Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 1: Социология как наука




 

Цель лекции: сформировать представления о социологии как о сложившейся науке об обществе, в которой существует логически обоснованная система концепций и понятийного аппарата.

 

Основные понятия по теме: предмет науки, объект науки, научное знание, общесоциологические теории, теории среднего уровня, прикладные исследования, методы исследования.

 

Ещё в архаичную эру человека интересовали вопросы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Поэтому уже социальные мыслители древнего Востока, древнего Рима и древней Греции пытались понять человека и общество, в котором он существует. Однако человечеству пришлось пройти сквозь длительную эволюцию, прежде чем социальное знание, знание человека об обществе, аккумулировалось в рамках отдельной науки – социологии.

Становление социологии как самостоятельной научной дисциплины произошло относительно недавно и во многом связано с именем французского ученого, философа - позитивиста Огюста Конта, впервые введшего понятие социологии в своей работе «Курс позитивной философии».

Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах.

Для того чтобы определить объект и предмет социологиикак науки, необходимо уточнить общие понятия объекта и предмета.

Из курса «Философия» вы знаете, что под объектом науки обычно понимается определенная часть окружающего материального и нематериального мира, реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними.

Предмет науки – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки.

Предмет социологии можно обозначить как концептуальную схему социальной реальности, концептуальное (само) осмысление общества, где главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.

Таким образом, социология – это наука, изучающая социальную структуру общества, его элементы, социальные институты, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Место социологии в системе научного знания определено объектом и предметом социологии, и в связи с этим социология имеет много общего с науками социального и гуманитарного направления. К числу родственных для социологии дисциплин мы можем отнести философию, психологию, социальную психологию, экономику, историю, антропологию, социальную антропологию, культурологию, политические науки.

В этой связи возникает вопрос о соотношении гуманитарного и социального знания в социологической науке. Как вы знаете, к гуманитарным дисциплинам относят историю, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки чаще оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами. В отличие от них, социальные науки оперируют формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на качественное, или, как говорят социологи, квантифицированное знание. Таким образом, социальной наукой называется та, что изучает поведение людей в обществе с привлечением эмпирических методов сбора первичной информации, математического аппарата и информационных технологий.

Все это, по всей видимости, позволяет причислить социологию к наукам с двойным статусом, принадлежащим и к социальным и к гуманитарным наукам. Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии. Социологию относят к социальным наукам потому, что это наука о поведении людей как представителей больших социальных групп, о функционировании социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтах. Принадлежность социологии к гуманитарным наукам, обусловлена тем, что социология изучает социокультурную сущность человека.

Таким образом, мы видим, что социология находится на пересечении гуманитарных знаний и социальных наук, занимая центральное место и выполняя интегративную функцию по отношению ко всем другим социальным и гуманитарным наукам.

Социологию как науку, имеющую свою историю, можно представить в виде исторической череды концепций и теорий, осмысливающих общество в различные исторические эпохи.

Так, из истории мировой социологии известно, что одинаково весомый вклад в развитие внесли как направления, ориентирующиеся на так называемый сциентизм (количественная методология, операционализация понятий, эмпирическая проверка гипотез, измерение и т.п.), так и направления, ориентирующиеся на гуманизм (признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания, подчеркивание главенствующей роли ценностей и духовного начала, экзистенциальности бытия человека и т.д.).

Социология, возникнув много позже других наук, вбирает в себя понятия и конкретные результаты, статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории. Из философии в социологию были привнесены такие категории как общество, человек, ценности, индивид, прогресс, развитие, и др. Из сферы театральной жизни пришло ключевое понятие «роль», из юриспруденции – «статус». Но у социологов есть и свой, собственный аппарат – социализация, девиантность, делинквентное поведение, интеракция, со временем этих категорий становится больше.

Итак, социология всегда исследовала отдельных индивидов, различные социальные группы, общество в целом, мировое или глобальное сообщество. В то же время в разные эпохи в социологии внимание уделялось то одним, то другим социальным единицам. Поэтому историю социологии можно представить как смену парадигм или циркуляцию макросоциологического (акцент на обществе и других крупных социальных образованиях) и микросоциологического (основной предмет анализа – индивид) подходов.

Среди макросоциологических теорий лидирующее положение принадлежит школе структурного функционализма. Функционализм с его акцентом на натуралистический подход к описанию и системные качества общества, с его попыткой перечислить все необходимые условия, обеспечивающие равновесие и "порядок" социальной системы, все составляющие ее элементы и механизмы интеграции, в свое время находил широкую поддержку, как в академических, так и в политических кругах.

Наиболее полно основы функционализма сформулировал Толкотт Парсонс (1902 - 1979). Он стремился обосновать центральную идею своего социального учения - идею "социального порядка", в котором над конфликтом доминирует согласие. Парсонсом была предложена теоретическая схема, в центре которой находится процесс взаимодействия социальных систем, окрашенных личностными характеристиками и ограниченных культурой.

Другой важной школой на макросоциологическом уровне выступает неоэволюционизм. Неоэволюционистские теории в большинстве своем пытаются совместить характерную для структурного функционализма идею системности с идеей развития. Здесь также «пионером» является американский социолог Т. Парсонс. Именно он выдвинул предположение о том, что все действующие системы, если им удается выжить, сталкиваются с четырьмя важными проблемами:

1) обеспечение получения ресурсов из окружающей среды и их распределение (функция адаптации);

2) мобилизовать ресурсы для достижения определенных целей и установить приоритет между целями (функция целедостижения);

3) осуществление координации и регулирования отношений внутри системы (функция интеграции);

4) осуществлять выработку у составляющих систему индивидов мотивации, обеспечивающей соответствие их деятельности целям системы и снятие напряжений (функция поддержания социального порядка).

По сей день эта схема Парсонса, известная среди социологов как «AGIL», пользуется успехом и вниманием в силу ее эвристических возможностей.

Третий «кит» макросоциологии - теория социальных изменений. Одним из первых сконструировать модель социального изменения в традициях структурно - функционального анализа попытался английский социолог Роберт Мертон (1910-2001), находящийся под сильным влиянием идей П. Сорокина и Т. Парсонса. Отказавшись от создания общей социологической теории, он предложил систему множественных моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных систем и общностей. Наряду с понятием функции Мертон ввел понятие "дисфункция", что означало отклонения системы от нормального порядка функционирования - для восстановления которой требуется создание новых структур и механизмов.

Другая важная теория - теория социального конфликта. На основе критики теорий Толкота Парсонса, которого обвиняли в чрезмерном акцентировании внимания на поддержании социального порядка и консенсуса, во второй половине 20 века стали формироваться многочисленные теории социальных конфликтов. У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог Чарлз Райт Миллс. Опираясь на идеи К.Маркса, Т. Веблена, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что любой макросоциологический анализ чего - то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.

Другую попытку обосновать основные положения теории социального конфликта попытался германский социолог Ральф Дарендорф. Согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов становится так называемый "политический человек", а поскольку одно изменение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты постоянно присутствуют в жизни любого общества. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявлений различных человеческих страстей.

Еще одна теория - теория структурализма, родиной которого стала Франция. Структурализм это влиятельное направление, представленное такими видными социологами, как М. Фуко, К. Леви - Строс и др. Структуралистский подход к социальной реальности состоит в акцентировании наличия во всех человеческих проявлениях - общественных институтах, культурном творчестве, и т.д. - неизменных и недоступных эмпирическому исследованию структур, которые управляют процессами их функционирования и развития.

Следующий «этаж» в теории социологи – микросоциология. Ряд социологов были не удовлетворены структурно - функционалистскими и структуралистскими теориями, пренебрегающими

изучением особенностей человека и его деятельности. Поэтому они занялись разработкой теорий, ориентированных на выяснение роли конкретных межчеловеческих взаимодействий в создании и функционировании структур социального мира.

Одной из важнейших теорий макросоциологии выступает теория социального обмена Джорджа Хоманса и Питера Блау. Здесь, в противоположность структурному функционализму, исходят из примата человека, а не системы. Свою критику структурного функционализма микросоциологи пытаются строить с позиций психологизма. Исходным положением теории социального обмена П. Блау является то, что людям необходимы многообразные виды социальных вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди, как указывает Блау, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут социально вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, и т.п., а также практическая помощь.

Популярной микросоциологической теорией является теория символического интеракционизма. «Отцами» символического интеракционизма стали Д. Г. Мид, Г.Блумер, А.Роуз, Г.Стоун, А.Стросс и др. В своих теоретических построениях они делают главный акцент на теоретической или предметной сторону коммуникации, особенно на роли языка в формировании сознания, человеческого Я и общества. Характерными чертами символического интеракционизма являются его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий), и, во - вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

Ещё один микросоциологический подход - феноменологическая социология. В 60 - х гг. 20 века среди социологов Запада резко повысился интерес к работам немецкого философа феноменологического направления Э. Гуссерля и соответственно известное развитие получила так называемая феноменологическая социология.

Большое влияние на развитие этой дисциплины оказали труды австрийского философа А. Шюца. В центре внимания Шюца находится проблема "интерсубъективности", т.е. то, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире. Каждый человек, пишет Шюц, обладает уникальной биографией и воспринимает мир по - своему. Однако это не исключает "взаимности перспектив", благодаря существованию которой становится возможным взаимодействие людей друг с другом. Человек, согласно Шюцу, воспринимает внешний мир - вещи, события - как типы. Представителями типов являются и люди. Однако воспринимаются они с различной степенью анонимности. Поэтому наиболее важной для понимания человеком окружающего мира является такая категория индивидов, как "сотоварищи".

Третий «этаж» социологии составляют эмпирический уровень, включающий сбор многочисленных фактов посредством методов сбора первичной информации.

В свою очередь общесоциологические теории и эмпирические исследования неразрывно связаны между собой теориями среднего уровня. Понятие «теории среднего уровня» ведено в научный оборот американским социологом Р. Мертоном. Теории среднего уровня относительно самостоятельны, они имеют промежуточное положение между теориями макроуровня и микроуровня. Их введение делало возможным создание прочной и удобной теоретической основы для исследования конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур.

Итак, как вы видите, уровни социологического знания представлены следующими элементами. Научная картина мира - совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих реальность, которая изучается наукой. Общая теория – совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория – логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших эмпирическое подтверждение на основе фундаментального исследования.

Эмпирическое исследование – фундаментальное исследование, проведенное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на подтверждение частной теории.

Прикладное исследование – оперативное исследование, проведенное на одном объекте в короткие сроки с целью социальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процесса) и подготовка практических рекомендаций.

К числу особенностей социологической науки следует отнести то, что она оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни. Отягощенные ошибочными мнениями, предрассудками, ложными стереотипами люди во многих случаях превратно толкуют социальные явления. Именно поэтому так важно отделить обыденное знание от научного. Для этого дадим характеристику различных методов и источников получения (формирования) знания об окружающей нас физической и социальной действительности.

Интуиция – вспышка проницательности (истинной или ложной), источник появления которой невозможно точно объяснить и идентифицировать. Служит основой для многих важных гипотез.

Опора на научные авторитеты. Все накопленные нами знания слишком объемны и расплывчаты, в этой связи необходимы ориентиры и основные положения, принимается на веру то, что собрано и обработано в отдельных областях знания специалистами, считающимися авторитетами. Из курса философии вы знаете о различении сакрального и светского авторитетов.

Традиция – один из самых убедительных источников получения и передачи знания, аккумулирует мудрость веков. В задачи социологии входит выделение из традиций, настоящего, истинного и отметание всего устаревшего, являющегося преградой на пути исследования общества.

Общественный здравый смысл – совокупность преимущественно правильных суждений о практической жизни людей, состоящих из неких норм и принципов, регулирующих наше поведение, помогающих приспособиться к действительности.

Научное знание в социологии основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут быть подвергнуты критике, опровергнуты на опытных данных и соответствовать определенному этапу развития человеческой мысли.

Итак, социологическая наука имеет свой объект и предмет исследования. Наличие общего с гуманитарными и социальными науками объекта исследования, делает социологию наукой обладающей двойным статусом. Социология тесно взаимодействует с такими науками как психология, история, экономика, политические науки, этнография.

Формирование научного социологического знания происходило на протяжении длительного периода времени, и шло по схеме «от простого к сложному», опираясь изначально на традиции общественный здравый смысл к ссылке на научное знание. В целом структура социологической науки представляет собой систему состоящую из трех уровней: макросоциологического, микросоциологического и теорий среднего уровня.

В заключение отметим, что в современном обществе, в отличие от традиционного, экономические отношения теряют свое центральное положение, их место постепенно занимают культурные и социально-политические факторы. Конечно, современный тип общества, более чем какой – либо другой, определен экономическим ростом, но следует иметь в виду, что постоянная растущая социальная и географическая мобильность, массовое распространение пропаганды и информации, более широкое политическое участие оказывают сильнейшее воздействие на общество, его структуры и институты.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты