Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Росписи




Западная стена

· Внизу династия Неманичей – не очень хорошо сохранились

· Над ними – огромная композиция Успения. Облачное Успение – апостолы на облаках летят к дому Богоматери. Часто использовали начиная с 12 века. Сзади большие дворцовые архитектурные палаты. Все очень заселено: люди, ангелы, - все в элегантных позах. Ясные спокойные светлые лица. Все очень пластично, похоже на скульптуру. Широкие, мягкие, свободные одеяния, много классического иллюзионизма. Тип лица 13го века: лица широкие удлиненные, правильных пропорций и очень естественные. Широкие носы, на которых лежит светлая полоса. Антропоморфность и человекоподобие – черта 13го века. Нет контрастов, все гармонично. Именно это искусство больше всего любят, поскольку это гармония и совершенство.

Алтарь

· Святительский чин. Лики – множество перетеканий, мелких движений кисти, но все очень умеренно.

Люнет боковой стены

· Рождество Христово. Пастухи: юность и старость. Великолепно написано, сама сцена трогательна и поэтична. Омовение Христа – гибкие S-образные линии, спокойствие. Очень эстетизировано, много тонкого художественного расчета.

· Принесение Младенца в храм. Полукруглые колоннады – очень антикизированно и эстетизировано.

Нижняя часть декорации

· Апостолы – мы стоим рядом с ними, но по сравнению с их красотой мы все жалкие. Одежды как в античности – несколько больше, чем этого требовалось для облегания фигуры, отсюда воздушность.

Цвета легкие, но интенсивные, блеклых акварельных цветов нет. Почти нет пробелов, острых, стреловидных, могучих. Здесь свет течет мягко, освещая потоками широкие мягкие ткани.

 

Монастырь Печ (Печка Патриаршая), Косово. Самая восточная – церковь апостолов 1268г. Две другие выстроены позже – в 14м веке: Южная – Богородице, Северная – св. Дмитрию. Нартекс и Экзонартекс с западной стороны – 16го века.

Искусство не такое гармоничное, немного более интенсивно, сгущено, все на темно-синих фонах. Иногда громадный масштаб. Краски густые, контрастные, нет гармонии втекающих друг в друга тонов.

· В алтаре святители стоят плотной стеной. Подчеркнуто стройные. Более сильные и напряженные эмоции.

· В куполе – вознесение, в барабане – апостолы, ангелы и Богоматерь. Богородица в позе Оранты. Натуральность важнее, чем классическая красота (она как крестьянская девушка, никакого стремления к возвышенной красоте). Есть какая-то здоровая народная сила и энергия.

· На одной из подпружных арок: развернутые сцены: Тайная вечеря внизу и Апостолы на престолах наверху. На другой стороне: Низ – воскрешение Лазаря, наверху – неверие Фомы. Сколько страсти! Огненный взор, резкий жест. Лики апостолов вторят этому, они – огонь. Эмоциональная и психологическая конструкция.

 

София Константинопольская. На южной галерее огромный Деисус. 1260-1270е гг. Открытие 20го века – последнее, что было открыто в Софии. Большие споры. В Софии был похоронен венецианский дож Дондоло, участвовавший в 4м Крестовом походе – было предположение, что этот Деисус над его могилой. Но над латинским крестоносцем?! В любом случае, почему именно здесь, вопрос открытый.

Богородица настолько трогательно лирична, что такого еще не было. Разве Милешево может дать какой-то похожий резонанс. Это настолько поражало, что ее неправильно датировали. Он считал, что она настолько похожа на Владимирскую Богоматерь, эта непосредственная лиричность настолько редка, что Лазарев датировал ее 12м веком. Первым 2й половиной 13го века ее датировал Демус.

Мозаика, конечно, триумфальная и создана она кем-то лучшим. Игра с ювелирно сделанными тессерами такая, что это на грани живописи. Мелкие тонкие перетекания.

Иоанн Предтече – такие рефлексы тонов, что фотография этого передать не может. Рефлексирующие тона очень любят. Трудное сочетание зеленого и голубого. Образ Иоанна Крестителя всегда драматичен.

 

Икона Христа из Хиландара. 1260-1270гг. Парная икона, есть еще Богородица. Другая интонация, другой смысл образа. Он человечен, это подчеркнуто. Он близкий друг, учитель, а не доминирующий над всеми Господь, как в Дафни, где подчеркивалась сила. Он тих, скромен, созерцателен, милосерден. Это новое отношение к образности. Написан просто охрами со своими перетеканиями и отмоделирован коротенькими белильными штришками. У них большое будущее. Это тот прием, который станет одним из главных средств выразительности у Феофана Грека. Но здесь это еще аккуратно, без энергетической экспрессии.

Аналогичный процесс по атмосфере культуры и образности в это время происходил в готическом искусстве. Там создаются совершенно очеловеченные образы. «Прекрасный бог Амьена» того же времени. Это не потому что кто-то на кого-то влиял. Это параллельность путей развития, что подтверждает идею, что христианский мир един.

 

В рукописях все происходило то же самое. Евангелист Матфей из Евангелия gr.54 Paris. Эта живописность великолепно приживется в Сопочанах.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты