КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3: Социология ХХ векаЦель:раскрыть содержание основных идей и теорий в социологии ХХ века. Основные понятия по теме: структурный функционализм, социальное действие, социальная система, социальный конфликт, порядок, самореферентная система, мировая система, страны ядра, периферия, полупериферия, внешняя арена, социальная структура,.
Основные теоретические позиции социологии ХХ века являются продолжением подходов, сформировавшихся в более ранний период. Это идеи М. Вебера, Э. Дюркгейма и других социологов, которые мы рассмотрели в предыдущей теме. Среди основных школ в социологии ХХ века стоит отметить структурный функционализм, основополагающие идеи которого были сформулированы еще О.Контом, теорию социального конфликта, а также другие теории. Структурно-функциональные теории – это совокупность научных идей, направленных на изучение общества как социальной системы. Данное направление возникло в США в 40-50 –гг. ХХ века. Большой вклад в развитие структурного функционализма внес американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979). Т.Парсонс поставил перед собой задачу согласовать теорию действия и понятие социальной системы. Т.Парсонс рассматривает социальное действие как детерминированное социальной системой, которое включает в себя отношение между человеком и окружающей его средой (природные элементы, социальные, а также другие люди). В работе «Структура социального действия» Т.Парсонс рассматривает человеческое действие как самоорганизующуюся систему, описывает присущие ей специфические черты:
В трудах «Социальная система», «К общей теории действия» Т.Парсонс продолжает разрабатывать общую модель действия, которая включает в себя: действующее лицо (actor) и ситуационное окружение. Системы действия, по мнению Т.Парсонса, являются открытыми системами, и чтобы продолжать свое существование они должны удовлетворять четырем функционально необходимым условиям: адаптации, целеполагания, интеграции, латентности (сохранности структуры). В системе действия Т.Парсонс выделяет четыре подсистемы: систему организма, выполняющую функцию адаптации; систему личности – функция целеполагания; социальную систему – функция интеграции; систему культуры – функция сохранения структуры, которые делают возможным существование действия и ограничивают пространство выбора. В социальной системе функцию адаптации выполняет экономическая система, целеполагания – политическая система, интеграции – правовые институты и обычаи, функцию сохранения структуры – система социализации. Заметный вклад в развитие структурно-функциональной теории внес Роберт Мертон. Мертон вводит в сферу функционализма отдельного человека, с его мотивацией, различает явные и латентные функции. Льюис Козер использовал методы структурного функционализма для анализа конфликта и социальных изменений. В результате чего в дальнейшем появилась самостоятельная теория социального конфликта. В работе «Функции социального конфликта» порядок и конфликт рассматриваются Л. Козером как равнозначные социальные процессы. Конфликт имеет не только негативные, но и позитивные последствия. Необходимо понять, при каких условиях конфликт имеет позитивные последствия, а при каких негативные. В тех случаях, когда процесс конфликта имеет следствием стабилизацию социальной системы, общества, тогда он определяется как функциональный или позитивный. Соответственно в тех случаях, когда конфликт и его результаты дестабилизируют систему, тогда конфликт определяется как дисфункциональный и негативный. Козер стремится показать, что конфликт может выступать как инструмент формирования и поддержания социальной структуры. Конфликт может восстанавливать групповую идентичность (при межгрупповом конфликте), способствовать сохранению границ между группами и т.д. Проблемы социального конфликта изучал известный немецкий социолог Ральф Дарендорф, полагавший, что основным объектом интереса и причиной социальной нестабильности является не капитал, как у К.Маркса, а власть. С его точки зрения, властью может быть наделено ограниченное количество членов общества, а поскольку власть дает заметные преимущества в получении разного рода выгод от других, она неизбежно является объектом притязаний и борьбы. При этом тот, кто обладает властью, стремится к сохранению положения, а тот, кто ее не имеет, требует ее перераспределения. В результате, по мнению Р.Дарендорфа, общество можно сравнить с полем битвы, на котором сталкиваются постоянно существующие или ситуативно возникающие группы и альянсы, основной целью которых является обладание властью. Р.Дарендорф не отрицает того, что власть выполняет важную интегративную функцию, поддерживая согласованность ценностей и норм. Однако он выделяет некоторые особенности:
Как уже говорилось выше, почти все теории нового времени были созданы на основе подходов сформировавшихся в более ранний период. Одной из теорий неофункционализма можно считать теорию«самореферентных систем» Никласа Лумана. Примерно с середины 70-х гг. все большую известность в мире завоевывает системный подход, разработанный немецким социологом Никласом Луманом. Первоначально Н.Луман писал о системах преимущественно как об открытых. Затем в его рассуждениях появилось понятие самореференции. Самореференция означает, что система все время «ссылается на себя самое», т.е. на соотнесенность элементов (операций) системы друг с другом. Система – это то, что отграничено. Элемент потому и есть элемент, что это элемент в системе. Иными словами, в систему ничто не может проникнуть, не будучи преобразовано ею же так, что станет «системным». Это «пойесис» - не творение из ничего, но производство из наличного материала чего-то иного. Говоря о системах, Н. Луман менее всего имел в виду живые организмы. Он говорил о системах смысловых, т.е. психических и социальных. Элементами психических систем являются, по Н. Луману, мысли; элементами социальных систем – коммуникации. В своих работах Луман выдвигает на передний план категорию времени. Речь идет о рассмотрении элементов системы как событий в системе. Таким событием в социальной системе оказывается элементарная коммуникация. Коммуникация – это неразложимый элемент социальных систем. Коммуникация в системах происходит благодаря кодировке. Важно то, что системы, у Н. Лумана, не ограничены государственными границами. На самом деле речь идет о мировом сообществе, самой охватывающей системе. Более обширной системы нет. Поэтому любая коммуникация – это коммуникация в обществе, это элемент общества. Другое дело, что уровни социального взаимодействия могут быть разными. Взаимодействие присутствующих Н.Луман называет «интеракцией». Взаимодействие, основанное на формальных правилах членства, - «организацией». А общество, по Луману, - это и самая обширная система, которая выступает как горизонт всех возможных коммуникаций. Более подробно социологию ХХ века мы рассмотрим на примере одной из известных концепций – теории мирсистемы Эммануила Валлерстайна. Рассмотрение теории мир системного анализа можно начать с анализа главных постулатов мир системного анализа: 1.Мир-системная перспектива отрицает, что «национальное государство « представляет собой относительно автономное «общество», которое «развивается» во времени. 2. Большая продолжительность – временной коррелят мировой системы, имеющие начало, продолжение и конец. 3. Современная мир-система занимает весь земной шар и является капиталистической мировой экономикой. Э. Валлерстайн, в значительной мере опиравшийся на идеи Ф.Броделя, делает более зримыми отношения взаимозависимости и соподчиненности «внутренних» и «внешних» факторов, которые ранее необоснованно изолировались социологами. В своей теории мир системного анализа Э. Валлерстайн выработал основные характеристики капиталистической мировой экономики: 1. Непрерывное накопление капитала – её движущая сила. 2. Накопление капитала дифференцированно в пространстве в соответствии с разделением по линии центр – периферия. 3. Структурно существует полу периферия. 4. Неоплаченный труд играет большую роль в жизни капиталистической мировой экономики. 5. Капиталистическая мир-система взаимодействует с международной системой. 6. Истоки существующей мировой экономики лежат в 16 веке. 7. Географически она началась в Европе и потом распространилась на весь мир. 8. Отдельные государства бывают гегемонистами. 9. Государства, этнические группы и хозяйства постоянно создаются и воссоздаются. 10. Существуют антисистемные движения, которые одновременно подрывают и поддерживают систему. 11. Расизм и сексизм являются фундаментальными, организующими и дисциплинирующими принципами. 12. Жизнь мир-системы отмечена как циклическими ритмами средней продолжительности, так и длительными вековыми тенденциями. (16) В качестве главных положений анализа глобализации Эммануил Валлерстайн выделяет следующие аспекты: 1. Процесс глобализации происходит одновременно с модернизацией. 2. Глобализация включает в себя систематическое взаимодействие всех индивидуальных связей, которые существуют на планете. 3. Пространство сжалось, временные различия упразднились. Глобальные изменения включают в себя феноменологическую элиминацию пространства и обобщение времени. 4. Обитатели планеты выработали «рефлексивную» ориентацию на мир как единое целое. 5. Универсализм и партикуляризм уже устарели. 6. Риск и доверие расширились глобально. 7. Глобализация – аспект прогрессивной культурализации социальной системы, социальной жизни. Когда речь заходит о глобальной культуре, то нет необходимости лишний раз утверждать, что евро-американский мир навязывает свою культуру остальному миру. Но Э. Валлерстайн иначе интерпретирует глобализацию, он её понимает как создание новой глобальной культуры, как создание нового социального контекста во всех конкретных культурах. Э. Валлерстайн вводит понятие геокультуры, которая обозначается им как система культурных координат, в них и функционирует мир-система. Геокультура задает нормы и ценности, без которых не может существовать ни одна историческая система. В связи с этим можно поставить вопрос: речь идет о нескольких культурах в геокультуре или о разных культурных политиках в ее рамках? Необходимо подчеркнуть в этой связи, что для самого Эммануила Валлерстайна либерализм, консерватизм, радикализм – это не три идеологии, а одна идеологическая семья с консервативным и радикальным направлениями. Различия между национализмом и интернационализмом, универсализмом и партикуляризмом – составные части исторической географии модернизма, постоянные особенности политического и интеллектуального пейзажа капиталистического развития. Тем не менее, постулат о единой системе не упрощает понимания того, что происходит в современном мире. В анализе и описании теории мир-системы важно подчеркнуть что, несмотря на то, что мир-система для Э. Валлерстайна является, прежде всего, экономической системой, он уделяет большое внимание глобальным аспектам культуры и идентичности. Капиталистическая методология сама по себе решает проблему взаимосвязи между культурой и экономикой, исторически связывая их. Капитализм начинается с «экономизации» культуры. Движущей логикой мир системы является накопление капитала. Экономика – центральная часть модерности, а экономический человек – внутренняя сущность рационального субъекта. Капитализм является системой ценностей, деньги объединяют людей в одну общность. Культурные коды, как деньги и товары, включены в циркуляцию капитала. Поэтому культурные формы укоренены в повседневном процессе воспроизводства капитала. В целом, как мы видим, историко-социологические мир системные интерпретации концентрируются главным образом на изучении экономической сферы, часто гипостазируя её роль, и упускают из виду культурные отличия. В некоторых случаях пренебрегают факторами, экономическая детерминированность которых совсем не очевидна. Поэтому мир системный анализ не противоречит цивилизационным подходам в попытке постичь глобальные изменения, а скорее дополняет их. В дискуссии на одну из самых актуальных тем в социологии –«структура-деятельность» этот подход недвусмысленно наделяет исторические системы собственной логикой развития, независимой и довлеющей по отношению к её составляющим на всех уровнях – от индивида до международных образований. Итак, центром мир-системы являются так называемые развитые страны, что делает Валлерстайна уязвимым для критики со стороны антропологов. Речь идёт об игнорировании Э. Валлерстайном в процессе глобализации периферии. Другой объект для критики составляют утверждения Э. Валлерстайна о том, что процессы глобализации охватывают весь мир; о том, что страны периферии не в состоянии оказывать сопротивление странам ядра мир-систем; о том, что постепенно между различными странами стираются культурные различия. Вместе с тем перспектива мир системного подхода состоит в исследовании того, как сообщества, входящие в большие системы, функционируют и защищаются от больших систем.
Методическая разработка активного семинара по теме: «Возможности применения социологических теорий ХХ века к анализу современного казахстанского общества» Цель семинара: выявить основные идеи в современных теориях и научиться применять их к анализу процессов, происходящих в современном Казахстане.
|