КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доказательства закона. «Я не любила с давних дней, чтобы меня жалели» – писала Анна Ахматова, прославившаяся не только как великая поэтесса
«Я не любила с давних дней, чтобы меня жалели...» – писала Анна Ахматова, прославившаяся не только как великая поэтесса, но и как удивительно сильная личность, которая была способна с достоинством пережить жизненные невзгоды. Эта фраза могла бы стать девизом многих великих людей, щедрых на жалость к более слабым, но никогда не допускавшим жалость по отношению к себе. История раз за разом примерами жизни настоящих лидеров доказывает нам правильность этого закона. Так, например, молодой Петр I, проиграв азовское сражение, не допускал, чтобы его приближенные жалели его, а также не терпел излишней пренебрежительности к своим врагам. Рассказывают, что однажды его дядька Василий Котов, считая своим прямым долгом приободрить мрачного царя, начал «хулить и бесславить татар, дескать, нехристи они темные, оттого им нечистая сила и помогает». Однако царь только больше разгневался. По мнению Петра, «только старых да малых жалостью унижают, а меня жалеть не смей!» Сама мысль, что он может вызвать у кого-то жалость, была для молодого царя невыносима настолько. что «толком от поражения не отдохнув, начал готовиться к новой войне за Азов», которую он, как известно, выиграл. Настолько же отрицательно относился к жалости и один из «титанов Возрождения» – знаменитый скульптор и художник Микеланжело Буонаротти. Он считался одним из лучших мастеров росписи, так что не удивительно, что именно его пригласили расписывать большую Сикстинскую капеллу в Ватикане, где им были расписаны свод и алтарная стена. На этой поистине грандиозной работе он, по его собственным словам, потерял последнее здоровье и расположение друзей, так как у него просто не оставалось свободного времени на какие-либо развлечения и отдых. Однако попытки проявить к гению жалость нередко заканчивались для его друзей дуэлями с Буонаротти. Сам он предпочитал не жаловаться на судьбу, не всегда благосклонную к нему, а саркастично смеяться – и над ней, и над недругами, и даже над самим собой. Вот что он говорил по этому поводу в своих заметках: «То, что у да Винчи (они были постоянными соперниками в творчестве и жизни) вызывает депрессию, у меня вызывает хохот. Так кто из нас равен Богу?» Долгое время считалось, что человек достоин жалости исключительно на смертном одре, когда «ни изменить своих ошибок, ни совершить новых», как говорил Марк Твен, он уже не в состоянии. Поэтому только на похоронах разрешалось плакать по всем несчастьям, выпавшим человеку за жизнь. Но пока человек жив, жалеть его означало заранее оплакивать. Вот почему та же переписка Ивана IV Грозного с Курбским носит оттенок взаимной жалости, заметно смешанной с глубоким презрением. Для примера можно вспомнить и взаимоотношения юного Павла I со своей венценосной матерью Екатериной II Великой, которая не скрывала своей царственной жалости к нелюбимому сыну и демонстрировала это даже на глазах у всего двора. В результате мальчик, воспитанный с гнетущим его комплексом неполноценности, не чувствовал к матери и ее делам ничего, кроме глубокой ненависти. Таким образом, исторические факты доказывают нам правильность восприятия жалости как пренебрежения к человеку. Не потому ли дети так стремятся выйти из-под опеки родителей, что жалость по отношению к ним задевает их и, возможно, даже унижает. Особенно жалость матери к сыну. Кроме того, в человеческом сознании глубоко укоренилась мысль, что тот, «кто жалости достоин», никогда не сможет достигнуть высот жизненного успеха. Так, например, Владимир Мономах, создавая свои «Законы земли Русской», причислял к таким людям – «болезных, убогих, сирот, нищих и разума лишенных». Неудивительно, что, если проявление жалости допускается исключительно к этим группам людей, ни один нормальный человек не пожелает испытать жалость окружающих на себе. История сохранила для нас историю гибели одного из известнейших пиратов XVI века, по кличке Злой Рок. Он считался самым удачливым флибустьером Тихого океана и наводил ужас на торговые корабли таких стран, как Нидерланды, Италия, Португалия, Великобритания. Поймать его считалось делом чести каждого морского офицера. Однако судьба была благосклонна к нему и очень долгое время никто не мог похвастаться, что лично скрещивал шпагу с известным пиратом. Но фортуна, как известно, капризна, и однажды флотилию Злого Рока окружила английская эскадра. В бою пират потерял два из трех своих кораблей. Последний, на котором и находился Злой Рок, взяли на абордаж. Капитан Моргент, командовавший эскадрой, повелел взять знаменитого пирата живьем. Команда сделала все возможное, чтобы выполнить приказ. Но Злой Рок дрался, как зверь, и уложил многих из команды Моргента, а сам был тяжело ранен в ходе боя. Его окружили трое оставшихся живых офицеров, и Моргент лично приставил ему шпагу к горлу. «Вы арестованы, сударь, – сказал капитан, – я дарую вам жизнь, ибо недостойно офицера убивать более слабого». Однако «благородный» поступок Моргента не был оценен Злым Роком. «Вы можете победить меня, – сказал он, – но я не позволю вам испытывать ко мне жалость!» И с этими словами он рванулся навстречу шпаге, пронзив себе горло. Предводитель пиратов предпочел смерть жалости врага.
|