КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РавАница.· Вся эта архитектура крестово-купольная, куполов 5. Лепестковый тип, апсиды с арками, длинными лопатками. · Кладка пестрая: белый камень и плинфа. · Выступающие рукава креста, апсиды, выложены особыми декоративными орнаментами: плетенки, растительные формы… Как будто архитектура подчинена красоте декора · Вертикальные тяги доминируют, повышенные барабаны с очень узкими окнами. Росписи · Все многосоставно, фризово. Наверху – праздники, внизу – фигуры воинов в рост – все удлиненно. Между – как нити бус – медальоны со святыми. · Исцеление слепого: опять архитектурный фон. Искусство необыкновенно мягкое, чувствительное с нежными, иногда улыбчивыми лицами, мягкими красками. Тона смягчены, есть некая дымчатость. · Воины тонконогие с «танцевальными» позами, смягченными ликами (такова Пименовская Богоматерь). В них есть какая-то близость нам, они очень человечные. · На опорах – святые воины
РесАве или МанАссия. Живые женские монастыри. С огромными стенами. Это конец существования Сербии, ее последнее дыхание. Краль Лазарь. Такое впечатление, что Сербия делает вид, что ничего страшного не происходит, а ведь происходило, они были первые, кого проглотили турки. Но они пишут богатые изысканные фигуры, искусство хочет быть оптимистичным, но монастыри украшают огромными стенами. Храм св. Троицы. Все пятикупольные и у всех очень высокие барабаны, прямо свечи возносятся вверх. Храмы узкие и очень высокие. Манассия каменной кладки, хорошо отесанные блоки мраморов разных оттенков. Внутри тоже необыкновенная вытянутость вверх узкого пространства. Какой-то пространственный полет. Роспись опять фризами: · Евхаристия, пояс фигур в медальонах и внизу фигуры святителей в рост. Маленькие головы, огромные светящиеся фигуры на голубых фонах. Необыкновенная рафинированность, изысканность. Такого нет ни в КН, нигде на Балканах. · Воины тоже тонконогие, грациозные. Красивые одежды, возможно, они исторически натуральные, но они очень колористически разнообразные. Это предсмертная песнь, но есть в этом что-то щеголеватое. · По сторонам от западного входа стоят пророки с большими свитками с именами праведников. Золотые ленты на фреска вызолочено золотом. Никогда такого не было. · Над западной дверью – «души праведных в руке Божией». Тематика страшного суда. На грани сентиментального. Так играет с судьбой Сербия в конце своего пути. Не знаем, было ли такое искусство в Византии, не сохранилось материала. Может, это узкое местное произрастание под влиянием их последнего князя, бывшего достаточно горделивым, а может и более широкий византийский росток, который был, но не выжил.
Каленич. Тоже женский монастырь. Церковь Введения во Храм. Один купол с высоким барабаном. Над нартексом еще один купол, спрятанные в граненном объеме. Еще более нарядно, чем предыдущие храмы. Много красного кирпичного. Много вставленных мотивов. Много раз повторяется круг. Даже на западной стене – профильное круглое окно. Дальше этого в декорации идти некуда, это уже почти торт, но еще не антиархитектурно. Очень нарядно и развлекательно, как литературность в живописи. Раньше нужно было, чтобы человек сосредоточился на внутреннем, а теперь, чтобы ему не было скучно. Внутри фризы по вогнутым поверхностям Тоже лепестковый храм · Лица привлекательные, миловидные, привлекательные. Есть некая тихая скромность. Но раньше это было немыслимо. Добрые, с мягкими взглядами. · Перепись населения в Вифлиееме, та же композиция, что и в Кахрие Джами. Переписчик весь пронизан счастьем, Ирод улыбается. Удивительный акцент – тоже один из концов византийской ментальности.
|