Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Закон противоречия. Понятие диалектического и формально-логического противоречия




 

Мир, в котором мы живем и действуем, очень многообразен и сложен. Вместе с тем он устроен так, что в одном и том же предмете невозможно наличие и отсутствие одних и тех же признаков в одно и то же время. Если кто-то говорит, что «Земля – шар» и в то же время утверждает, что «Земля плоская», то он впадает в противоречие, т.к. указанные два суждения несовместимы или противоположны, а потому они не могут быть одновременно истинными. Не могут считаться одновременно истинными противоположные суждения и такого вида: «Мир конечен в пространстве» и «Неверно, что мир конечен в пространстве».

Все это относится и к судебной практике. Иногда на судебном заседании возникают ситуации, когда свидетели дают совершенно противоречащие друг другу показания.

Эти примеры показывают, что формально-логическое противоречие возникает тогда, когда пытаются считать истинными два или несколько суждений, несовместимых друг с другом. Это противоречия мышления. Они разрушают мысль, затрудняют процесс познания, общения и практическую деятельность юристов.

Надо помнить, что если предмет качественно определен, то присущие ему свойства не могут принадлежать и не принадлежать ему в одно и то же время, в одном и том же отношении. В целях точности и ясности этот закон следовало бы назвать законом недопущения противоречия, или принципом непротиворечивости, ибо, как утверждал Аристотель: «Невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать».


Однако и это следует запомнить, не будет формально-логических противоречий в суждениях, если:

- мы утверждаем принадлежность предмету одного признака и в то же время отрицаем принадлежность этому же предмету другого признака;

- речь идет о разных предметах;

- мы что-то отрицаем и то же самое утверждаем в отношении какого-то предмета, но в разное время;

- один и тот же предмет нашей мысли рассматривается в разных отношениях.

В формальной логике известны противоречивые рассуждения, получившие название парадоксов. Они представляют собой объективные трудности в теории и на практике и требуют, соответственно, теоретического и практического разрешения.

Современная формальная логика предлагает теоретические способы преодоления парадоксов. Для этой цели рекомендуется, прежде всего, различать парадоксы чисто логические и семантические.

В первую группу, кроме приведенного, могут попасть парадоксы, возникающие в судебной практике вследствие неточно сформулированных норм права или предписаний разного толка. Выход из них – это устранение таких законов и постановлений.

К числу семантических парадоксов относятся «парадокс лжеца», «парадокс Берри» и т. д. «Парадокс лжеца» был известен уже древним грекам. Он заключен в суждении: «Я лгу». Действительно, если высказывающий это суждение человек лжет, то он говорит правду, и наоборот: если он говорит правду, то он лжет. То есть в одном суждении он как лжет, так и говорит правду. Противоречие налицо. Это семантическое противоречие, ибо приведенное суждение дает собственную истинностную оценку.

Чтобы преодолеть семантические парадоксы, предлагается различать язык-объект и метаязык. Тогда сразу становится ясным, что в «парадоксе лжеца» налицо собственная истинностная оценка в выражении: «Я лгу». С точки зрения семантической теории такое выражение недопустимо. Истинностную оценку всякого выражения первой ступени (язык-объект) может давать только выражение второй ступени (метаязык). Например, в выражении второй ступени говорится: «Всякое утверждение первой ступени (в том числе «Я лгу»), которое лицо «А» произносит в промежутке времени, ложно. Здесь уже исключается противоречие, поскольку истинностная оценка полностью выносится за пределы выражений первой ступени. Именно поэтому в судебной практике показания любого человека «против себя» и «за себя» не могут оцениваться как истинные. С позиций оценивающего (судьи) – они ложны. Нужны свидетельства другого человека, не связанного с тем, кто высказывает мнение о себе.

В углублении нашего понимания природы парадоксов, как и других противоречий познания, значительную роль должна сыграть диалектическая логика, изучающая законы происхождения и развития понятий, диалектику понятий вообще. Именно поэтому нельзя смешивать формально-логические противоречия с диалектическими. Если первые – это противоречия путаного, непоследовательного рассуждения, то вторые – внутренний источник развития как объективного мира, так и человеческого мышления. Диалектические противоречия представляют собой процесс разрешения различий взаимодействующих сторон, свойств, явлений, предметов, находящихся в данный момент в определенном единстве, но по своим качественным и количественным характеристикам несовпадающих или противоположных. Они бывают различных видов и различного уровня. Характер их проявления исследуется диалектикой, суть которой заключена в законе единства и борьбы противоположностей. Это противоречия живой жизни.

Закон противоречия выражает одно из коренных свойств логического мышления – непротиворечивость, последовательность рассуждений. Сущ-ность данного закона состоит в недопустимости логического противоречия во всяком правильном мышлении.

Данный закон только указывает на ложность лишь одного из двух логически несовместимых высказываний, оставляя открытым вопрос о второй мысли, которая может быть истинной или ложной. Например, из двух суждений: «Война есть продолжение политики» и «Война не есть продолжение политики» одно будет истинным, а второе – ложным. Но какое из них будет ложным, данный закон не позволяет определить.

Вместе с тем осознанное использование закона непротиворечия помогает обнаруживать и устранять противоречия в своих и чужих рассуждениях, вырабатывать критическое отношение ко всякого рода неточностям, непоследовательности в мыслях и поступках. Если в мышлении подследственного судьей будет обнаружено формально-логическое противоречие, то такое мышление следует считать неправильным, а суждение, из которого вытекает данное противоречие, ложным.

Надо для себя запомнить, что данное положение можно использовать и в дискуссиях, если стремиться к опровержению мнения оппонента путем доведения его суждений до абсурда. Надо заставить оппонента следовать за своими суждениями до тех пор, пока логическое следствие как ложное, ошибочное не станет очевидным. В то же время закон противоречия (непротиворечия) направлен на обеспечение истинного вывода из данных посылок в логическом рассуждении. Признав истинными посылки и делая выводы из них, мы не должны допускать в своем рассуждении никаких положений, противоположных тому, что нами признано истинным. Это требование – необходимое условие осуществления истинного умозаключения как формы мышления.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты