КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство конца 13го векаЦерковь Богородицы Перивлепты в Охриде. Перивлепта от греч. преславная. На вершине. 1295г. Типичный балканский крестовокупольный храм с выступами в углах (зал с куполом). Простая балканская кладка: кирпич, вставленные камни и т.д. В Охрид приехали 2 грека художника из Фессалоник: Михаил и Евтихий. Позже в 14м веке они работали на службе сербского короля в начале 14го века. Они совершенно изменят стиль к раннему 14му веку. Они станут более классичными и стандартными, а здесь – энергетическое буйство. Внутри все поражает интенсивностью: очень много фигур, лиц, полуфигур, композиций, персонажей. Изобилие и избыток. Много интенсивной энергии. Все шумно, ярко, навязчиво. Сотни грозных титанов. Хочет быть триумфальным, радостным не назовешь, оно переполненная чаша. Все на темно синем фоне, синева порой переходит почти в черноту. Апсида · Много рядов: Богородица, причастие на два типа, святители в два ряда. В оконтуривающей конху арке – разнообразные святые в медальонах. Огромные ноги, объемные одежды, резкие пробела, складки как бы высечены из камня. Очень утрировано и резко. Стены: · фрески в два ряда. Нижний – апокриф о детстве Богородицы (не разделено рамами, сплошной текучий рассказ), верхний – страстные темы. Пьета и внизу выставлены орудия страстей: терновый венец, копье, губка, чаша с кровью Христа, корзинка с гвоздями – одни из самых больших святынь христианского мира. Все эти предметы хранились в КН. Гефсимания – апостолы спят вповалку, некоторые фигуры очень иллюзионистично. Это тоже своеобразный маньеризм – вдруг утомились от гармонии и собранности – бунт, взбудораженность в искусстве. А в Италии – это эпоха Данте и Джотто. Форма еле удерживается в своих границах, все натянуто, кажется, что все сейчас лопнет от напряжения. · На стене нартекса в большой люнете над входом: «О тебе радуется». Любили на Руси с конца 14 века, особенно распространенной становится в 16м. Поклоняются все, население неба и земли, включая самих небо и землю в виде своих персонификаций. Довольно поздние олитературенные композиции. Там же в Охриде – музей икон. Икона Евангелиста Матфея (чуть меньше человеческого роста). Очень монументален. В шаге с раскрытым Евангелием – иконография 10го века. Контрасты в форме, рубленные складки, свет передает конструкцию. Икона Богородицы Одигитрии в серебряном окладе. У нее не рубленная форма лица, но зато световой контраст лика. Что-то есть от застылой абсолютной материи. Христос Пантократор стоящий из Эрмитажа. Небольшой размер, но энергетики хватит на большой монументальный образ. Контрасты подчеркнуты, немного яростный взгляд.
Новый завет РНБ, гр. 101. Смесь: колонны, формы – классическое направление, но одновременно яркие острые пробела, яркие краски, острота.
Рукопись Пророки из Ватикана. Очень большого размера. Миниатюры размером с книгу. Очень ярко, красочно, необыкновенно по размеру и интенсивности. Неровная экспрессивная форма.
|