КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе
Проектирование и дальнейшее воплощение в жизнь костюма, отвечающего всем требованиям, предъявляемым к современной одежде, связано, в первую очередь, с подготовкой специалистов-дизайнеров, способных грамотно и творчески решать профессиональные задачи. Поэтому будущие специалисты-дизайнеры должны овладеть навыками художественного проектирования костюма, ориентироваться в вопросах стиля и моды, принципах творческой деятельности ведущих Домов мод, студий, дизайнерских бюро. Перед дизайнером одежды стоит сложнейшая задача создания костюма не только с позиций утилитарности и комфортности, но и с позиции понимания костюма как художественной единицы, несущей в жизнь образность, выразительность, авторскую индивидуальность создателя. Воплощению этой задачи в жизнь способствует в рамках учебного заведения предмет «Художественное проектирование костюма». Специфика данной дисциплины, как и всего дизайна костюма, заключается в том, что объектом творческого проектирования является человек. Художественное проектирование — это создание и разработка концепции несуществующего объекта с определенными, заданными свойствами. «... Будучи технически грамотным, дизайнер не подменяет конструктора, не дублирует его работу. Дизайнер в своей работе ... идет от прообраза целостного продукта к техническим условиям его осуществления. ...В дизайнерском проектировании сочетаются знания и фантазия, интуиция и расчёт, наука и искусство, талант и мастерство. Основной «этап» дизайнерского проектирования протекает в сознании дизайнера. Внешние организационные этапы дизайнерского проектирования нельзя выдавать за его методы. Каковы же этапы? 1. Возникновение идеи предмета: а) дизайнер чутко улавливает потребности, которые вкладываются в обществе. Они становятся его личными потребностями; б) он ищет образ предмета этой потребности с учетом существующих проектных идей, техники, технологии, экономики производства, достижений художественной культуры, в том числе архитектуры, живописи и скульптуры; в) создает в воображении прообраз будущего предмета и исполняет его предварительные графические изображения, объемные модели, описание облика, способа практического пользования. 2. Проверка инженером технической самостоятельности замысла и осуществления перехода от общей технической идеи к конструкции данного предмета. 3. После создания конструкции могут потребоваться изменения функциональных параметров и облика предмета, намеченных в первоначальном замысле дизайнера. Он вносит свои коррективы в конструкцию с учетом реальных технических возможностей. 4. Совместная работа дизайнера и инженера по конструктивно-технической и эстетической «доработке» образа» [13]. Такова схема этапов проектирования по Кантору. Дизайнер одежды в современных условиях способен спроектировать и создать костюм без участия в творческом процессе других специалистов, так как сам владеет навыками, знаниями и умениями для изготовления конкретного костюма. Так зачастую работают дизайнеры в маленьких авторских лабораториях и студиях. Результатом их творчества является экспериментальная модель или опытный образец. Если же проектные задачи осуществляются в условиях промышленного производства, то дизайнер костюма работает в содружестве с конструктором и технологом, выпуская из стен своего производства готовый промышленный образец. Проектирование костюма — создание нового образца костюма или отдельного предмета одежды с определенными, заданными свойствами, которые вытекают из переосмысления и переработки дизайнером потребностей человека и общества. Проектирование костюма включает в себя этапы исследования, эскизирования, макетирования, конструирования, моделирования и создания образцов изделий.
Дизайн — вид проектной деятельности, связанный с новым видом культуры — проектной культурой. Структура новой проектной деятельности объединяет в себе три самостоятельные группы составляющих элементов дизайна: — объект дизайн-деятельности: дизайн-проект и дизайн-продукт; — субъект дизайн-деятельности: дизайнер и потребитель продукта деятельности дизайнера; — среда дизайн-деятельности: различные комплексы и системы деятельности. К объектам дизайнерской деятельности относятся различные промышленные изделия предметной среды, элементы среды, например, городской, зрительная информация и др. Костюм — это тоже объект дизайна, который является частью предметной среды. Объект дизайна — это, как правило, вещь утилитарного направления, несущая в себе множество различных функций, в том числе и эстетическую. Дизайнер, по сути своей, создает новый предметный мир. Искусство отображает этот мир. Дизайн всегда направлен на совершенствование уже существующего предметного мира, удовлетворение сиюминутных и глобальных потребностей человека в соответствии с изменением образа и стиля жизни общества, отражающего новые функции и качество предметного мира, изменяющегося под влиянием прогресса. Дизайн одежды — это создание новых видов, предметов, образов одежды, в соответствии с изменившимися образами нового мира. Он не имеет ничего общего с «украшательством» традиционного предметного мира форм. Дизайн костюма является художественным проектированием, но не художественным оформлением одежды. Это принципиальная разница становится еще виднее при анализе форм существования современного искусства. В некоторых работах и учебниках по дизайну современные авторы отводят дизайну костюма роль объекта прикладного искусства. В таких работах костюм сравнивается с гобеленами, украшениями и прочими произведениями прикладного искусства. Все эти вещи, помимо своей практической функции, несут и эстетическую направленность. Это дает право отнести костюм к продукту прикладного искусства, так как произведением этого вида искусства считается предмет, объединяющий в себе материальные, практические и художественно-эстетические функции. На первый взгляд, костюм, несущий в себе художественные достоинства, является произведением прикладного искусства. Но костюм, являясь объектом дизайна, отвечает новым потребностям и запросам человека, он ориентирован на удовлетворение тех изменений в обществе, которые характеризуют новую среду жизнедеятельности человека. Дизайн создает новые образцы предметной среды существования человека. Искусство же каждый раз по-новому создает еще один, пусть и художественный, уже функционирующий тип изделия, например, гобелена или ковра. Дизайн одежды подразумевает разработку новой формы и конструкции костюма. Отличительной особенностью прикладного искусства является художественное оформление ранее разработанной и созданной инженером формы предмета, например, роспись шкатулки для хранения украшений. Художники-прикладники выполняют иную художественную функцию, чем дизайнеры. Дизайнеры, наделяя утилитарную вещь художественными свойствами и создавая ей новый образ, превращают ее в явление культурной среды и культуры в целом. Так промышленные изделия становятся объектами культуры. Современная промышленность, в том числе легкая и текстильная, становится областью взаимодействия двух ранее противоположных начал, таких как техническая наука и искусство с его эстетическими функциями. Дизайнер костюма, создавая новую одежду, несет в общество новый тип восприятия и отражения действительности. Тем самым дизайнер посредством проектируемой вещи влияет на вкусы и потребности человека и общества в целом. Он, по сути, диктует новый стиль предметного окружения жизни общества. Поэтому дизайнер должен осознавать и нести ответственность за проектирование новой концепции общества, образа жизни и облика человека. Нужно иметь в виду, что «... каждый предмет, и особенно предмет, прошедший дизайнирование, кроме своей прямой утилитарной функции, выполняет еще и воспитательную роль, формируя личность. Поэтому можно дополнить данное выше определение дизайна словами - «основной, хотя и завуалированной, задачей дизайна является формирование личности». Но главную роль в формировании личности играют, несомненно, господствующая в обществе идеология и общепринятые в социуме мировоззренческие постулаты. И одна из причин кризисного сегодняшнего состояния отечественного дизайна — в идеологически-мировоззренческом вакууме. Чем скорее он будет преодолен, тем плодотворнее будет развиваться и наш дизайн»
Костюм является объектом предметной среды, которая окружает человека. Поэтому костюм всегда находится в тесном взаимодействии с другими объектами и субъектами окружающего нас предметного мира. Спецификой проектной деятельности дизайнера одежды является то, что объектом творчества дизайнера служит человек. Костюм неразрывно связан с фигурой человека, ее пластикой и пропорциями. Все, что проектирует дизайнер костюма, создается для человека, для максимального удовлетворения его запросов и пожеланий. Наряду с этим, костюм, будучи частью предметного мира, всегда является отражением культурного, социального и экономического уровня развития человеческого общества. Исторический костюм — красноречивый, яркий пример вышесказанному утверждению. В современном мире через костюм выражается представление об идеальном образе каждого конкретного человека и общества в целом. Посредством костюма человек создает этот образ и стиль, которые соответствуют его новым запросам, он улучшает свою внешность, стремясь к идеалу, признанному в данном обществе, или создает совершенно новый облик, в котором угадываются черты зарождающегося общества новейшего идеала. Главной целью дизайнера костюма на современном этапе является создание образной, стильной одежды, делающей человека счастливым носителем и обладателем таковой. Эта одежда должна улучшать облик человека, подчеркивая и выявляя все достоинства носителя, одновременно с этим вуалируя недостатки внешности. В этом эстетическая функция современной одежды. Дизайнер, создавая новые образцы одежды, обязательно применяет знания и навыки технического плана, удовлетворяя задачи исполнения разработанной им модели в условиях современного производства и сырьевого рынка. Задача промышленной направленности дизайна является одной из ведущих в области разработки одежды для массового потребителя. Дизайнеру необходимо, наряду с эстетической функцией одежды, решить задачу создания одежды функциональной и практичной. Проектируя костюм, дизайнер должен четко представлять его функцию и роль, которую отведут ему потребители в процессе жизнедеятельности. Понимание и анализ разрабатываемой вещи состоит в ответе на вопрос: для чего нужен этот костюм? Какие эксплуатационные условия предполагает его использование потребителем? Например, если проектируется рабочий костюм сварщика, то он, вероятнее всего, будет малообъемным, не свисающим свободными фалдами, не мешающим движению рук. При этом он должен хорошо пропускать воздух, но гасить искры, возникающие в процессе сварки. Очевидно, что проектирование костюма ставит перед дизайнером задачу обязательного учета требований, предъявляемых к современной одежде. Каждый конкретный костюм всегда несет на себе «печать» функционального назначения, для которого он создан. Одежда любого человека, прежде всего, должна быть функциональной. Это требование является одним из условий создания грамотного, продуманного гардероба каждого индивидуального носителя одежды. Функциональность же одежды выдвигает ряд эксплуатационных требований, связанных с безопасностью использования костюма, гигиеническими и эргономическими нормами, устанавливаемыми на данную продукцию. Эргономические требования, предъявляемые к одежде, прежде всего, предусматривают продуманную конструкцию изделия дизайна, в которой человеку было бы легко двигаться и выполнять различные действия, связанные с характером его деятельности. Эргономика одежды ставит перед проектировщиком костюма задачи пространственной организации форм и объемов изделия, максимально удовлетворяющих характеру действий носителя костюма. Очевидно, что эргономика служит взаимодействию между костюмом и человеком, утверждая принципы удобства, приспособленности к человеческому организму и телу, легкости в обращении и использовании костюма. На современном этапе развития общества эргономичность изделий является объективным основанием для оценки качества промышленных изделий. Все эргономические обоснования, выводы и требования в процессе проектирования изделий дизайна классифицируются и учитываются в виде антропометрических, психологических, физиологических и др. рекомендаций. Они становятся основой эргономического проектирования одежды, в результате которого дизайнер разрабатывает модель, отвечающую требованиям эргономики и обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы «человек — предмет — среда». Осуществлению эргономического проектирования помогает эргономический анализ будущего изделия, который проводится на этапе предпроектных исследований. Эргономические требования, предъявляемые к одежде, сильно повысились с наступлением эры новых технологий производства. Этот процесс связан с эволюцией формы костюма под воздействием технического прогресса, например, появление новых растяжимых материалов и волокон, полностью принимающих заданную форму, спровоцировало всплеск дизайна моделей, в которых костюм представляет «вторую кожу» человека, полностью повторяя все изгибы и рельеф человеческого тела. Гигиенические требования к одежде тесно связаны с эргономическими. Они предполагают защиту носителя костюма от воздействий окружающей внешней среды. Воздухопроницаемость, соответствующий стандартам температурный режим, определенный состав химических волокон, не оказывающих вредное влияние на кожу человека и т. д. — все эти требования ставят задачу соответствия современной одежды гигиеническим показателям и нормам. Эксплуатационные требования ставят задачи проектирования комфортной в носке одежды, что предполагает исключение возможности деформации изделия в процессе эксплуатации, рациональное расположение функциональных деталей и элементов костюма, например, застежек, а также нетрудоемкий и несложный уход за изделием (стирка, чистка, утюжка и т. д.). Перед художником-проектировщиком стоят задачи и экономического плана. Экономические требования, предъявляемые к бытовой одежде, зачастую становятся главными при изготовлении изделий в условиях промышленного производства. Цена изделия должна быть такова, чтобы сделать выпуск такой одежды целесообразным, но при этом цена должна быть доступной для той группы потребителей одежды, которой она предназначена. Это сложная задача включает в себя ряд вопросов экономического плана, маркетинга, знания рынка сырья и потребления и др. Дизайнер должен знать продолжительность циклов жизни того или иного вида одежды, подверженность их колебаниям основных модных направлений и т. д. Например, некоторые виды одежды не теряют своей актуальности на протяжении нескольких модных сезонов. Это такие группы, как верхняя одежда, классические костюмы и др. Цена на такие виды одежды может быть определенно высокой. Другие группы одежды, такие как блузки, топы, юбки, брюки и др., как правило, сильно подвержены изменениям моды. Изменяются как силуэт этих изделий, так и еще в большей степени их элементы: воротники, рукава, декор, отделка и т. п. Поэтому они быстро выходят из моды. Стоимость этих изделий сравнительно небольшая, обеспечивающая их сезонную реализацию. Из всего вышесказанного следует, что задачи художественного проектирования костюма вытекают из промышленных, функциональных, экономических требований, предъявляемых к современной одежде. Успешное решение этих задач способствует достижению главной цели дизайна одежды — созданию эстетической, выразительной, стильной одежды, помогающей отразить индивидуальность носителя и соответствующей требованиям модных тенденций.
|