переработка элементов различных культур в определенном социальном контексте. Это понятие часто используется для характеристики культурных аспектов процесса глобализации в том смысле, что последняя, не обязательно приводит к всеобщей стандартизации в русле вестернизации или американизации («периферизация глобального», «одомашнивание» культурных потоков, поступающих извне). 171. Культурная глобализация – изменения контекста конструирования значения, изменения идентичности, ощущения места и самости по отношению к данному месту, общих представлений, ценностей, устремлений, мифов, надежд и опасений. Культура в данном случае - жизненный уклад или порядок, в рамках которого люди конструируют значение посредством практик символической репрезентации. 172. Культурное воспроизводство –термин известен благодаря работе П. Бурдье «Культурное воспроизводство и социальное воспроизводство» (1973), посвященной анализу роли системы образования в поддержании господства культуры правящих классов. Финансовые и экономические ценности на практике оказываются ценностями символического порядка, а культурные ценности и культурный эксклюзив представляют собой элементы коммодифицированной системы социального воспроизводства в целом. В 1990-е годы спектр концепций культурного воспроизводства расширился. Это отразило интерес социологов не только к антропологическому анализу окультуривания (enculturation) или культурной диффузии, но и к тому, что К. в. можно обнаружить в межэтнических, гендерных и межвозрастных отношениях, а также в воспроизводстве условий распространения определенных критериев по отношению к художественной жизни, этическим ценностям и т.д. Соотносимая, но более широкая категория культурного производства используется как правило нестрого для обозначения самого широкого круга профессиональных (индустриальных и постиндустриальных) и повседневных практик создания культурных объектов, текстов и значений. 173. Культурные исследования – определенная междисциплинарная сфера, в рамках которой применимы методы весьма широкого круга дисциплин – от социологии и этнографии до истории и литературно-художественной критики. 174. Лидерство – проявление индивидом его способности, качеств в поведении, соответствующем роли группового лидера. 175. Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общений. 176. Личность маргинальная – индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью – ни в одну из них. 177. Личность модальная – человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов общества. 178. Личный статус – это позиция человека в малой группе. 179. Матрица данных – способ представления количественных данных (см. Данные количественные) в виде прямоугольной таблицы с m строками и n колонками. 180. Метод аксиоматический – один из способов дедуктивного построения научных теорий. В основании аксиоматически построенной теории лежат аксиомы, т.е. предложения, принимаемые без доказательства. Все остальные предложения теории выводятся из аксиом (т.е. доказываются, являются теоремами) на основании логических правил вывода и правил определения предложений, допускаемых в данной теории. М.а. зародился в работах древнегреческих геометров. 181. Метод биографический – (или метод личных документов) один из социологических методов исследования субъективной стороны обществ, жизни, основанный на т.наз. личных документах, в к-рых, кроме описания опред. обществ, ситуации, содержится также личный взгляд пишущего. К личным документам относятся письма, автобиографии, дневники, хроники, мемуары и все др. 182. Метод генетический – (от греч. genesis – происхождение) способ исследования социальных явлений и процессов, основанный на анализе их происхождения и развития. Г.м. предполагает сведение многообразия явлений к фундаментальным, исходным элементам (или состояниям) и выведение из них исследуемого явления. 183. Метод исторический (от др.-гр. methodos путь) – один из универсальных научных методов, согласно которому объект исследования рассматривается в процессе изменения, проходя стадии зарождения, становления, развития и превращения. Применение исторического метода наиболее результативно в совокупности с системным и структурно-функциональным методами (см. Метод системный, Метод структурно-функциональный). 184. Метод монографический (от др.-гр. monos – один, grapho – пишу и methodos – путь) – изучение к.-л. социального явления или процесса на примере рассмотрения одного элемента его статистической совокупности, отвечающего требованиям репрезентативности. Синоним - «метод кейс-стади». См. Метод отбора типичных представителей. 185. Методология – совокупность используемых ею методов получения и подтверждения нового знания. При такой трактовке методология – это корпус специальных, технических приемов, которыми пользуются ученые. В последние три десятилетия возрастает влияние более широкого понимания социологической методологии как исследования используемых социологами методов получения знания, включающего в себя их описание, объяснение, обоснование и оценку. 186. Методология применения математических методов в социологии – совокупность принципов, отражающих соотношение математического формализма и моделируемого с его помощью фрагмента реальности, и позволяющих использовать математический аппарат как средство познания социальных явлений. Следует отличать М.п.м.м. от методики применения математических методов описания последовательности шагов, осуществление которых и составляет суть применения метода. 187. Методология социологического исследования –cоставная часть и особая область социологич. познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретич. и эмпирич. социологич. знания, систему норм и регулятивов проведения социологич. исследований. В методологии социологии выделяют следующие уровни: а) анализ философских оснований социологич. познания, б) анализ проблем теоретич. познания, в) анализ проблем эмпирич. исследования, г) методич. анализ процедуры, техник, инструментов, организации исследования в целом, д) практического и междисциплинарного контекста социологич. исследования. 188. Метод основного массива (от др.-гр. methodos – путь) – способ построения выборки, когда берётся простое (немногим свыше половины) большинство генеральной совокупности. Данный метод, напр., используется в пилотажных исследованиях (см. Исследование пилотажное), предшествуя сплошному опросу. 189. Метод отбора типичных представителей (от др.-гр. methodos – путь) – способ формирования выборки, заключающийся в нахождении типичных представителей объекта исследования. Частным вариантом данного метода является монографический метод (см. Метод монографический). Ср. Метод фокус-групп. 190. Метод системный (от др.-гр. systema – целое, составленное из частей и methodos – путь) – один из универсальных научных методов, согласно которому объект исследования рассматривается как система, т. е. отличная от других, обладающая собственными функциями, совокупность элементов. При этом учитывается, что данная система сама является элементом системы большего порядка. Системный метод весьма эффективен в комплексе со структурно-функциональным и историческим методами (см. Метод структурно-функциональный, Метод исторический). 191. Метод «Снежного кома» (от др.-гр. methodos – путь) – способ построения выборки путём формирования многоуровневой группы респондентов, первые из которых указывают интервьюеру вторых, вторые - третьих и т. д. по нарастающей до необходимого объёма выборки (см. Выборки объём). 192. Методы социометрические (социометрический тест) – в узком смысле методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрич. критериям. М.с. были предложены в 30-х гг. Дж.Морено в рамках развиваемой им теории социометрии. Впоследствии, отделившись от теории, М.с. стали использоваться в качестве независимых методов. 193. Метод социологический – собирательное понятие, характеризующее основные онтологич. и методологич. установки социолога, реализуемые в процессе исследования социологического и ведущие к расширению и углублению сферы социологич. знания. Термин «М.с.» используется в основном за пределами социологии представителями др. социальных дисциплин для характеристики процесса их т.н. «социализации» широкого распространения социологич. 194. Метод сравнительно-исторический – метод, с помощью к-рого путем сравнения выявляется общее и специфич. в истории, явлениях, достигается познание различ. историч. ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений. М.с.-и. позволяет выявить и сопоставить уровни эволюции изучаемого объекта, происшедшие изменения, определить тенденции развития. Можно вычленить различ. формы М.с.-и. 195. Метод структурно-функциональный (от лат. structura – строение, functio – исполнение, осуществление и др.-гр. methodos – путь) – один из универсальных научных методов, согласно которому объект исследования рассматривается как структура, т. е. взаиморасположение и взаимосвязь элементов системы, каждый из которых выполняет определённую функцию. Структурно-функциональный метод особенно продуктивен в комплексе с системным и историческим методами (см. Метод системный, Метод исторический). 196. Метод типологизации лингвистический – метод классификации многомерных объектов по нескольким классообразующим основаниям (для построения нескольких существенно разных классификаций этих объектов). Для этого сначала множество параметров признаков, описывающих объекты, разбивается на некотороерое число подмножеств, каждое из к-рых объединяет параметры, тесно связанные в том или ином смысле. 197. Метод фокус-групп (от др.-гр. methodos – путь, лат. focus – очаг и нем. Gruppe – несколько человек, животных или предметов, находящихся вместе) – способ проведения ряда групповых интервью (см. Интервью групповое), каждое из которых охватывает нескольких типичных представителей определённого среза изучаемой генеральной совокупности. Настоящий метод, обычно основывающийся на внутригрупповой дискуссии и продуцирующий качественные данные (см. Данные качественные), как правило, проводится перед массовым опросом (определение основных тенденций общественного мнения, общественного настроения) или же после такового (уточнение полученных количественных данных). См. Фокус-группа. Ср. Метод отбора типичных представителей, Экспертный опрос. 198. Методы социального прогнозирования – основаны на трех взаимосвязанных способах получения информации о будущем. Во-первых, это экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития к-рых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (в предположении, что и на определенную перспективу эти тенденции сохранятся без существенных изменений). 199. Методы социального управления – комплекс методов целенаправленного воздействия на: 1) отдельных работников; 2) отдельную группу; 3) целый коллектив. На каждом из этих трех уровней управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы; часть их применима в каждом из трех случаев, применение другого ограничено каким-либо одним из них. 200. Миграция – процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или страну. 201. Мобильность вертикальная – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. 202. Мобильность горизонтальная – переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. 203. Мобильность социальная – любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой. 204. Моделирование –(от лат. modulus мера, образец) исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования. 205. Моделирование в социологии – метод исследования социальных явлений и процессов на их моделях, т.е. опосредствованное изучение социальных объектов, в процессе которого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования. 206. Моделирование имитационное в социологии – метод исследования социальных явлений и процессов с помощью специальных моделей имитационных, предполагающих такое представление исследуемого объекта, при котором его качественная природа искажается по возможности в минимальной степени и достаточно точно отображается динамика изменений состояний объекта на некотором временном промежутке. Имитационные модели применяются как в теоретическом, так и в прикладных социологических исследованиях. 207. Мониторинг социологический (от лат. monitor – напоминающий, контролирующий) - специально организованное, систематическое наблюдение за к.-л. социальными явлениями или процессами с целью их оценки, контроля и прогноза. 208. Моральная карьера – социальная история индивида, описанная в терминах уважения или презрения со стороны окружающих, а также степени осознания или подобного отношения к себе. 209. Мультикультурализм – это идеология, политика и дискурс, утверждающие правомерность и ценность культурного плюрализма, уместность и значимость многообразия и разноликости культурных форм (например, этнических и расовых). В контексте мультикультурализма непохожесть и отличительность перестают рассматриваться как «чуждое», становясь просто «другим». Утверждается в 1970-х гг. 210. Наблюдение – в широком смысле слова это способ познания мира. Н. обыденное непроизвольная деятельность человека, позволяющая ему получать информацию о внешнем мире. Н. научное характеризуется в первую очередь тем, что оно направлено на достижение определенной науч. Цели преднамеренное получение специфич. информации, необходимой для решения задач науч. иcследования, - а также систематичностью, планомерностью и наличием контроля. 211. Наблюдение соучаствующее тип наблюдения, при котором исследователь (открыто или инкогнито) получает информацию, являясь действительным участником изучаемой группы. Ср. Наблюдение невключённое. 212. Наблюдение невключенное – тип наблюдения, при котором исследователь получает информацию об изучаемой группе, не становясь её членом.Ср. Наблюдение включённое. 213. Наблюдение выборочное – метод несплошного статистического наблюдения, при котором отобранная с помощью специальных приемов часть объектов по составу и величине обобщающих характеристик представляет всю изучаемую совокупность. От др. форм не сплошного наблюдения выборочный метод отличается тем, что обеспечивает определенные гарантии распространения полученных выводов по части на целое. 214. Надежность – 1) Комплексное свойство объекта (устройства, машины, системы), способность выполнять заданные функции при сохранении своих характеристик в определенных пределах. 2) В социологии – степень идентичности или соответствия результатов исследования, получаемых при повторном применении той же самой методики и техники в аналогичных условиях. 215. Население третьего возраста – Под старением, в соответствии с определением ВОЗ, понимают физиологический процесс, который определяет изменения, протекающие в течение всего жизненного цикла человека. Соответственно, старым, по решению ВОЗ, считается возраст 75 лет, а население с 60 до 75 лет – пожилым. Объединение этих двух групп в общую получило в демографической литературе определение «население третьего возраста». 216. Нативизм – термин, употребляемый в культурной антропологии и социологии религии для обозначения аборигенных движений в среде колониальных и постколониальных народов. Ядро Н. – вера в возрождение доколониальной культуры и в победу исконных аборигенных верований над привнесенными колонизаторами верованиями и социальными институтами. 217. Натурализм – теоретико-методологический подход (парадигма) в социальных науках, тесно связанный с позитивистской доктриной единства метода социальных наук. Среди ключевых идей натуралистского подхода особенно существенны: 1) тезисономологическом характере научных объяснений социального мира (основная особенность научных объяснений, отличающая их от описаний и семантических объяснений, заключается в том, что основу научных объяснений составляют общие законы); 2) тезис о причинно-следственном характере детерминации социальных явлений, что определяет принципиальное единство природного и социального мира (философский материализм); 3) ориентация на накопление эмпирически проверяемого содержания научного знания в форме теоретических высказываний, открытых для проверки и опровержения. В социологии к натуралистским моделям объяснения относят неоутилитаристскую модель рационального деятеля и бихевиоризм. 218. Научная карта мира – совокупность философских и общетеоретических суждений о природе и сущности той реальности, которую изучает данная наука. 219. Научные социологические учреждения и орнанизации – специализированные государственные или негосударственные структуры, осуществляющие фундаментальные и прикладные социологические исследования. В Российской Федерации наиболее известны Институт социологии РАН, Институт социально-политических исследований РАН, Российское общество социологов (РОС), Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», за рубежом – Институт Гэллапа (США), Международный институт социологии, Международная социологическая ассоциация. 220. Норма нравственная – система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. 221. Норма социальная – система представлений, составляющая определенный шаблон поведения, разделяемый членами социальной группы и необходимый для совершения совместных согласованных действий. 222. «Обобщенный другой» – всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я»-образ. 223. Образец культурный –культурный элемент или культурный комплекс, норма или ценность, принятые и разделяемые определенным количеством людей. Обобщенный термин для обозначения всех компонентов культуры. 224. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. 225. Образовательная революция –термин, введенный в активный социологический дискурс Т. Парсонсом, и описывающий быстрые и радикальные изменения в системе образования в течение ХХ века, которые повлекли за собой существенные последствия для общества в целом. Образовательная революция рассматривается как процесс, состоящий из нескольких черт. 226. Образовательное учреждение – Учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся. 227. Образовательный комплекс – организационные формы реструктурирования образования предполагают создание разнообразных образовательных комплексов, как одной из форм самоуправления и кооперации в образовании Учредителями образовательного комплекса могут быть директора школ, районные отделы или региональные министерства и департаменты. Комплексы образовательных учреждений могут создаваться по этно-культурной или конфессиональной принадлежности, предметной специализации, уровням (ступеням) образования и т. 228. Обследование социологическое – сбор данных (см. Данные социологические, Данных сбор) в ходе прикладного социологического исследования (см. Исследование социологическое прикладное). Ср. Измерение социологическое. 229. Ожидаемая траектория жизни – идеальная, планируемая на отдаленную перспективу линия жизненной судьбы, измеряемая количеством достигаемых статусов и их рангом. 230. Общественное мнение – (public opinion ; opinion publique) совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни и оказывающих влияние на содержание и характер политического процесса. Ср. Общественное настроение. 231. Общественное настроение – относительно устойчивое эмоциональное отношение людей (эмоции, чувства, собственно настроения) к определённому событию, явлению или процессу. Общественное настроение является одним из элементов обратной связи в системе социального управления. Ср. Общественное мнение. 232. Обычай – набор работоспособных образцов поведения, позволяющих людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. 233. Объект исследования (от лат. objicio – бросаю вперёд, противопоставляю) - содержательный контекст предмета исследования, В прикладном социологическом исследовании (см. Исследование социологическое прикладное) он обычно представлен генеральной совокупностью. 234. Операционализация понятий специфич. науч. процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методич. инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов. В процессе О.п. осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т.е. той моделью, к-рая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методик и техник) не будет пригодным для изучения именно того объекта, понятие которого подвергалось операционализации. 235. Описание и объяснение – функции социального познания. В социологии, описание представляет собой только фиксацию результатов опросов, наблюдений и экспериментов (см. Эксперимент социологический) и соответствует эмпирическому уровню познания; объяснение лее раскрывает сущность объекта исследования и относится к более высокому уровню познания - теоретическому.
|