КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религия как форма общественного сознания, ее сущность, специфика и роль в жизни общества.Важное место в духовной жизни человечества занимает религия, являющаяся одной из форм общественного сознания. В некоторые исторические эпохи она была в подлинном смысле слова всеобщей его формой. Однако из этого не следует, что религия существует вечно. Современная наука относит ее возникновение к эпохе позднего первобытного общества, примерно 50—40 тысяч лет назад. В этот период в обществе возникает потребность объяснить и понять явления окружающего мира и деятельность человека. Не располагая необходимыми знаниями и находясь на низком уровне экономического и социального развития, люди не могли дать научного объяснения окружающего мира и стали объяснять его, так сказать, по аналогии с собой, наделяя сверхъестественными свойствами, приписывая ему таинственные духовные силы. Вскрывая сущность религии, Ф. Энгельс писал: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Будучи слабым и беспомощным в борьбе с противостоящими ему силами природы, древний человек обожествлял природные явления: дождь, молнию, гром, реки, ручьи, деревья, камни и т. д. Он поклонялся отдельным предметам, стараясь задобрить их и заручиться их покровительством. Постепенно возникли представления, приписывавшие явлениям природы наличие души и воли, подобных душе и воле человека, но более грозных, таинственных и непостижимых. В классовом обществе человеку начинают противостоять не только силы природы, но еще более чуждые и беспощадные силы классовой эксплуатации. Провозглашая и освящая слабость и беспомощность человека, религия требовала смирения и покорности этим силам. Она, таким образом, превратилась в форму сознания, содействующую распространению, укреплению и внедрению идеологии господствующих классов. Наибольшее распространение в условиях классовоантагонистических формаций получили такие монотеистические религии (от греч. monos — один, theos — бог), как буддизм, христианство, иудаизм и ислам. Требуя от трудящихся покорности «властям предержащим» и обещая за это посмертную награду на небесах, христианство и другие религии выполняют особую социальную функцию духовного порабощения трудящихся. Организационной формой религии, то есть общественным институтом, при помощи которого поддерживается религиозный культ, распространяется религиозная вера и объединяются сторонники той или иной религии, является церковь. На протяжении истории в различных обществах на разных стадиях развития и в различных конкретных ситуациях социальная роль религии и церкви постоянно менялась. Как правило, господствующая церковь в большей или меньшей степени служила интересам тех классов, в руках которых находилась государственная и экономическая власть.
|