КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство первой половины 15го векаНе дает сильных крупных явлений. Это продолжение тем 14го века. Причем это искусство в основном камерное. Но есть одно особенное явление на Балканах. Маленькое Благовещание из ГТГ. Лежит в витрине. Очень изысканная, прямо куртуазная: на фоне весьма богатой и пространственной архитектуры развертывается сценка. Архитектура очень иллюзионистична и напоминает Кахрие Джами, Иваново. В ГТГ обозначается как русская работа конца 14-начала 15го века.
Икона св. Анастасии из ГЭ. Поясная, храмовая из какого-то византийского храма. Здесь Анастасия мученица и врачевательница: крест и сосуд в руках. Очень необычная по расцветке: нижнее одеяние и чепец морковного цвета и салатового цвета плащ. Все одеяния расчерчены тоненькими белыми ниточками – вместо прежних пробелов. Она идеальна, отстраненно идеальна, обращение к классическому миру Кахрие Джами.
МистрА, монастырь Пантаноса. Посвящен Богородице. Сильно украшенная декорацией восточной части. Вся декорация греческая, но очень уж обильная. Храм купольный, но это базилика. Росписей много, многофигурные, крупных нет. Нет сдержанности колорита – все цвета жизни. Все моделировки положены очень аккуратно, по принципу классического искусства, позы разнообразны, фигуры жестикулируют. Главный свод – Вознесение, остальные по две композиции на свод. На сводах рукавов креста: · Сценки, связанные с сюжетом Рождества. Очень много всего, литературно, много, обильное повествование, вместо строгой композиции прошлых эпох. Цветные пробела. · Воскрешение Лазаря: опять очень повествовательно, жанрово, толпы учеников, свидетелей, и скалы, и город… Формы изящные, изысканные. · Вход Господень в Иерусалим. Видели и в Перевлепте. Здесь не просто город, целая топография с домами, балконами, башнями. Панорамно, очень картинно, сценично. Очень напоминает некоторые итальянские композиции 14го века, например, в Сиенне (только там с итальянской перспективой и т.д.). Общие вкусы, это уже Византия из Сиены берет, а не наоборот. Зарисовки, рассказы. Позы, жесты, ракурсы, движения. Приближается уже к реалистическому движению толпы и людей в пространстве.
Распятие из Кремля. Первая половина 15го века. Тоже целый сценарий: трое распятых и много сцен, окружающих это явление. Справа: радующаяся группа иудеев во главе с первосвященником. Ангелы у отверстой крышки гроба. Изящная, мелкая. Качественная и камерное. Нет масштаба, есть личное вслушивание
Икона св. Пантелиимона из ГМИИ. Перв. пол. 15 в. Киноварный плащ был весь прочерчен тоненькими белыми нитями как у Анастасии (их следы видны). Облик нестандартный: тонкая шейка, много неправильного, черты лица перекошены, подчеркнуто скользящий опадающий хрупкий контур. Мелкие неправильные ассиметричные черты, текучая красочная палитра, нечто хрупкое, искажающееся под светом. Пантократор из ГМИИ очень большого размера. Конец византийской истории, около середины 15го века. Образ крупный, импозантный, монументальный, движение к великому византийскому прошлому. Масса мастеров перебирается на Крит, там дальше это искусство будет жить, это уже поствизантийское искусство. Написан очень хорошо, но ремесленно, очень похоже на сегодня. Все внешнее, повторное, но вдохновения нет. Таких икон километры в Афинском византийском музее.
Три похожих храма. Первый – еще конец 14го века. Поздний византийский цветок. Все в Сербии, это имеет название Моравская школа, т.к. располагаются по течению реки Морава (север Сербии). Высокие стены (боялись турок, но не помогло).
|