КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неформальная группа – это такое обьединение людей, которое возникает на основе межличностных связей, интересов и ценностей, отношения в котором строго не регламентированы.Теперь попробуйте сами, по аналогии с с формальной группой определить основные черты и признаки неформальной группы. Примерно по такой же схеме рассмотрите первичные и вторичные группы. При этом имеется ввиду, что первичной является такая, которая характеризуется тесным стабильным общением и сотрудничеством. Более сложными для понимания видами групп являются референтные и проблемные. Под референтной группойпонимается реальная или воображаемая группа, система норм, ценностей и форм поведения которой является для индивида эталоном, своеобразным жизненным образцом и стандартом, критерием самооценки и оценки других людей, относительно господствующих в обществе идеалов и ценностей. Обычно выделяют реальную референтную группу и чисто референтную (воображаемую) группу. Попробуйте их охарактеризовать. Что касается проблемной группы, то под нею понимается искусственно созданная, формально организованная группа для исследования и решения чётко сформулированной проблемы или поиска некоего оптимума. Для неё характерны: Ø высокий профессионализм, Ø чёткая координация её деятельности... Далее попробуйте самостоятельно определить другие черты. Изучая проблему малых групп попробуйте самостоятельно уяснить своеобразие таких групп как значимые, многофункциональные, тоталитарные, ингруппы, аутгруппы. И, пожалуй самое важное в этом вопросе. Разберитесь какие факторы определяют жизнедеятельность таких групп, их эффективность, устойчивость. Какую роль в подобном играет численный состав групп, тип лидерства, возраст, образованность и т. д.
Третий вопрос посвящён большим группам или массовым общностям людей. Социологи под массовой общностью людей понимают исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, отличающуюся сходными чертами, образом жизни, совместной деятельностью, массовым сознанием, схожим поведением, общими ценностями и некоторыми другими характеристиками. Студенты должны взять на вооружение мысль, что социальные общности – это реально существующие и реально фиксируемые объединения людей, которые возникают под воздействием демографических, экономических, территориальных, языковых, политических и других факторов. Общности можно эмпирически зафиксировать, проверить, увидеть их взаимосвязи и взаимодействия. Эта проблема основательно исследована американским социологом Питером Блау в его работе «Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель». (См. в книге «Американская социология» М., 1996). Рекомендуем обучающимся прочитать эту работу. Студенты видимо догадываются, что в среде социологов нет единства по вопросу массовых общностей. Это действительно так. Вопрос о том какую именно общность людей называть массовой – относительно дискуссионный. Скажем в социологической литературе со времён Г. Тарда воспроизводится мысль о том, что массовой общностью является толпа. Абсолютно убеждённо отвечаем – это не общность вообще и не массовая в частности. Толпа есть случайное, стихийное, временное скопление людей в одном месте по одному поводу. Она анонимна, деструктивна, раздражительна; она быстро образуется и быстро рассыпается. И в таком виде вряд ли уже когда-либо соберётся. Не является массовой общностью и театральная публика, о чём так же пишут отдельные исследователи. Театральная публика – это временное стечение абсолютно разных (по возрасту, полу, политическим, религиозным, эстетическим интересам и убеждениям) людей. Некоторые из них возможно вообще никогда больше не пойдут в театр. А вот касты, классы, сословия, страты – являются массовыми общностями. У них более-менее одинаковые условия жизни, сходство интересов, похожее место в системе общественного производства, однородность состава, общая групповая психология и т. д. Они существуют веками и тысячелетиями. Ещё одним видом общностей являются социально-территориальные группы, т. е. жители города, села, региона и пр. Что у них общего? – место жительства, условия быта, привязанность к тому или иному виду производства, способы удовлетворения жизненных потребностей, общие интересы, схожий характер ценностей. Демографические общности представляют мужчины и женщины, молодёжь, люди среднего возраста, пожилые. Общими у них являются биологические и психологические характеристики, моральные установки, сходные потребности, черты характера и деятельности и т. д. Безусловно массовыми общностями являютсяэтнические общности – род, племя, народность, нация . Они являются общностями потому, что у них (в той или иной степени) общий язык (в целом культура), общая территория, общая экономика, общее управление, общее самосознание, общие черты психологического склада. Это несомненно устойчивые общности. Они существуют веками и тысячелетиями. На проблеме этнических общностей целесообразно сделать особый акцент, уделив ей определённую часть третьего вопроса. Прежде всего следует вспомнить, что само понятие «этнос» в переводе с греческого означает – народ. В понятийном аспекте этнос определяется как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общими чертами, стабильными особенностями культуры, психологического склада, также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Внешней формой выражения этноса является этноним (самоназвание) – русские, поляки и т. п. Формы этноса различны: от рода – до нации. Правда род с оговоркой может быть назван массовой общностью. С некоторыми оговорками ею может быть названа и нация. В этнических общностях наибольшее значение имеет единство ценностей, образцов и норм поведения. Религия общей бывает не у каждого этноса... Студентам необходимо установить, что общего и различного между родом, племенем и народностью. Заметьте, что народность вырастает из разных племён и даже рас. Доминирующими здесь являются не кровнородственные, а соседские, территориальные отношения и связи. Народность зарождается в условиях единого государства. Её характеризуют зачатки широких экономических отношений, по большому счёту формируется общая культура. Самым сложным образованием являетсянация. Её объясняют и трактуют весьма не однозначно. Под нацией прежде всего понимают политическую и правовую общность людей, признающих свою принадлежность к одному государству, к одному гражданству. Нации также свойственна общность экономической жизни, общность исторического пути, представления о месте и роли своего народа. В значительной степени имеет место общность языка, однако, не всегда. Языки могут быть разными. Различной может быть и религия. Постепенно у нации формируется самосознание, ценности, нравы, склонности, привычки, праздники. Даже территория не всегда является общей у нации. Евреи, например, разбросаны по всему миру, но они чётко осознают себя нацией. Иначе говоря вопрос о нации является крайне сложным социологическим вопросом. Тем не менее студентам полезно над ним « покумекать». Помимо этносов выделяют ещё субэтносы(общности внутри этноса. В России, например, казаки, поморы, старообрядцы) исуперэтносы, т. е. такие этнические общности, которые состоят из нескольких этносов (славяне, арабы...). Студентам необходимо поразмышлять над тем каковы сейчас самые многоэтничные общества. Сколько этносов насчитывается в России. В завершение данной темы необходимо поразмышлять каково положение с массовыми общностями в современных условиях. По каким причинам происходит из дезорганизация. Подумайте влияет ли на этот процесс урбанизация, развитие промышленности, смешанные браки, расшатывание традиционнных ценностей. В ходе подготовки к семинару проработайте указанную в плане учебную и научную литературу. Используйте материалы сайта кафедры социологии и гуманитарной культуры. Прочтите внимательно конспект лекций. Желаем успехов в деле освоения темы «Социальные общности»! Занятие 10
|