КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2.5.Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Китай План 1. Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг. 2. Гражданская война. Образование Китайской народной республики. 3. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство». 4. Китай на современном этапе развития.
1. Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма. В послевоенное время в Китае создалось новое соотношение политических сил. С одной стороны, выступал патриотический, демократический фронт, возглавляемый КПК, в который кроме рабочих и крестьян (движущие силы фронта) входили в качестве союзников также интеллигенция, мелкая городская буржуазия и национальная (некомпрадорская) буржуазия. Этот фронт ставил перед собой задачи свержения реакционного го-миньдановского режима, освобождения страны от гнета иностранного капитала и построения свободного, независимого и демократического Китая. С другой стороны, реакционный лагерь, возглавляемый верхушкой буржуазно-помещичьей партии гоминьдан, (Гоминьдан – буквально: «Китайская Национальная Народная партия») — консервативная политическая партия материально поддерживаемой и идейно вдохновляемой империализмом, придерживался курса на укрепление антидемократического режима в Китае. Борьба демократического и реакционного лагерей — характерная черта послевоенного Китая. Реакция при военно-политической и материальной поддержке агрессивных кругов США рассчитывала использовать послевоенный Китай в качестве основной базы своего господства на Дальнем Востоке, плацдарма против Советского Союза и национально-освободительного движения в странах Юго-Восточной Азии. Под предлогом «обеспечения сдачи японцев» и их репатриации США после капитуляции Японии содержали в Китае (на декабрь 1945 г.) 113 тыс. американских солдат, моряков и солдат морской пехоты, обучили и вооружили 39 гоминьдановских дивизий, поставляли гоминьдановскому правительству самолеты, военные суда, танки и другие виды вооружения. К июлю 1946 г. количество вооруженных и обученных американцами гоминьдановских дивизий достигло 45, к октябрю 1948 г. — 106. К июлю 1946 г. гоминьдановское правительство, переехавшее к тому времени из Чунцина в Нанкин, располагало армией в 4300 тыс. человек. Опираясь на поддержку США, гоминьдановская реакция развернула гражданскую войну в Китае. Гоминьдановские войска стали наступать на освобожденные районы Китая. Политическая обстановка в Китае во второй половине 1946 и первой половине 1947 г. осложнялась не только подрывной деятельностью внутренней реакции, но и еще более усилившейся интервенцией США. США продолжали оказывать широкую военную помощь гоминьдановским войскам. Активная экспансия американских империалистов в Китае была закреплена подписанием 4 ноября 1946 г. в Нанкине кабального для Китая американо-китайского договора о дружбе, торговле и навигации. 2. Региональная ситуация в Восточной Азии не была стабильной. Причина была в слабости Китая, его неспособности взять на себя самостоятельную международную роль и нежелание выполнять подчинённые функции по покровительством СССР либо США, либо обеих держав вместе. Центральное положение Китая в Восточной Азии делало его ключевым элементом региональной структуры. США придавали огромное значение превращению Китая в дружественное государство, готовое вместе с ними направлять региональное развитие и достаточно сильное, чтобы избавить Вашингтон от бремени военной ответственности в Азии. В руководстве США существовали надежды, что Китайско-американское сближение обеспечит в регионе безопасность и стабильность, не смотря на то, что развёртывание антиколониальной борьбы влекло за собой опасность крупных потрясений. Интересы Советского Союза в Китае были обширны – обеспечение приграничного пояса безопасности за счёт сфер влияния в Монголии и Манчжурии; создание в зоне Порт-Артура и Дайрена плацдарма сдерживания против Японии; укрепление экономической базы советского Дальнего Востока через интенсивное хозяйственное взаимодействие с Манчжурией. Как и США, СССР был заинтересован в дружественном Китае, но не в сильном центральном китайском правительстве. Хотя СССР оказывал помощь китайским коммуниста, Сталин был насторожен активностью КПК. Противостояние КПК и Гоминьдана переросло в гражданскую войну. На протяжение 1946 года продолжались боевые действия, КПК стала одерживать военные успехи. В январе 1949 года представители советского посольства и руководство гоминьдана выработали проект соглашения в соответствии с которым, Китай принимал на себя обязательства: - сохранять нейтралитет в случае любого будущего международного конфликта; - устранить американское влияние в стране; - принять меры для создания базы для сотрудничества с СССР. Терпя поражение за поражением, остатки сил гоминьдана покинули материковую часть Китая и морем эвакуировались на остров Тайвань. 1 октября 1949 года победившие коммунисты провозгласили создание Китайской Народной Республики. 3. Поворотным моментом в истории современного Китая, положившим начало глубоким преобразованиям и перестройке страны, стал III Пленум ЦК КПК II созыва в декабре 1978 года. Была выработана принципиально новая стратегия экономических преобразований и модернизации китайского государства. В идеологическом плане новая стратегия получила развитие в виде доктрины строительства социализма с китайской спецификой». Китай не случайно начал свои преобразования с реформ в сельском хозяйстве. К концу 70-х годов в китайской деревне проживало 80% населения, причем в основной массе беднейших крестьян. Реформаторы отчетливо представляли, что без реформ и подъема в сельском хозяйстве никакие преобразования в экономике и промышленности невозможны. Китайская деревня, окончательно разоренная маоистскими издевательствами — политикой «большого скачка» и «культурной революцией», уже была готова к любым реформам. У китайских лидеров родилась идея восстановления прошлых, вековых принципов заинтересованности крестьян в земельном труде. Величайшая заслуга реформаторов заключалась в том, что они смогли обобщить и распространить на всю страну творчество самих китайских крестьян и опыт прошлого. Крестьянская реформа получила название «подрядной ответственности для каждого крестьянского двора». Крестьянская семья, а не единоличный владелец, становилась распорядителем земли и собственного урожая. Однако необходимо иметь в виду, что крестьяне были вправе распоряжаться выращенной ими продукцией, но они не могли владеть и распоряжаться землей. Отныне крестьяне должны были отдавать государству 20 процентов продукции по твердым ценам, 20 процентов кооперативу за аренду земли. Остальную продукцию они сами могли реализовать на свободном рынке. Возросшие принципы материальной заинтересованности изменили отношение крестьян к труду и дали гигантский стимул развитию сельского хозяйства. Деревня стала преображаться на глазах. Восстановление материальной заинтересованности и раскрепощение личной инициативы дали свои результаты. Реформа стала основой и отправной точкой крестьянской зажиточности. У крестьян стали появляться реальные деньги, которые стали вкладывать в семейное дело. Стали возрождаться и возникать ремесла и народные промыслы. Накопления вкладывались в производственные и торгово-промышленные структуры, названные в Китае волостными поселковыми предприятиями. В то же время реформа освободила значительную часть крестьянского населения, не способного вести хозяйства в условиях рыночной экономики, или не выдержавшей нового экономического ритма. В деревне появились свободные рабочие руки. Высвободившиеся рабочие руки находили применение в волостных поселковых предприятиях, в основе которых лежат принцип частного предпринимательства. Они положили начало своеобразной местной сельской индустрии. Первые поселковые предприятия появились в середине 80-х годов и начинали с производства перерабатывающей продукции сельского хозяйства. За два десятка лет их существования появились крупные объединения типа экспортных концернов сельхозпродукции. Десятки миллионов китайских крестьян вовлекались в несельскохозяйственное производство в деревне. Они производили кирпич, осуществляли ремонтные работы, создавали швейные цехи. Производство цемента, строительных материалов и металлоконструкций, изделий из пластмасс и дерева, посуды, обуви, одежды, всех видов консервов, сухофруктов стало входить в перечень производства поселковых предприятий местной промышленности. Около половины волостных поселковых предприятий имели импортное оборудование, и большинство товаров вывозилось за пределы провинций и за рубеж. Специфика модернизации и реформ в промышленности. Как здесь не вспомнить, что базовые отрасли промышленности Китая создавались Советским Союзом в 50-х и 60-х годах на основе «братской помощи» великому китайскому народу. В эти годы промышленность Китая создавалась на основе технических достижений СССР, его финансовой и экономической помощи. В Китае были построены тысячи заводов и предприятий, составлявшие базовые отрасли промышленности Китая. Китайская индустрия была полностью ориентирована на советское сырье и техническое обеспечение, выпускались точные копии советских автомобилей, станков, самолетов и танков. Не будет преувеличением сказать, что Советский Союз принял участие в формировании основ будущей модернизации страны. Экономическая помощь не исчезла бесследно, она все-таки создала основы для индустриализации страны на первом этапе формирования китайской экономики. Традиции и реформы в современном Китае. В том и состоит «специфика китайского социализма», что она строится на традициях китайского образа жизни, на знакомых каждому китайцу идеях и морали, заложенных в глубокой древности. Мировоззрение китайского народа и его традиции связывают не только идеи конфуцианской морали и порядка в обществе. В Китае сохранились и другие религиозные миропонимания. Их объединяют общие, несмотря на различия, философские принципы жизни, что вполне можно утверждать о единой идеологической системе китайской цивилизации, начиная со времен Конфуция. Многие из этих традиций легли в основу преобразований новейшего времени. Все преобразования, осуществленные «сверху», опирались на традиционное мировоззрение китайского населения и несли отпечаток традиционной культуры Китая, главный принцип которой исходит из примата интересов государства над личными. 4. Вплоть до начала нового века в Китае действовала с 1955 года «система регистрации постоянного населения». Крестьянство оказалось изолированным от городского населения и, согласно законодательству, прикреплялось к земле, постоянному месту жительства. За жителями села закреплялись обязанности работать на земле, обеспечивать город продовольствием, а промышленность — сырьем. Ограничение самодеятельности населения и закрепление экономического неравенства консервировало отсталость деревни, закрепляло за ней средневековые черты. Для крестьян возможности смены сельской регистрации на городскую были сильно ограничены, разве что, получив направление после ВУЗа или сделав карьеру в рамках системы кадровых работников — ганьбу (руководящие кадры среднего и высшего звена партийных и государственных учреждений, общественных организаций, поскольку они "распоряжаются ресурсами и обладают благоприятным социальным статусом»). Во многом это напоминало своеобразную систему крепостного права, сохранившуюся в условиях китайского социализма вплоть до начала XXI века. Закрепление крестьянства как социального слоя с его патриархальными порядками давало возможность государству не участвовать в организации социальной защиты, предоставляя им самим решать многие проблемы. Это была политика, направленная на то, чтобы большая часть населения обеспечивала сама себя продовольствием. Кроме того, регистрация служила барьером, сдерживающим наплыв крестьян в города. В 2000 году на селе было сконцентрировано до 100 миллионов человек избыточной для земледелия рабочей силы. В то же время изоляция крестьянства создавала массу проблем. Система регистрации усиливала социальное неравенство. Горожанам гарантировался более высокий уровень жизни за счет социального обеспечения и льгот. Правительство, осуществляя контроль над ценообразованием, субсидировало горожан через гарантированные цены на продовольственные товары. Городское население превратилось в привилегированный социальный слой. В 1984 году было сделано некоторое послабление крестьянам в выезде их в города, но без права регистрации как городского жителя. К концу 90-х годов обострились отрицательные последствия системы регистрации. В 1992 году крестьяне получили возможность покупать городскую регистрацию. Стать горожанами могли только состоятельные крестьяне. Лишь в 2002 году была отменена сельская прописка и введена единая система регистрации китайских граждан. Таким образом, особенностью китайского пути к социализму является уважительное отношение к национальным традициям и духовному наследию. Новые руководители Китая не собираются разрывать своих связей с древними мыслителями. В условиях, когда страну настигают кризисные явления, как нельзя лучше имеют место ссылки на великую китайскую «Книгу перемен», в которой сказано, что, достигнув предела своего благополучия, Поднебесная вновь должна вступить в полосу временных бедствий. Но новые правители КНР, учитывая диалектическую цикличность развития Китая, не собираются переживать полосу кризисных явлений и принимают попытки к дальнейшим реформам и преобразованиям в целях обеспечения поступательного развития китайской экономики.
|