КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кахрие Джами1315-1321 к храму 11 века сделали пристройки по заказу Федора Метохита. Он очень любил этот монастырь, сюда ходил на службы вместе с монахами. Он свое любимое детище отреставрировал. Зал с куполом с выступающими углами в виде опор для купола. Мозаики 11 века не дошли. Мозаики – на столбах рядом с алтарем, над входной дверью – Успение, в нартексе и в южном паракклесион (южный коридор на протяжении всей длины храма). Важно целое, очень литературно, много рассказов. Это не средневизантийский концентрированный отбор сюжетов. Значит такой дух повествования и в монастырской среде был распространен. Вообще, это атмосфера жизни палеологовского ренессанса. Все сценарное, литературное. Люди ездили по территории Греции и искали античные древности, тексты и т.д., как и в 10 в во время македонского ренессанса. Внутри храма: · На алтарных столбах – крупные фигуры Христа и Богородицы. · Успение – сделана как картина в мраморной раме. Квадратная с архитектурными фонами. Много рефлексов и полутонов, все цвета радуги в тонких сочетаниях и оттенках. Внутренний нартекс (крестовые приподнятые своды): · Федор Метохит подносит Кахрие Джами Христу. Тонкое нестандартное лицо с мелкими узкими чертами лица. Шапка как турецкий тюрбан – видимо мода – такие есть и в портретах Беллини. Внешний нартекс: · Христос-Пантократор. Все черты палеологовского ренессанса: уравновешенность, гармония, красиво и идеальное как все классическое. Чуть холодновато, но по-своему совершенно. Не эмоционально. Форма совершенна, трехмерна через почти светотень. Только легкие движки (еще из 13го века). Внутренний нартекс с куполами (по сторонам коридора: с одной стороны – Христу, с другой – Богородице), в промежутках – подпружные арки и вспорушенный крестовый свод. Купола с ребрами, все вызолочено, у каждого купола паруса, тоже занятые композициями. В куполе с Христом – чудеса, с Богородицей – из апокрифические из детства Богородицы. · Купол с Богородицей. В ребрах: пророки и праотцы (Богородица из царского рода). На западе любили Древо Иессеево, в Византии это не было распространено, но предков изображать любили. · Большое панно на стене: упреки Иосифа Марии (служба в сочельник Рождества – тропари на Великих часах). Федора Метохита призвали к ответу, что он тут такое изобразил, он послал Никифора Григора, он был большой говорун и отговорился. Галантно, красива, изящно. · Купол с Христом. На парусах 4 исцеления. · Деисусная композиция (без Иоанна Предтече) – над захоронением. Инокиня Меланья (Мария Палеологиня, незаконная дочь Михаила 7 Палеолога, жена монгольского хана, после его смерти вернулась в КН) и еще была мужская фигурка Исаак (сын Алексея Комнина - ). Их связали с людьми 12го века. Богородица очень пластична, правильно идеальна. Высокий профессиональный уровень, много цветов, полутонов, много ракурсов, все живое, это подчеркнуто. Все на фоне архитектуры. Это фантастичные палаты, они строят композицию. Архитектура вымышленная, все-таки перспективно не делали, т.к. это конкретизировало среду, а она должна быть ирреальная и вечная. Но хотят, чтобы их композиции были иллюзионистичными, пространственными. Необыкновенные ракурсы, художник разворачивает поверхности как хочет. Важны ритмы, ничего не бывает случайного: ритм то учащается, то падает. Они спокойные, но подвижные. В лицах беглость, скоротечность, очерковость – не случайно, ведь перед нами рассказ.
Паракклесион с фресками · Купол посвященный Богоматери. Между лопаток купола – богато одетые ангелы. В парусах – сидят и пишут свои сочинения гимнографы: Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский,. · В конхе – Сошествие во Ад. Христос вытягивает Адама и Еву из гробов. Слева Иоанн Креститель и ветхозаветные цари, справа прочие праведники. Фреска сверкает, хотя это не мозаика. Она интенсивна в цвете, но и прозрачно переливается, рефлексирует. Оттенки звонкие, глухие… Это искусство смесей, открытых цветов нет, очень мелкие мазки. Формы живут в пространстве, хотя это, конечно, не реальное пространство, оно преображенное, созданное. Одежды окутывают фигуру широко, наполняет фигуру воздухом, как бы окутывает облаком. Образ Христа экспрессивен, в повороте, острый живой взгляд. · Ниже святители. · На наружной стене – большая фигура Богоматери Елеуса (Умиление). Она синяя-синяя и фон почти в черноту. Очень напряженный образ, каких мало в Кахрие Джами. Обычно это очень лиричный образ, но может решаться и так трагично: предвидение судьбы, знание смысла. · Ангел – как замковый камень в виме. Изумительно классичен и прекрасен. Он очень светлый. · В своде – Страшний Суд · По стенам: разные святые. Высокорослые, в активных позах, любят S образный поворот – гибкость движения, эластичность и жизнеподобность. Св. Савва – интеллектуальное лицо, как будто из круга Андроника 2 и Федора Метохита. Даже у воинов – элегантность, хрупкость, оттенок рыцарственности, немного манерное изящество – будет особо свойственно в 15 веке. Дионисий отсюда же. · Западный угол – фигуры столпников. Давид Фессалоникский (стоял на дереве). Аскет, глаза-щели, взгляд внутрь, огромная психологизация образа. На столбах перед входом из нартекса в храм: · Чудесная мозаика – Анна с младенцем Марией. Очень драматично, готовая к защите (096). А рядом очень тонкая и лиричная Богоматерь. Разнообразие эмоциональных граней и оттенков. С этого образа Адама начинается книга Лазарева о Феофане Греке, хотя он в это время еще не родился. Если это изобразить в черно-белом, убрать праздничность цветов, то получится суровый строгий контрастный образ мистическо духовности, свойственный Феофану Греку (в конце 14 века).
Церковь Одигитрии АфендикО в Мистре, нач. 14 в. Общий ансамбль классицизм полный, но наравне стоят в боковых компартиментах такие персонажи. Резко контрастные с сильное энергичной пробелкой.
|