КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая школа в социологииВ начале ХХ века особенно популярной в социологии стала школа психологическая школа. Одним из её направлений является «психологии толпы». Её творцом является француз Гюстав Лебон (1841–1931). Основные труды: «Психология толпы», «Психология народов и масс». Г. Лебон считал, что принадлежность человека к определенной расе играет очень важную роль в развитии общества. Решающую роль в социальных процессах, по его мнению, играет не разум, а эмоции. Культурные достижения возникают благодаря элите, а не простым людям. Поэтому Г. Лебон выступил против демократии и социального равенства, которые рассматривались как угроза цивилизации и культуре. Развитие промышленности, урбанизация, (рост городов), возрастание роли и влияния СМИ (средств массовой информации) увеличивает роль масс в историческом процессе и не смену эры элит приходит эра масс, эра слепой и стихийной толпы. По Г. Лебону, современная жизнь все больше определяется поведением толпы, представляющей всегда слепую, разрушительную силу. В толпе индивиды (отдельные люди) утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств (т.е. чувств, не подвластных разуму), во власти догматизма, популизма («игры на публику»), нетерпимости, всемогущества, потому что ими управляет закон «духовного единства толпы». Одним из главных представителей психологического направления в социологии был Габриэль Тард (1843–1904 гг.) – французский социолог. Его основной труд – «Законы подражания» (1890г.). В центре исследования стоит индивид, а общество рассматривается как продукт взаимодействия индивидов. Г. Тард стремился освободить социологию от биологизма. Он сравнивал общество с человеческим мозгом. Если общество мозг, то сознание отдельного индивида есть его клетка. Люди постоянно взаимодействуют друг с другом, передавая усвоенные ими цели, верования, убеждения, желания, намерения и так далее. Г. Тард ставил цель – создать науку – социальную коллективную психологию. Эта наука должна изучать взаимодействие индивидов, индивидуальных сознаний, и тем самым выступать в роли фундамента социологии – науки об обществе. Г. Тард создал теорию подражания. Подражание – это процесс повторения различных форм бытия. Подражание приводит к новым открытиям, новым достижениям в духовной жизни, в культуре. Обычаи, мода, симпатии, обучение, воспитание – всё это результаты подражания. Подражание существует только в обществе. Таким образом, движущей силой развития общества является способность людей к подражанию. Г. Тард различал два типа подражания – обычай и моду. В традиционном обществе преобладают обычаи, а в современном – мода. Американский социолог и психолог Чарльз Кули (1864–1929) внёс огромный вклад в психологическое направление в социологии. Он – автор теории «малых групп». Ч. Кули рассматривает общество как единый психологический организм. Этот организм существует как целое благодаря тесному взаимодействию между индивидами, социальными группами, слоями и обществом в целом. В основе взаимодействия между людьми – психическая природа человека, потому что общество не может существовать без психических реакций, чувств, взаимных оценок человека человеком. Основу общества составляют первичные группы – малые группы людей. Они возникают в результате непосредственного общения, взаимодействия. Эти группы отличаются тесными связями между индивидами. Главное в этих группах – постоянные контакты между людьми. В них происходит социализация индивида, то есть, «его вхождение в общество», приобщение к культуре, социальным ценностям. Ч. Кули первым ввёл термин «коммуникация». Коммуникация – это механизм существования и развития человеческих отношений. Большое внимание социологическим проблемам уделял австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1859 – 1939гг.). Он был основателем психоанализа. Одна из основных проблем, которую рассматривал З. Фрейд – конфликт личности и общества. Социальные и моральные нормы, запреты, контроль со стороны общества искажают и подавляют природные потребности человека, его сексуальные влечения. В результате человек страдает неврозами, у него происходит деформация характера, возникает неудовлетворенность, психозы. Вместе с тем, по мнению З. Фрейда, социальные институты и нормы необходимы для выживания человека и всего человечества. Работы З. Фрейда оказали огромное влияние на развитие психологии, социологии, философии, культуры ХХ века. Они и сейчас очень популярны и важны, поскольку помогают понять психологические механизмы конфликта индивида и общества.
|