Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Эпоха церковных споров. 30-40е гг 14 века




Меняется климат культуры, появляется другая атмосфера внутренней жизни, церковной жизни. Тревожное время, спорное (все спорят, основываются разные партии, конфликтующие друг с другом). 1328 умирает Андроник 2 Палеолог, гуманисты стареют, их ряды редеют. В 1330г в КН приезжает из Каламбрии, где жило много греков и было много греческих монастырей, некто Варлаам. Он прекрасно образован, ученый, но выросший в Италии. Он быстро обращает на себя внимание, прекрасный оратор, очень темпераментный грек. На лекции сходятся толпы, его воззрения переписываются, ходят в списках. В общем, производит шум и становится модным. В это время в монастырях вызревает некое умонаправление – исихазм. Исихия – молчание. 4-5 вв Антоний Великий и Макарий Египетский могут быть названы исихастами, но исихазм 14 века имел особенности. При Андронике в круге гуманистов очень хотели вернуться к корням, они вспоминали о древних отшельниках и о способе созерцания, который ведет к соединению с Богом. Эти заняты все Афонские монастыри. Слухи о том, что монахи Афона имеют особый способ соединения с Богом, доходят до КН. Варлаам это слышит, хочет посмотреть, что это, и едет на Афон. Он расспросил одного монаха, тот был не очень грамотный и рассказал, что они сидят, смотрят на одну точку (пуп, один и тот же ракурс) и таким способом соединяются с Богом. На Варлаама это произвело дикое впечатление, он возмущается и начинает громко протестовать. Осуждает греческое монашество: полное одичание, бескультурье полное, и это его речение становится широко известным. Возникает конфликт. Критиком Варлаама выступает Григорий Палама. Он довольно быстро становиться самой знаменитой фигурой в греческом православии того времени. Он традиционалист, ученейший человек, он ученик Федора Метохита, был 1м учеником константинопольского университета. Его отец – сановник при Андронике 2. Григорий в 20 лет продает все имуществе, раздает деньги бедным и уходит на Афон, 2 сестры и мать отправляет в женские монастыри. Он примкнул к исихее и стал апологетом исихазма. И Палама и Варлаам оба философы. Они встречаются и устраиваются публичные диспуты, что для Византии совершенный нонсенс. Палама пишет сочинения. Первое от имени всех афонских монастырей «Ответ Варлааму», собирает под ним подписи настоятелей всех монастырей. Собирали 3 церковных собора: в 1341, 1348 и в 1351 решающий. Учение Паламы признается верным, Варлаама и всех его сторонников предают анафеме, некоторых сажают в тюрьму. Варлаам убегает в Италию, где становится личным учителем Петрарки и Боккаччо. Палеологовские гуманисты, кто дожил, сочувствуют Варлааму, мистика Паламы для них чужда.

Главный пункт споров было антропологическое учение о божественных энергиях. А сюжетом стал Фаворский свет. С т.зр. Варлаама – это физическое явление, оно не Бог (все, что не есть Бог – это физика, которую можно постичь разумом, ведь Бог непостижим, он вне наших чувств и осмысления). Палама разделяет сущность божественную и энергии, которые от этой сущности исходят. Они снизошли в мир и стали доступны человеческому восприятию и стали видимы. Вся возможность постижения Бога и соприкосновения с ним – это ересь с т.зр. Варлаама. Исихасты же утверждали, что божественные энергии каждый человек может стяжать, но для этого нужно прийти к духовному совершенству. Монах много молится и практикует особые практики внутреннего сосредоточения. Учение Паламы стало для человека страшно соблазнительным: т.е. Бог через свои энергии постижим и с Ним можно соединиться, трудно, но можно. Палама оформил словесно и текстуально что-то очень древнее христианское. После 1351 уезжает с Афона, его попросили стать епископом Фессалоник (1358), он соглашается и идет проповедовать свое учение в мир. Победить ему, конечно, помогли гражданские силы, его сторонником был Иоанн КантакУзин, он занял трон в то время. Через 10 лет после смерти Паламу канонизируют. Фессалоники были на грани византийской традиции, было движение в сторону итальянского запада, свободных торговых республик. Палама это остановил проповедью исихазма.

Женщины на рынках обсуждали божественные энергии, а в это время этом турки стояли у дверей Константинополя. В этом вся Византия. Феноменальная греческая приверженность к отвлеченным спорам.

Отсюда не существовавший раньше психологизм искусства, он не просто допускается, он востребован, ведь исихазм призывал вглядываться в себя. Икона для монастыря должна быть более отрешенной, чем икона, созданная для церкви. Плоть даже в изображении допускалась, он никогда не говорил, что плоть должна быть энергитически сожжена, это потом ему было накручено.

 

· Икона св. Иоанна Предтеча из ГЭ. 1330-1340гг. Иоанн в красном хитоне с золотым ассистом с черным гиматием. Чрезмерно трагический образ: объем лика создан сильным провалами и буграми с контрастами, прорезанное множеством резких острых линий. Написан только охрой, вся красочная палитра ушла, тонкой-тонкой поверхности, нет просвечивания красок друг против друга, что дает рефлексы. Как будто многоцветие жизни отброшено.

· Христос Пантократор из музея в Афинах. Тоже темновая, густой сангирь

· Христос Пантократор и парная ей Богородица Одигитрия из Охридского музея. Известен мастер. Царственные, молчаливые.

 

Миниатюры из рукописи ГИМ, Син. 407 (библиотека ГИМ из собрания синода). 1330-1340е гг. Небольшая А5, но очень толстая. Новый завет и Псалтырь, в ней 26 миниатюр. Иоанн Богослов на Патмосе. Новый иконографический извод: на вершине гор на фоне золотого неба на колючих острых скалах стоил Иоанн Богослов, весь как скалы особого серебрянного света (один из основных цветов Феофана Грека – особый, мистический, плотный). Он испуган. Огромный некрасивый наморщенный лоб, глаза-щели отшельника, он в мистическом экстазе. Пророк Аваакум, он тоже ошеломлен, в бурной экзальтации. Пророк Моисей – длинная узкая фигура с ниспадающим контуром, как свеча.

Таких рукописей много – около 30ти. Никаких росписей этого периода нет, поэтому это искусство изучается по рукописям.

Венская рукопись gr.300. Евангелист Лука. Синее дереве и в спину ударяет синий мистический луч. Очень острый сверкающий взгляд. В искусстве выражена драма или даже трагедия. Очень скоро будет разрядка и искусство снова станет торжественным мажерным, триумфальным. А здесь оно вопрошающее.

Благовещание из ГМИИ, 1330-1340е. Иконография повторяет старое искусство эпохи Кахрие Джами, все красиво. Но в ликах скользящий свет, вопрошающее мгновенно схваченное острое выражение.

6.5 Позднее палеологовское искусство. Конец 14 – первая половина 15 века

Григорий Палома из ГМИИ. После 1368г. Типичная икона 2й половины 14го века. Главное в моделировках в карнации – свет. Кончина в 1458г, т.е. написана сразу после его смерти, поэтому портретное сходство, скорее всего, присутствует.

Темная карнация, оливковая сангирь видна кое-где по скруглению формы. И очень много лучеобразных белых сдвижков. Все построена на контрастах и белому свету здесь отводится ведущая роль.

 

Группа икон 60-70е гг 14го века. Первые шаги после утверждения учения Паламы.

Соблазн, привлекательность именно в отделении Божественных энергий от божественной сущности, которую познать невозможно. Эта энергия может одухотворять всех, у каждого есть возможность достичь этого состояния. Каждый может достичь обожения. Не нужно думать, что исихазм был чисто монашеским, это не так. Он был широко распространен и в миру. Все искусство 2й половины 14 века было под впечатлением этих переживаний.

 

Христос Пантократор из Эрмитажа. 1363г. В углах были фигурки (одна осталась), есть надписи: крупный константинопольский чиновник из императорского окружения и в 1363г. при его помощи была создана икона как вклад в монастырь Пантократора на Афоне (монастырь был создан в 14 веке). В 19 веке она была привезена Севастьяновым с Афона, была в Севастьяновской коллекции и вместе с ней попала в Эрмитаж. Она крупнее, чем Владимирская.

Размер икон возрастает, теперь она главная в храме. Т.е. не рассказ, литературные сюжеты, а молельный образ – главное в храме.

Очень интенсивная по цвету. Синий гиматий Христа буквально горит и светится изнутри холодным драгоценным сиянием. 14й веке вообще был привержен к синему. А синий всегда имел некую мистическую составляющую.

Образ очень человеческий, нет преувеличенных черт лица с громадными глазами как в 11 или 12 веке, нет драматизирующих крупных поворотов формы. Все гладко, как кажется, нормально. Взгляд спокойный, теплый, живопись тонкая-тонкая, но на ней контрастно лежат белильные света, а под ними живописная и пластическая, почти эллинистическая полнота формы. Как будто художники хорошо знали классическую живопись, только чуть изменили ее и внесли столь особые оттенки. Как Палама получил прекрасное университетское образование и был лучшим учеником Федора Метохита и уехал на Афон и стал основоположником мистического учения, так и художники был выучеником классической школы, но видоизменил ее параметры в сторону нового учения.

Еще одна икона Христа Пантократора из монастыря Пантократора. Афон. 1363г. Однажды приезжала в Фессалоники в 1998г. в рамках выставки «Сокровища Афона». Икона двусторонняя, значит могла быть выносной, значит та иконы из Эрмитажа – храмовая, т.е. стоящая в первом ряду иконостаса. Храмовых две – Христос и Богоматерь. И не помешало, что там были две фигурки заказчиков.

На обороте Афанасий Афонский (основатель Великой Лавры на Афоне). Образ аскета (он не был аскетом, это Палама сначала поселившись на Афоне был отшельником в одиноком скиту, а потом он согласился занять место игумена лавры Афонасия). Только охры, письмо суровое упрощенное (не технически, там множественные оттенки и движения кисти), суровый обращенный внутрь взгляд, узкий глаз, отсутствие эллинизированной красоты. Образ афонского исихаста. Стараются подчеркнуть изможденность плоти – рельефные перепады формы (опасный прием в создании портрета, но здесь удачно).

Фрески из монастыря Пантократора на Афоне. Раньше знали по одной маленькой статье с черно-белыми картинками, пока на конференции в Фессалониках профессор Цегалитос (куратор по искусству от Афона) не показал эти чудесные образы. Это было как взрыв бомбы. Это целый пласт искусства, который был скрыт от всего мира.

Странная, совершенно свободная живопись, не по правилам, никакого канона. Полная экзальтированная свобода мастера, что совершенно не свойственно средним векам. Это был незаурядный человек ни с чем не считающийся. Аффектированные, расхлестанные движения кисти и линий. Своеобразное личное живописание, никаких аналогов этой живописи нет, она одна на свете. Получилось. Важен результат, победителей не судят. Образы очень неординарные.

Феофан Грек тоже был очень неординарный и талантливый человек, но он использовал традиционные приемы, другое дело во что он это превратил. И все это в одно время.

Это линия очень живописного искусства, очень открытый мазок (в Византии всякий мастер пытается письмо скрыть, чтобы не отвлекать от духовного созерцания).

 

Икона архангела Михаила из Византийского музея в Афинах. Третья четверть 14 века. Огромного размера. Сфера прозрачна и в ней тысячи оттенков, в ней видны все оттенки небосвода. Юный прекрасный, подчеркнута сияющая человеческая красота, тоже осененная лучами светов.

Суть этого искусства: красота природы и жизни, античных воспоминаний, одухотворенная Божественными энергиями. Эти приемы держались всю вторую половину 14 века.

 

Икона Богородицы Перивлепта. Икона из Троице-Сергиевой лавры. Находится в музее Лавры, сейчас за пределами монастыря. 2 пол. 14 в. Одни из вариантов Одигитрии из монастыря Перивлепты в КН. Нимб с драгоценными инкрустациями принадлежит византийской иконе 14 века, а жемчужное головное покрытие – русское украшение 14 века. Тот же образ: прекрасный гордый аристократический греческий лик полный светов. Не все сохранилось, вероятно верхние слои немного потерлись, живописного в ней было больше. Белила лучше всего сохраняются, они более корпусные, поэтому они выглядят ярче.

Богородица и св. Иоанн Богослов из Погановы. София. 1371 (доказано документально, что она заказана в 1371 году дамой из правящей династии Палеологов как вклад монастырь в Поганово в Болгарии). Двусторонняя, на другой стороне Видение Христа пророками. Две фигуры как столбы или свечки. Сияние синего одеяния как будто изнутри, дает мистическое свечение.

Свет может лежать на образах 2мя главными образами:

· Лучи – свет явен виден и очень нагляден. Он представляет собой Божественные излучения извне

· Свет изнутри, когда материя, краска светится изнутри – это внутренняя божественная осеянность. Это сложнее. Нутряное мистическое сияние – высший пилотаж. Донская Богоматерь (может быть, Феофан Грек) из ГТГ. Это чудо, непонятно как сделано.

Миниатюра из Слова Иоанна КантакУзина. 1375-78. Парижская нац. Библиотека. Gr. 1242.Большая, в лист А4.Он был родственником Палеологов и занял престол. Он был слепым последователем Григория Паламы и был предан ему как собака, но был в высших эшелонах власти. Но т.к. он был исихастом по мировоззрению и образу жизни, он оставил трон и ушел в монахи. Был еще Фока в 10 в. Его слова/проповеди с популярным переложением Паламы написал уже в монашестве. Одна из миниатюр: он в образе василевса и монаха. Наверху Троица, она как и Преображение – важные сюжеты в искусстве этой эпохи (Фаворский свет и Троица не в виде гостеприимства Авраама). Преображение – все светится и все голубое, кое-где густые синие (репродукция очень тусклая) – до середины 15 века преображение будет изображаться так. Христос в многогранном многообразном свечении «в славе», апостолы в таком искуплении, что вне сил летят вверх тормашками. Церковный собор 1351г, на котором также есть Палама, отрицательные фигуры, например, Варлаам не изображаются.

Икона Преображения в ГТГ из Переславля Залесского – то же направление.

 

Церковь Богородицы Перивлепты в МистрЕ. Юг Пелопонеса, 10 км от древней Спарты. Мистра сейчас – археологическое место. 3 четверть 14го века. Небольшой крестово-купольный храм, продолженный базиликально (циллиндрический). Сохранилось много фресок. Композиций много, небольшого размера.

Тыквообразный купол с ребрами:

· В центре Христос, по сторонам – пророки

Рукава креста: по две сцены в каждом рукове:

· Рождество. Скалы прорезает пополам всю сцену, особое место/слой пространства для ангелов и других участников – театрализованное действо. Есть некая огромность и фантастичность происходящего. Кокон голубой ауры и такой огненный взгляд. Особый оттенок мистического явления космического порядка.

· Крещение. Неровные зигзагообразные берега Иордана, острые скалы, там плавает много всяких рыб и тварей. Дополняющие группы людей: мужи и жены, пришедшие креститься. Вверху – открывшиеся небесные врата и там тоже ангелы поют. Целый сценарий.

· Преображение – западный рукав.

· Вознесение – в восточном рукаве

· Вход в Иерусалим. Иерусалим в виде огромного многоэтажного города с разными персонажами, выглядывающие из окон. Большая очень толпа иудеев, встречающих его у входа. Нет отдельных портретных персонажей, а огромный антураж, великолепное зрелищное панно. Такое ощущение, что не Христос главный образ, а главное – сам сюжет.

· Тайная вечеря. Чудесная архитектура – огромные киворий как целое здание. Создание с лесенками, малыми, большими формами, так раньше в Византии не изображали.

Базиликальная часть:

· Страстной цикл: снятие с Креста. Много подробностей: специальными клещами вынимает гвозди. Много жен. Плачущие ангелы. Взгляд Иосифа – зрачки скошены, закатаны – эмоциональная напряженность.

· По стенам – воины. Похоже на Кахрие Джами. Вертикальные, тонконогие. Образность 2й половины 14го века (065): темная карнация с выделяющимися активными белыми полосками. Взгляд выражает ту же внутреннюю эмоцию. Исихия допускала даже требовала познания себя. Большая роль отрешенности, преодоленности, разглядывание всего, что было внутри. Психологический момент в искусстве. Раньше Византия этого стремилась избежать. Было специальное помещение между оградой и отвесной скалой – для наибольшего уединения и погруженной молитвы.

Искусство очень классично, конечно с светами, выражением, экспрессией, но в целом, это совершенство. Ансамбль не описан. Есть статьи, но это небольшие работы. В Мистре снимать запрещено (ревностный директор-искусствовед).

Очень подробный рассказ (началось еще в Кахрие Джами), не просто литературный рассказ, а космическое действие: скалы, глубокая синева, внутри которой происходит мистическое действо. Многонаселенность, многофигурность и сценичность.

Пробела теперь цветные: по основному тону идут цветные полосы света. Это тоже световой способ моделировки, только теперь они синие.

Все на темных глубоких фонах, яркие цвета

 

Акафист Богородицы (ГИМ Син. Гр. 429). Рукопись создана в КН в 1350-1360. Четверть листа. Тексты послесловий сочинил патриарх, очень преданный Паламе. Шрифт Иосафа – песец Иоанна Кантакузина. Благовещание, Упреки Иосифа – бурная сцена, экспрессивная жестикуляция. Густые яркие краски, много красного цвета, одежды моделированы энергичными крупными и очень подвижными пробелами, специально накрученное и усиленное нагромождение материи – сложный контур, эффектные жесты. Перспективная архитектура. Христос во славе – искаженные эмоцией лица, силуэт сложный, витиеватый. Искусство сложное, импульсивное, объемное, трехмерное, мир возбужденный и вдохновенный.

 

Акафист из Успенского собора Кремля. Кон. 14 в. Огромного размера. Богородица с пророками (они окружают ее в среднике). Вокруг сцены из кондаков и икосов Богородицы, но почему именно такая последовательность, еще никто не смог дать удовлетворительное объяснение. Возможно, было какое-то слово, где была именно такая последовательность (?). Ее считают русской иконой: величина (перевозить такую громаду довольно трудно), написана на липовых досках (русский материал, византийские иконы чаще писались на кипарисовом дереве). В 16 веке был а реставрация, часть клейм есть 16 века, но композиции все 14 века. Одна из клейм: Чудо с Одигитрией (из монастыря Одигитрия): какой-то силач выносил эту огромную икону на шесте во двор и она начинала вращаться. Факт описан во многих источниках. У них было еженедельные чудеса, это было вторничное, а в пятницу было чудо связанное с туринской плащаницей. Это кружение очень важно для Византии: своды кружатся, бесконечное количество параболических линий и икона чудотворная кружится.

Пещерный монастырь в Иваново (Болгария). 3 четв. 14 века. Григорий Синаит – крайний мистик, на поколение старше Паламы и еще до него начавший учение о исихии, у него Григорий учился. Одна из этих пещер под названием Иваново расписана.

Сцен много, они небольшие, идут друг за другом вереницей. Кадры старые, сейчас отреставрировали и стало конфеткой. Архитектура 14го века, еще с Кахрие Джами. Все растопырено, чтобы показать больше пространственных эффектов: в целом перспектива обратная, но есть рядом и прямая. Тайная вечеря и омовение ног. Была очень легкая манера, очерковая, живое и эмоциональное. Сложные позы, ракурсы, все иллюзионистично и набросочно. И это в пещере! Сейчас «отреставрировано», все плотно. Была частично сохранная, но божественная роспись, сейчас сухой документ того, что было. Сохранился портрет болгарского царя Ивана Александра, скорее всего, он и был заказчиком. Это, конечно, мастера константинопольские, но легко, воздушно и вдохновенно. Моление о чаше. Христос просит учеников побыть с ним. Христос перед первосвященником. Иуда хочет отдать 30 сребреников. Следующая сцена – он висит повешенный.

Это искусство нестандартное, оно не может быть массовым, т.к. оно основано на личном опыте. Параллелей Иваново нет, это уникальная роспись.

Икона Успение из ГЭ. 2я пол. 14в. Сохранилась не полностью: нет полей, правая часть чуть утеряна. Христос с душой Богородицы как в воронке из золотого асиста, наверху уже открыты небесные врата. Эта воронка у многих ассоциируется с живописью Иваново, но здесь больше контраста. Живопись сохранилась не полностью, очень сильно обнажились контрасты темного и светлого.

Распятие из ГТГ. Кон. 14 в. Можно назвать массовой продукцией. Очень много людей. Богоматерь общается с Иоанном, римские воины делят одежды Христа.

Распятие из Византийского музея в Афинах. 101. Небольшая двухсторонняя: на лицевой – Богородица. Икона узкая и высокая, это создается контурами фигур, тонкая высокая Богородица как свечка. Лица чуть искажены, эмоционально возбуждены.

 

Распятие из Византийского музея в Афинах. 107. Огромная. Найдены лет 20 назад в сарае при церкви в Манемвасии на Пелопонесе. Как у нас со звенигородским чином Рублева – ступеньки при входе в сарай при Звенигородской церкви. Доски привезли в Афины, долго реставрировали и получилась такая огромная икона. Лики симметричные, эмоционально активные с оттенком боязности, написаны легко, эффект скользящего света, отдельными бликами лежащего на поверхности. Не веером лежащие ассисты, а вспышки света на трогательно выразительных ликах. Общее выражение горести с разным индивидуальным обликом.

 

Бгородица Умиление с апостолами и святителями по сторонам из ГЭ. Небольшая, кон. 14в. Более экспрессивного начала, он доминирует. Основа выразительности лиц – асимметрия, отдельные вспышки света, образ внезапно подающихся божественных энергий.

 

Миниатюра Иссака Сирина из рукописи его слов. РГБ. 1389г. Вывезена из лавры Афонасия на Афоне в 19 веке. Жил в Сирии в 7 веке на границе с Ираном, он был одарен словесным даром и был прекрасным писателем. Писал по-сирийски и поэтому долго его не знали. Он очень образно писал и мог выразить то, что выразить трудно. Его пустыня недалеко от Ниневии. Ниневийцы уговорили его занять ниневийскую кафедру. Он выдержал полгода и сбежал. Не смог выдержать несправедливости и пустоты человеческих поступков. Он призывал к молитве и за силы негативные, за бесов. Частично его перевели в 11 веке. На церковно-славянский в 14 веке на Афоне в болгарском изводе. В наше время митр. Илларион Алфеев перевел его с сирийского, тексты сохранились в Оксфорде.

Одежды выполнены не сложно, а лик – многосоставно, Давид Фессалоникский в Кахрие Джами, были лики в 30-44гг Удлиненный лик, сросшиеся брови, узкие глаза, длинный загнутый греческий нос. Самопогруженность, отрешенность от мира. Такую повязку до сих пор носят православные священники в Сирии. Физиогномически маловыразительный, нет внешней привлекательности, скромный-прескромный, тихий-претихий, совершенно внутренне сосредоточенный без каких-либо внешних проявлений. Образ исихаста, духовидца, мистика.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты