КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феофан ГрекНечто особенное, он византийских мастер, оказавшийся волею судеб на Руси и, по-видимому, здесь и умер. По дороге на Русь расписал «40 церквей» (из письма Епифания). Приехал из КН и всегда был одиночкой. Он произвел у нас ошеломительное впечатление. Он здесь кое-что породил, но не очень много. Он ярчайшая личность, персона. Он как личность из Ренессанса. В Византии не всегда было так, там было множество очень хороших мастеров, это было искусство немое, безгласное. Купол из Спасо-преображенской церкви на Ильине улице1378 г. Есть порча (нет рта), но производит очень сильное впечатление: страшный-престрашный. В Византии больше таких нет. Всемогущий, всевластный, устрашающий. Троицкий придел. Отшельники. Небольшая камера, в которой отовсюду на нас смотрят такие властные, повелевающие, горящие фигуры. Полностью аскетический характер. Феофан был певцом аскезы. Такую образность взять за художественное кредо, такого мы еще не видели. Все, что известно о нем, из переписки Епифания Премудрого с Кириллом Тверским (конец 14 века), где он описывает впечатление, которое произвел на него и на новгородцев Феофан Грек. Он работал открыто, в толпе (такого раньше не видели и не слышали, писали закрыто, не на людях). Он писал и непрерывно говорил, рассказывал что-то людям о своем любимом Константинополе. Действительно загадка: почему этот талантливый художник так любивший свою св. Софию уехал на Русь. Не было заказов в КН, а здесь было много? Епифаний называет его «философ зело хитрый» (хитрый в смысле умный). Он был дивом на Руси. В приделе только пустынники, отшельники: столпники и Макарий Египетский, сейчас превратившийся просто в столп света. Особый колорит, нет никакого яркого цвета, мир же не такой, Феофан подал мир одноколоритный как песок пустыни или камни отшельнической пещеры. Некая крайняя грань. Была мысль, что это результат пожара: краски выгорели и превратились в такой оттенок, но реставраторы изучали и доказали, что это не так. Возможно, цвет был чуть больше акцентирован, но сам колорит, это выбор Феофана. О Феофане написано много патетического. В советской науке была популярна мысль о том, какая он свободная личность, не подвластная никаким законам, прямо человек Ренессанса, такой борец, чуть ли не восставший против канонов Церкви, такой Тинторетто. Никаких оснований в источниках для этого нет, он был просто активным последователем исихазма, наиболее мистической грани исихастского умонастроения. Лица мелкие, глаза прищуренные, щели, но светятся. Свет падает где угодно, как угодно. Разговоры, что это архитектурное расположение бликов света нужно забыть, это не световая архитектура как было в 11-12 веке. Свет похож на молнии, пронизывающие любую материю, независимо от ее фактуры, функции… Они вызывают к жизни любую форму, попробуйте убрать с ликов света – ничего не будет. Прием уже был (Софии Константинопольской – Алексей Комнин с Ириной – еще в начале 12 века, потом был развит в 13м веке). Феофан этот прием возвеличил и придал ему другой смысл. Божественный Свет – это тема его взаимоотношения с миром. Лица похожи, но индивидуальны, ведь исихия предполагала глубокое психологическое познание себя. Феофан абсолютно живописен, но мы этого не видим, т.к. часть не сохранилось (удивительный колорит фрески Рождества, открывшиеся в южном пределе когда отпал кусок штукатурки), и малоцветность тоже укрывает богатую живописную поверхность Феофана от нас. Макарий, возможно, был чуть по-отчетливее, но, возможно, он и был задуман Феофаном таким. Вполне. На узкой торцевой стороне Ветхозаветная Троица. Сохранилась сама Троица и Сарра.
Церковь св. Никиты Чурчера – вся роспись яркая, цветная, только на южной стене все однотонно и коричнево. Ну не идет так пожар, останавливаясь рамой. Ангелы огромные, могучие, пронзенные неожиданными лучами света. Исихия – один из вариантов общей христианской мистики 14го века. Параллелизм человеческого сознания.
Еще один мастер из КН уехал выполнять заказ в Грузию: Кир Мануил Евгеник. Чуть позже Феофана. Храма Спаса в месте Цаленджиха. Более цветной, отмоделированы более традиционно белилами (но тоже белый цвет). Лики острые, пронзительные. Удивительные глаза, они у всех персонажей зеленые, производит очень мистическое впечатление.
Храм св. Андрея на Треске, славянская Македония. 1389 г. Крестово-купольный лепестковый (циркульные своды и апсиды, балканской кладки (плинфа с камнем). Алтарь: нет Евхаристии, но есть святители Василий Великий и Иоанн Златоуст вместе с ангелами перед престолом, на котором лежит Младенец Христос. Светительский чин продолжается в апсидах и наверху (поясное изображение). Петр (154) наиболее гармоничен, другие сложные витиеватые, неожиданные углы. Совершенно барочные формы, чтобы передать энергию, интенсивность образа, его экспрессию. Ощущение немного гротескной преувеличенности всего. Повышается монументализм, как и в иконах.
Высоцкий чин в ГТГ. 7 больших икон. Был в Высоцком монастыре 14 века в Серпухове. Его игумен Афанасий Высоцкий. Эпоха Сергия Радонежского. Русское излияние исихазма, без какой-либо ученой философской окраски. Русское монастырское движение конца 14 века привнесло оттенок сердечности, очеловеченности, доброты, милосердия. Рублев из этого круга, он не создал это, он откликнулся на это, но в гениальной форме. Сергий и его ученики исповедовали любовь, милосердие, доброту – это не византийский, конечно, оттенок, а совершенно русский. Они разошлись по всем городам и весям и там основали монастыри. Такое великое монашеское движение. Они проповедовали не аскезу в уединении, а любовь к Богу, людям, терпимость. Книга Федотова «Русская святость». Афанасий был книжный человек и интеллектуал и очень любил Константинополь, ездил туда несколько раз и в конце концов там остался: купил келью и остался в Студийском монастыре. Там заказал этот Высоцкий чин и отправил их на Русь. Все иконы в ГТГ, только Иоанн Предтече попал в Русский музей. Христос – центральная икона константинопольская, но в 16 веке ее сильно подновили и дали большую унифицированность в русском духе. Раньше было больше моделировок. Богородица – тонко-тонко, ее руки сохранили полностью византийскую живопись. 2 архангела, их одеяния цветные имеют голубые прозрачные пробела, чего раньше никогда не было. Как будто собранные воедино разные типы: нежная и лиричная Богородица, праздничные архангелы, мощный Христос, философ-интеллектуал Павел. Интонация победителей, а не академических зануд.
Пименовская Богоматерь из ГТГ, привез из КН митрополит Пимен. 1380е. Был золотой фон (не сохранился). Замечательный колорит в облике – цвет рококо с оттенками розового и салатового. Все на полутонах, прозрачно, плавко.
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Раньше датировался 1405 г. (известно было по летописи). Иконописцы: Прохор с Городца (скорее всего он был самым старшим), Феофан Грек, Андрей Рублев. Тот иконостас сгорел в 16м веке, тогда Иван Грозный велел собрать новый из разных икон: Деисусный и праздничный ряды из икон 14го века. Все иконы местного ряда и находящиеся выше – других времен. Возможно, Деисус из Коломны (неординарно большой, он соответствует ширине собора в Коломне, сам собор не сохранился, сейчас там собор 16го века). Целый ряд ученых считают, что большую часть Деисуса сделал Феофан Грек, а большую часть праздника – Андрей Рублев. Но узнать не возможно. Первый на Руси высокий многоярусный иконостас. Именно эти мастера сочинители высокого русского иконостаса. · Центральная – Христос во славе. Белые ризы были раньше золотыми. Не все белильные отметины на лике сохранились. Не похоже на фрески Спасо-Преображенского собора, но они такого качества, что очень хочется думать, что это он. Не было такого обилия мастеров, которые бы ходили по улицам и конкурировали как во Флоренции. · Богородица – снова уникальный образ. Только Донская Богоматерь как-то с ней корреспондирует. Он светлая, она сияет внутренним излучением. Многосоставная сложная многокрасочная живопись, довольно открытая, в отличие от Донской, где все таинственно и плавко. Это понятно, она же 3х метровая и должна быть ораторской. Внутреннее свечение, сияние образа. Божественный свет может быть внешним наложенным на форму, как здесь тоже есть в виде наложенных движков, а может передаваться внутренним свечение, здесь это тоже есть. Донская Богоматерь. 1380е г. Один из самых лиричных образов, написан так нежно и прозрачно из множества сплавленных нюансов. Но образное содержание – полное озаренное свечение изнутри. Она так совершенно, что можно понять, почему ее считают творением Феофана Грека. Особенный поворот головы, тоненькая хрупкая шея, нежный, удлиненный овал, особая изысканность.
|