Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Сложные формы восприятия




Читайте также:
  1. I.Формы государственного управления
  2. II.4.1) Исторические формы единоличной власти.
  3. III. Редкие формы
  4. III.1.1) Формы уголовного процесса.
  5. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  6. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 1 страница
  7. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 10 страница
  8. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 11 страница
  9. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 12 страница
  10. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 13 страница

 

5. Сложные формы восприятия

1) Восприятие пространства

2) Восприятие времени

3) Восприятие движения

1) Восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

Восприятие формы, объемности и величины предметов — это сложный процесс, который происходит при помощи зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.


В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изображения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется предмет. Вполне вероятно, что величина изображения воспринимаемого предмета на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза. Принято считать, что закон зрительного угла как закон восприятия размера открыл Эвклид.

Соотношение величины зрительного угла и величины изображения предмета на сетчатке глаза (прямо пропорционално)

Вполне логично, что эта закономерность сохраняется при одинаковом удалении от нас предметов. Например, если длинный шест находится от нас в два раза дальше, чем палка, которая в два раза короче шеста, то угол зрения, под которым мы видим эти предметы, одинаков и их изображения на сетчатке равны друг другу. В этом случае можно было бы предположить, что мы будем воспринимать палку и шест как равные по величине предметы. Однако на практике этого не происходит. Мы отчетливо видим, что шест намного длиннее палки. Восприятие величины предмета сохраняется и в том случае, если мы будем отходить все дальше и дальше от предмета, хотя при этом изображение предмета на сетчатке глаза будет уменьшаться. Это явление носит название константности восприятия величины предмета.

Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения предмета на сетчатке, но и восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета. Данную закономерность можно выразить так:

Воспринимаемый размер = Зрительный угол х Расстояние.

Учет удаления предметов в основном осуществляется за счет нашего опыта восприятия предметов при меняющемся расстоянии до них.



Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.

Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда в очень ограниченных пределах.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете.

Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

Восприятия могут быть неправильными или искаженными — иллюзиями.

Иллюзии восприятия

1. Иллюзии смещения – при восприятии пересекающихся линий и углов: Д, Е, Ж, З, И.

Д – параллельные линии, пересеченные короткими отрезками различной ориентации воспринимаются как не параллельные.



Е – два одинаковых по длине отрезка, заканчивающиеся на концах стрелками различной ориентации кажутся нам различными по длине.

Ж – прямая линия, пересекающаяся двумя параллельными брусками кажется нам изломанной.

З – квадрат, вписанный в окружность, искажает видимую форму самой этой окружности, делая её неправильной.

И – параллельные линии, обрамленные разнонаправленными штриховками, кажутся нам изогнутыми в разные стороны в центральной их части.

2. Иллюзии контраста: А, Г.

А – белый квадрат, воспринимаемый на черном фоне кажется нам больше такого же по размеру черного квадрата на белом фоне.

Г – идентичные по размеру кружки, обрамленные разными по величине кружками кажутся нам разными, и чем больше отличаются друг от друга по размеру обрамляющие кружки, и чем они ближе находятся по отношению к серединному кружку, тем больше иллюзия.

3. Иллюзия высоты и ширины: Б, В.

Б, В – высота квадратной фигуры нам иногда кажется больше, чем её ширина, хотя они одинаковы.

Иллюзия сферической аберрации: В Древней Греции угловые колонны зданий делали толще других, т.к. они видны на фоне светлого неба и кажутся тоньше.

Зрительные иллюзии — это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зритель­ных иллюзий. Некоторыми из них являются:

переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной.

неправильное восприятие величины предмета (объекта). Например, высокий человек рядом с низким кажется выше, чем он есть на самом деле.

Эти иллюзии объясняются законом восприятия, согласно которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.



2) Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.

Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается нами как явление материального мира. О его течении мы судим лишь по определенным признакам.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими и свя­зано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Повтор­ное его восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Благодаря этому мы, воспринимаем течение времени, устанавливая, в свою очередь, для этого объективный порядок необратимой последовательности событий. Причем этот порядок мы устанавливаем на основе причинных зависимостей следования одних событий за другими.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 с путем специаль­ной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие со­вершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показа­тели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, не интересное для нас время мы недооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

«Всякий раз когда мы обращаем своё внимание на течение времени, оно кажется длиннее». В.Вундт

Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритма — это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего событий мы с вами пользуемся временной локализаций, т. е. мы знаем, что такое-то событие должно произойти в данное время. Локализация времени возможна потому, что мы с вами пользуемся определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чере­дуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по ко­личеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени.

3) Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают его:

характер (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);

форму (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);

амплитуду (размах) — маленькая, большая;

направление (направо, налево, вверх, вниз);

скорость (быстрое или медленное; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);

продолжительность (краткое, длительное);

ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.

Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена.В чем сложность данного вопроса? Ведь можно предположить, что восприятие движения предметов обусловлено перемещением изображения по сетчатке глаза. Однако это не совсем так. Представьте себе, что вы идете по улице. Естественно, изображения предметов перемещают­ся по вашей сетчатке, но вы не воспринимаете предметы как движущиеся, — они находятся на месте (это явление называется константностью положения).

Почему же мы воспринимаем движение материальных объектов? Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При этом происходят два явления. Во-первых, смещение объекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в пространстве. Во-вторых, мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом. Второе особенно важно для восприятия движения, но механизм обработки информации о движении глаз весьма сложен и противоречив. Будет ли человек в состоянии воспринимать движение, если ему зафиксировать голову и обездвижить глаза? Эрнст Мах обездвижил глаза испытуемых с помощью специальной замазки, не позволяющей поворачивать глаза. Однако у испытуемого возникало ощущение движения предметов (иллюзия перемещения предметов) каждый раз, когда он пытался повернуть глаза. Следовательно, в мозгу фиксировалось не движение глаз, а попытка двигать глазами, т. е. для восприятия движения важна не афферентная информация о движения глаз (сигнал о перемещении глаз), а копия эфферентной информации (команды на перемещение глаз).

Афферентный (от лат . afferens - приносящий), несущий к органу или в него (напр., афферентная артерия); передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, или центростремительные, нервные волокна).

Эфферентный (от лат . efferens - выносящий), выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам, напр. эфферентные, или центробежные, нервные волокна.

В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, например, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень велика (например, 1 с), изображения осознаются как раздельные; максимальная пауза, при которой имеет место стробоскопический эффект, равна 0,45 с. Следует отметить, что на стробоскопическом эффекте построено восприятие движения в кинематографе.

16.Понятие памяти. История ее изучения и основные теории памяти

Понятие памяти. История ее изучения и основные теории памяти

Память – это сложный психический механизм запечатления, сохранения и последующее узнавание, воспроизведение следов опыта. Благодаря памяти мы сохраняем приобретенный опыт и знания о себе, окружающем мире. Без памяти мы были бы существами одного мгновения.

Недаром древние греки почитали богиню Мнемозину – богиню памяти. Её считали матерью 9 муз («мыслящая»), которые покровительствовали известным в то время наукам и искусствам:

Каллиопа – муза эпической поэзии и науки,

Клио – муза, которая прославляет, муза истории,

Мельпомена – муза трагедии,

Эрато – муза лирической поэзии,

Эвтерпа – муза, сопровождающая лирическую песнь,

Терпсихора – муза танца,

Талия – муза комедий и легкой поэзии,

Полигимния – муза серьезной поэзии,

Урания – муза астрономии.

«Кануть в Лету» (2 источника у пещеры Трофония: Лета – забвение, Мнемозина – памяти).

Исследования памяти

Многие исследователи характеризуют память как «сквозной процесс», обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Первый трактат по памяти был написан еще Аристотелем.

В последствии возникло много теорий, пытающихся объяснить эти процессы, проводилось много экспериментальных исследований.

Ассоциативная теория памяти (Эббингауз, Вундт). Ассоциация («связь», «соединение») – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого.

Напр., просмотр индийского фильма и запах одеколона.

Запоминание трактовалось, как образование ассоциаций, а воспроизведение – использование уже имеющихся ассоциаций. Особое условие для образования ассоциаций – многократное повторение одних и тех же процессов во времени. Это вариант механистической трактовки психических явлений.

Подлинно научное объяснение ассоциаций дали И.М. Сеченов и И.П. Павлов: Ассоциация – временная связь, возникшая в результате последовательного или одновременного действия двух или нескольких раздражителей. Да, это один из механизмов или феноменов памяти, но не единственный.

Биохимическая теория памяти. Исследования показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов памяти связано с глубокими биохимическими процессами, модификацией РНК, и возможно следы памяти можно будет переносить гуморальным, биохимическим путем.

Рибонуклеиновые кислоты (РНК), высокомолекулярные органические соединения, тип нуклеиновых кислот. В клетках всех живых организмов участвуют в реализации генетической информации. Некоторые РНК (т. н. рибозимы) обладают активностью ферментов.

Гуморальная регуляция, координация физиологических и биохимических процессов в организме, осуществляемая через жидкие среды (кровь, лимфа, тканевая жидкость) с помощью гормонов и различных продуктов обмена веществ. У высокоразвитых животных и человека подчинена нервной регуляции, вместе с которой составляет единую систему нейрогуморальной регуляции.

Нейронная теория. Запоминание связано с химическим и структурными изменениями в мозге, которые происходят посредством электрической активности нервных импульсов. Происходит «реверберация возбуждения» (внутренне эхо) – повторение сенсорного сигнала по кругу, это возбуждение, которое должен привести к образованию следов памяти на нейронном уровне. Но реверберация не возникает сразу, может быть требуется повторение импульсов, которые вызывают ответные реакции клеток.

Реверберация (от ср.-век. лат. reverberatio - отражение), послезвучание, сохраняющееся после выключения источника звука и обусловленное неодновременным приходом в данную точку отраженных или рассеянных звуковых волн. Реверберация оказывает значительное влияние на слышимость речи и музыки в помещении.

Экспериментальные исследования. Впервые при исследовании памяти был применен экспериментальный метод. Напр., 80-е года 19 века, Эббингауз (нем. психолог) изучал законы «чистой» памяти (независимой от мышления). Это прием заучивания бессмысленных слогов. В результате он вывел некоторые законы:

oкривые заучивания (графики заучивания),

oвыявил роль переживаний, эмоций при запоминании (напр., интересные, волнующие события),

o«эффект края» (лучше запоминается материал «по краям» изложения),

oзакон забывания (забывание происходит во времени неравномерно).

В отечественной психологии тоже проводились исследования памяти (Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко и др.). Напр., П.И. Зинченко – действия запоминаются лучше, чем мысли.

Не смотря на реальные успехи психологических исследований памяти, физиологический механизм её полностью не изучен.

17.Физиологическая основа памяти. Классификация видов памяти

Физиологическая основа памяти

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не про­ходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней след в виде определен­ных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецеп­торов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» бывших ранее нервных процессов.

 

3. Классификация видов памяти

Существуют разные классификации видов памяти.

1. По характеру психической активности (+ по ведущему анализатору):

•двигательная – память на движения (спортсмены, идеомоторная тренировка)

•эмоциональная – память на переживания

•наглядно-образная — память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы

•словесно-логическая – память на смысл изложения, его логику, соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации

•механическая – запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается

2. По характеру целей деятельности (участия воли, желания человека)

1.произвольная (целенаправленная, с усилием воли)

2.непроизвольная (без специальных усилий)

3. По продолжительности сохранения материала

•кратковременная память — это запоминание и сохранение информа­ции на короткий срок после однократного и очень непродолжительного вос­приятия. До 30 с

•долговременная — память в интересах длительного сохранения инфор­мации, которая часто запоминается после многократного повторения.

•оперативная память (актуальная память) — это сохранение материала после его запечатле­ния на время, необходимое для выполнения задачи.

4. По использованию специальных средств при запоминании

•опосредованная

•непосредственная

18.Процессы памяти

Процессы памяти

1. Запоминание — запечатление в сознании человека полученной инфор­мации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Память в целом и конкретного человека в частности, имеет свои особен­ности, свидетельствующие о ее продуктивности.

Объем — это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и воз­можности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком инфор­мации. Без использования специальных средств и приемов 7±2.

Быстрота — способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обра­ботки и использования.

Точность — характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информа­ции качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

Длительность — важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определен­ное время в своем сознании нужную информацию.

В связи с этим различают кратковременную, долговременную и опера­тивную память.

Готовность — одна из важнейших характеристик памяти, свидетельству­ющая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно ис­пользовать всю запечатленную информацию.

Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокуп­ности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памя­ти в целом и конкретного человека в частности.

Эффективность запоминания зависит от:

Äпроизвольное – непроизвольное запоминание,

Äпостановка цели на запоминание,

Äзапоминание в деятельности,

Äосмысленное и механическое запоминание

Ä+ смотри правила запоминания

Три способа заучивания большого по объему материала:

1) Целостный: читать от начала до конца до полного заучивания.

2) Частичный: деление на части и каждая часть заучивается отдельно.

3) Комбинированный: полное чтение, выделение трудных мест, заучивание их, затем прочтение целиком (самый целесообразный).

2. Сохранение — удержание в памяти полученных знаний в течение отно­сительно длительного периода времени.

Сохранение может динамичным (в оперативной памяти) и статическим (в долговременной памяти).

3. Воспроизведение — активизация закрепленного ранее содержания психики.

Извлечение материала из памяти может быть с помощью двух процессов: воспроизведения и узнавания.

Воспроизведение: Узнавание
возобновление нервных связей, которые образовались ранее включается в момент непосредственного восприятия объекта
Может быть произвольным - непроизвольным Процесс узнавания может различаться по степени определенности: - чувство знакомости (но из опыта не может быть с чем-либо отождествить) - неопределенность (видели, но где?) - полное узнавание
Протекать в виде припоминания (если цель вспомнить что-либо) Могут быть ошибки
Может встретить затруднения Осуществляется легче, чем воспроизведение

Узнавание — сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.

4. Забывание – невозможность восстановить ранее воспринятую информацию.

Физиологическая основа: некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Угасательное торможение при отсутствии подкрепления.

Разные психологические школы по-разному относятся к процессу забывания: напр., психоанализ объясняет забывание как вытеснение психотравмирующей информации в сферу бессознательного.

Формы забывания:

1) невозможность припомнить или узнать

2) неверное припоминание или узнавание

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Это показали опыты Эббингауза, М. Джонса, М.Н. Шардакова и др.

Напр., лекция: сразу – 65% информации сохранилось,

3-4 дня – 45,3%,

1 неделя – 34,6%,

2 недели – 30,6%,

8 недель – 24,1% от информации.

Забывание наступает быстрее если:

Øинформация непонятна или неинтересна,

Øне связана с интересами и потребностями человека,

Øпри умственном и физическом переутомлении,

Øчем старше человек, возрастные особенности,

Øпри травмах, болезнях

19.Индивидуальные особенности памяти у людей. Феноменальная память. Нарушения памяти.

Индивидуальные особенности памяти у людей:

1) по продуктивности (см. запоминание)

2) развитость определенного типа памяти (зрительная, слуховая…).

Есть ли феноменальная память? И так ли это хорошо?

Феноменальная память

«Я приступил к исследованию Ш. с обычным для психолога любопытством, но без большой надежды, что опыты дадут что-нибудь приме­чательное.

Однако уже первые пробы изменили мое отношение и вызвали состояние смущения и озадаченности, на этот раз не у испытуемого, а у экспериментатора.

Я предложил Ш. ряд слов, затем чисел, за­тем букв, которые либо медленно прочитывал, либо предъявлял в написанном виде. Он внима­тельно выслушивал ряд или прочитывал его и затем в точном порядке повторял предложен­ный ему материал.

Я увеличил число предъявляемых ему эле­ментов, давал 30, 50, 70 слов или чисел, — это не вызвало никаких затруднений. Ш. не нужно было никакого заучивания, и если я предъявлял ему ряд слов или чисел, медленно и раздельно читая их, он внимательно вслушивался, иногда обращался с просьбой остановиться или сказать слово яснее, иногда, сомневаясь, правильно ли он услышал слово, переспрашивал его.

Обычно во время опыта он закрывал глаза или смотрел в одну точку. Когда опыт был за­кончен, он просил сделать паузу, мысленно проверял удержанное, а затем плавно, без за­держки воспроизводил весь прочитанный ряд,

Опыт показал, что с такой же легкостью он мог воспроизводить длинный ряд и в обратном порядке — от конца к началу; он мог легко сказать, какое слово следует за какими и какое слово было в ряду перед названными. В последних случаях он делал паузу, как бы пытаясь найти нужное слово, и затем — легко отвечал на вопрос, обычно не делая ошибок.

Ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова или бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или в письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в две-три секунды, и последующее воспроизведение ряда не вызывало у него никаких затруднений.

Вскоре экспериментатор начал испытывать чувство, переходящее в растерянность. Увеличение ряда не приводило Ш. ни к какому заметному возрастанию трудностей, и приходилось признать, что объем его памяти не имеет ясных границ. Экспериментатор оказался бессильным в, казалось бы, самой простой для психолога задаче — измерении объема памяти.

Я назначил Ш. вторую, затем третью встречу. За ними последовал еще целый ряд встреч. Некоторые встречи были отделены днями и неделями, некоторые — годами.

Эти встречи еще более осложнили положение экспериментатора.

Оказалось, что память Ш. не имела ясных границ не только в своем объеме, но и в прочности удержания следов. Опыты показали, что он с успехом и без заметного труда может воспроизводить любой длинный ряд слов, данных ему неделю, месяц, год, много лет назад. Некоторые из таких опытов, неизменно кончавшихся успехом, были проведены спустя 15— 16 лет (!) после первичного запоминания ряда и без всякого предупреждения. В подобных случаях Ш. садился, закрывал глаза, делал паузу, а затем говорил: «Да-да... это было у вас на той квартире... вы сидели за столом, а я на качалке... вы были в сером костюме и смотрели на меня так... вот... я вижу, что вы мне говорили...» — и дальше следовало безошибочное воспроизведение прочитанного ряда.

Если принять во внимание, что Ш., который к этому времени стал известным мнемонистом и должен был запоминать многие сотни и тысячи рядов, — этот факт становился еще более удивительным».

Из: Лурия А. Р. Маленькая книжна о большой памяти: ум мнемониста // Хрестоматия по психологии. Психология памяти. Под. ред. Ю. Б. Гиппекрейтер, В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 1998.

Расстройства памяти

Изучение расстройств памяти помогает уточнить структуру мнемотехнической деятельности. Большинство расстройств относятся к амнезиям (утрата способности сохранять и воспроизводить приобретенные знания): гипермнезии, гипомнезии и т.д.

«Понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, но не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж». К.Д. Ушинский

20.Способы управления памятью

Способы управления памятью

1. Создание нужной установки, цели. Установка создается с помощью самоинструкции на полноту, точность и прочность запоминания. Напр., запомнить до экзамена, или навсегда. Эксперименты: одним студентам запомнить – спросят завтра, другим – через неделю; лучше, быстрее и полнее вспомнили те, кому сказали, что спросят через неделю.

2. Пересказ текста приводит к лучшему запоминанию, чем многократное чтение. Эксперимент: 4 группы, 1 гр. – 4 раза читали текст, 2 гр. – 3 раза читали, 1 пересказывали, 3 гр. – 2 раза читали, 2 раза пересказывали, 4 гр. – 1 раз читали, 3 раза пересказывали. Лучше всего запомнила 4 группа.

3. Лучше запоминается логически связанный материал, осмысленный: важно понять, установить последовательность, разбить на части, составить план, выписать опорные слова, цифры.

4. Необходимо учитывать «правило края»: лучше запоминается начало и конец заучиваемой информации. Сложный и важный материал лучше всего учить не в середине процесса заучивания.

5. Настоящая мать учения – применение: если применить знания на практике или использовать в деятельности или действиях, то запоминается лучше.

6. Использование при заучивании различные виды памяти (все сенсорные системы): рисовать схемы, диаграммы, графики, проговаривать вслух, прослушивать диктофон и т.п.

7. Память любит разнообразие: смену видов деятельности и запоминаемой информации: отдыхать, менять запоминаемую информацию, после точных наук учить гуманитарные.

8. Запоминается лучше эмоционально окрашенный материал, чем нейтральный: сопровождать запоминание эмоциональной оценкой, критикой, удивлением и т.п.

9. Использование искусственных приемов запоминания – мнемотехники. Напр., составление аббревиатуры из начальных букв слов, которые нужно запомнить.

Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов. Если сведения нужно запомнить надолго, то можно использовать интервалы повторения:

15-20 мин.

8-9 часов

через 24 часа.

Повторять лучше перед сном. В течение дня продуктивность памяти меняется: в 8-12 ч дня – максимальна, обед – снижается, немного повышается после обеда для «жаворонков», 8-12 ч вечера – повышается для «сов».

Мнемотехнические приемы

1. Метод мест: построение опорного ряда, с помощью которого запоминается информация. Запоминается опорный ряд. Как возник этот метод: греческий поэт Симонид был в гостях. Его вызвали на улицу. Вдруг землетрясение. Здание рухнуло, похоронив под своими обломками людей. Симонид помог родственникам найти останки своих погибших родственников: воспроизвел обстановку, кто, где сидел.

Греческие ораторы использовали этот метод, произносили длинные тексты без бумаги. Все, что нужно было запомнить «помещали» в разные комнаты, а потом мысленно переходили из комнаты в комнату.

2. Метод словесных посредников: напр., «Каждый охотник…»

(Метро Технологический институт, от Загородного пр. до Обводного канала)

Разве – Рузовская,

Можно – Можайская,

Верить – Верейская,

Пустым – Подольская,

Словам – Серпуховская,

Балерины – Бронницкая

21.Внимание. Физиологические основы внимания

Внимание. Физиологические основы внимания

Внимание представляет такой психологический феномен, который не получил единого мнения среди психологов.

Есть два основных мнения: да, это самостоятельный процесс; и нет, внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, т.к. присутствует в любом другом процессе.

К какому классу психических явлений следует отнести внимание: познавательный психический процесс или связь с волей и деятельностью.

Внимание – это познавательный процесс, избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления и сосредоточенность психической деятельности.

Направленность – выделение из окружения значимых дл субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. Сосредоточенность – большая или меньшая углубленность в деятельность. Эти понятия связаны. Если направляем на что-то внимание, то мы должны в той или иной степени сосредоточится на нем.

 

Зона неясного внимания
Зона отчетливого внимания

 

Физиологические основы внимания

Внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, связанные с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего дни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.

Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры, в результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

22.Теории внимания

Теории внимания

Принцип доминанты Ухтомского А.А. (1875-1942)

В мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается.

Доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что в свою очередь объясняет нервный механизм поддержания интенсивности внимания.

Иррадиация (индукция) нервных процессов Ч. Шеррингтона (И.П. Павлова)

Возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ей областях (одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры, в которой возникло явление радиации (от лат. irradio – сияю, испускаю лучи) характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко образуются новые условные связи, вырабатываются дифференцировки.

Но эти механизмы внимания до конца не рассматриваются.

H.Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

1.Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2.Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интен­сивные.

3.Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее призна­ние в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утвержде­нии о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Напри­мер, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя дан­ной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».

4.Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5.Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной пози­ции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6.Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипо­тезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности централь­ной нервной системы.

7.Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания — преобладание одного представления над другими — тем, что один физиологиче­ский нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические про­цессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Возникло много концепций, пытающихся объяснить физиологические механизмы внимания (Подробнее см. у Маклакова А.Г. стр. 360-363). Только в одном эти теории сходятся – что внимание обусловлено целой системой иерархически связанных между собой мозговых структур.

23.Свойства внимания

Свойства внимания

Устойчивость – способность определенное время сосредотачиваться, задерживаться на восприятия данного объекта. Внимание подвержено непроизвольным колебаниям (периоды 2-3 сек до 12 сек). Напр., внизу песочные часы или усеченная пирамида. Но эти малые колебания внимания не являются всеобщей закономерностью и не является показателем неустойчивости внимания. Внимание устойчиво, когда мы находим новые аспекты, стороны, связи воспринимаемого объекта. Если наше внимание было неустойчивым, то умственная работа была бы очень неэффективна.

 

 

 

Концентрация – степень или интенсивность внимания; способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, что концентрация следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно; возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять одновременно множество операций.

Юлий Цезарь мог делать одновременно 7 не связанных между собой дел. Или Наполеон мог диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов.

Но как показывает опыт, человек способен выполнять один вид сознательной деятельности (психической), либо два, но один из них автоматизирован. А иллюзия одновременного выполнения нескольких видов деятельности создается вследствие последовательного переключения с одного вида деятельности на другой.

Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Переключение внимания зависит от целого ряда условий (от деятельности, отношения к ней субъекта и проч.). Чем интереснее деятельность, тем легче на неё переключится. Переключаемость – тренируемое качество.

Объем внимания – количество объектов, которые мы можем охватить, воспринять с достаточной ясностью одновременно. Сознание человека как бы дробит поступающую информацию для возможности обработки. Объем внимания практически не меняется при обучении и тренировке. V=5±2

Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности. Возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Может быть внутренней и внешней.

Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с од­ного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Внешняя отвлекаемость возникает под влия­нием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, кото­рые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный реф­лекс. Во время учебных занятий школьников, как в классе, так и дома, должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных пере­живаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственно­сти за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог вниматель­но и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду и др.

Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянность: мнимая (чрезмерное углубление в работу) и подлинная (человек не в состоянии ни на чем сосредоточиться; причиной может быть заболевание).

Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, ча­сто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя — ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосре­доточенности на какой-либо деятельности. Физиологической основой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий тормо­жение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции.

Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рас­сеянности называется подлинной рассеянностью. Произвольное внимание челове­ка, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недо­статочной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под дей­ствием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения.

Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее рас­стройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физиче­ское или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное количе­ство полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интере­сов.

24.Виды внимания

Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное

Непроизвольное – внимание, вызываемое внешними причинами – теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Его часто называют пассивным, т.к. оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

Но на самом деле непроизвольное внимание вызывает целый комплекс причин:

1. характер внешнего раздражителя (сила, интенсивность): легкий шум или громкий стук.

2. соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, его потребностям: разговор о пище (голодный и сытый).

3. направленность личности (то, что нам интересно и что составляет сферу наших интересов – обращает на себя наше внимание, даже если мы с этим столкнулись случайно): лингвисты «исправляют» неправильную речь других людей.

4. чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель (интерес, определенная эмоциональная реакция): чтение интересной книги.

Произвольное внимание – возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Произвольное внимание регулирует протекание психических процессов. Хотя непроизвольное и произвольное внимание тесно связаны, произвольное внимание возникло из непроизвольного и возникло в результате и процессе сознательной деятельности.

Послепроизвольное внимание – внимание, которое возникает из произвольного внимания, увлечение задачей, заданием. Оно поддерживается сознательными целями и интересами и почти не требует волевых усилий (как непроизвольное).

25.Развитие внимания

Развитие внимания

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы раз­вития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизволь­ного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температу­ры и т. п.

Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное вни­мание уже достаточно развито.

Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу пер­вого — началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребен­ка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться созна­тельность.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В про­цессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непро­извольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством пред­метов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предмета­ми — все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и вни­мание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное вни­мание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раз­дражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, — он еще плохо владеет свои­ми чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длитель­но и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В про­цессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит опреде­ленные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролиро­вать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, за­хватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом воз­расте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы при­влечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время зани­маться определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Од­нако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические измене­ния, наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляе­мостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспри­нимаемой информации и впечатлений школьника.

Л. С. Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследить закономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с пер­вых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойства­ми приковывают его внимание. С другой стороны — это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-ука­заний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внима­ние возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. А это начинает про­исходить в процессе овладения ребенком речью.

В процессе активного овладения речью ребенок начинает управлять и первич­ными процессами собственного внимания. Причем первоначально в отношении других людей, ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сто­рону, а затем и в отношении себя.

Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного фак­торами внешней среды. Второй — этап школьного развития, который характери­зуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованно­го внутренними установками ребенка.

26. Понятие воображение и его значение в жизни человека. Физиологическая основа воображения

Воображение – это психический познавательный процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Воображение всегда протекает в неразрывной связи с двумя психическими процессами: памятью и мышлением. Просто воспроизведение информации – память, а с целью создания нового – воображение: напр., все фантастические существа частично похожи на знакомые нам объекты.

Фантазии, воображение – это особенность человека, он может быть и в прошлом и в будущем одновременно, мечтать, представлять описанные в книге события и персонажи и т.д. Кроме того, только человеку по силам вырабатывать планы, ставить цели (мысленные образы) и потом воплощать их на практике  создание мысленного нового – действие воображения.

Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения.

Физиологическая основа воображения. Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга.

 

27. Виды воображения

1. Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко непроизвольное воображение выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

2. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

а) Мечта образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

*ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

*слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);

*эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для мечтающей личности;

*стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

б) Творческое воображение это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание им окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

в) Воссоздающее (репродуктивное) воображение это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда раньше им не воспринимался. Например, если человек никогда не видел моря, но прочитал описание его в книге, он может себе представить его в более или менее ярких и полных образах.

 


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 16; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.099 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты