![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принцип интеграции традиционных и инновационных ценностейИнтеграция традиционного и инновационного — сложный, противоречивый процесс. Педагогические инновации могут рассматриваться как ценность только в том случае, если они гуманистичны, т.е. способствуют развитию индивидуальности школьника, направлены на развитие позитивных отношений педагогов и Учащихся. Под инновацией понимается целенаправленное изменение, которое вносит новые, относительно стабильные элементы в определенную социальную единицу — организацию, общество, сферу деятельности. Исследованием нововведений занимается наука инноватика, которая возникла в 30-е гг. XX в. на Западе как отражение обострившейся в условиях кризиса потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг. Вначале предметом ее изучения были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических нововведений, затем она стала изучать нововведения в различных сферах деятельности. К семидесятым годам инноватика стала сложной, разветвленной отраслью, использующей знание философии и социологии, психологии и культурологии, экономики и других наук. В настоящее время различают следующие виды инноваций, в том числе в образовании: долговременные и кратковременные радикальные и реформистские, авторитарные и либеральные. Однако любая инновация так или иначе взаимосвязана со старыми предшествующими формами деятельности, основана на них. По отношению к предшествующему инновации в образовании делят на замещающие, открывающие, отменяющие и ретронововведения. Например, замена традиционной контрольной работы компьютерной проверкой знаний — заменяющая инновация, а появившийся новый учебный предмет, к примеру «Педагогическая аксиология», — открывающая инновация, создающая новую сферу деятельности. Примером отменяющей, закрывающей инновации может служить отмена домашних заданий, а групповые формы работы на уроке, которые были актуальны в 20-е гг., затем утратили свою актуальность и сейчас вновь ее обрели, рассматриваются как ретронововведения. В настоящее время процесс распространения педагогических инноваций складывается из трех составляющих: целенаправленная государственная, целенаправленная общественная, стихийная. Инновация может носить как теоретическую, так и практическую ориентацию, однако без теоретического обоснования результативность практического нововведения может быть сведена до минимума. Инновация осуществляется легче, если есть преимущество нового по сравнению со старым, если новое совместимо с существующими ценностями и опытом. Задачей педагогической аксиологии является определение значимости нового в образовании в зависимости от изменения ценностей культуры и общества, от психологических особенностей школьников, воспринимающих инновацию и т.п. Движение от новой идеи к новой практике ведет к преобразованию первоначальных идей и опыта. В основе такого преобразования лежат преобладающие ценности педагогического сообщества, т.е. то, что признается важным, полезным, повышает или понижает значимость инновации. В то же время распространение педагогических инноваций нельзя свести к ценностным процессам: интересу, принятию, изменению значимости. Важен также практический аспект — распространение и внедрение инновации. Настоящая ситуация характеризуется открытостью педагогического сообщества инновациям. Однако при этом возникает опасность недопонимания роли классического наследия, исторически сложившихся и выдержавших испытание временем традиционных ценностей обучения и воспитания школьников. Недооценка педагогического наследия, его необоснованная критика могут оказать негативное влияние на развитие ценностных аспектов педагогической теории и практики. Названные принципы являются основой более полного обоснования иерархии ценностей образования, представляющей собой совокупность субъективных ценностей как образцов ориентации сознания и поведения школьников. Логико-структурное построение педагогической аксиологии отражает иерархию ценностей образования. Основу содержания образования составляют знания. Они позволяют индивиду самостоятельно мыслить, выразить себя, ориентироваться в окружающем мире, оставаться человеком. Для любой из множества существующих образовательных систем знание является ценностью и даже при утрате актуальности фактического знания в современной ситуации, характеризующейся стремительным ростом объема информации, знание сохраняет свою образовательную и познавательную ценность, являясь результатом практической деятельности. Поэтому в иерархии образовательных ценностей знание относится к группе доминантных ценностей. К ним относятся также деятельность людей по созданию понятий, схем, образцов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, а также ориентацию в окружающем мире — познавательная деятельность, направленная на духовно-теоретическое освоение человеком окружающего мира. Знания фиксируют результаты этого освоения. Познавательная деятельность — творческая, создающая понятия, образы и концепции, выходящие за рамки познавательных норм. Она не поддается стандартизации и предполагает наличие у ее субъекта познавательной активности. Усилившееся в последнее время внимание ученых к личностному аспекту познавательной деятельности, рассмотрение личностных детерминант познания позволяют отнести к разряду доминантных ценностей ценность общения, без которого невозможна совместная деятельность субъектов образования. Важным инструментом нормативного регулирования отношений субъектов образования, способствующим выработке и согласованию общезначимых схем их взаимодействия, являются стандарты. Стандарт предполагает разработку содержательной характеристики образовательного результата, которая представлена как система показателей и критериев, отражающих существенные связи. Поиск показателей и критериев образовательного результата приводит к понятию «нормы», которая отражает связь общего и особенного в образовании. Стандарт предполагает наличие двух границ: выход за нижнюю границу означает потерю Качества образования, открытость верхней границы обеспечивают духовное становление личности, актуализацию ее личностного потенциала. К группе нормативных ценностей относятся также моральные, нравственные нормы, определяющие деятельность субъектов образования в общем виде и не регламентирующие в деталях поведение человека, а предполагающие наличие у индивида достаточно развитой способности нормировать и регулировать свои поступки самостоятельно, руководствуясь ответственностью. Выделение стимулирующих ценностей основывается на понимании педагогики как технологичной науки, определяющей процесс движения от цели педагогической деятельности к ее результату. Однако оценить результативность педагогической деятельности во многих случаях очень трудно. Хорошо или плохо обучен человек, можно понять много лет спустя, при этом один и тот же человек может быть обучен чему-либо хорошо, а чему-то плохо. Организация процесса обучения как становления мышления учащегося, расположение учебного материала в определенном порядке, обеспечивающем это становление, — основная задача методики. Ценность методики в том, что она, с одной стороны, задает общее основание для преподавания, а с другой — дает свободу учителю, предусматривая различные индивидуальные способы и приемы деятельности, ее вариативность. Как бы ни понималась методика: обобщение опыта; описание образцов деятельности; рефлексия предметной деятельности, ее обоснование, — она задает целесообразный способ преподавания, стимулирующий познавательную деятельность ученика, развитие его чувств, духовности, опираясь при этом на закономерности развития человека и руководствуясь образовательными целями. К данной группе относятся также традиционные и инновационные педагогические технологии и ценности контроля (тесты, экзамены, зачеты и т.п.), ориентированные на создание условий, необходимых для достижения результата — формирование образованной личности. Здесь учитывается определенное противоречие: понятие образованности включает в себя личностные характеристики, с одной стороны, и подразумевает некоторую стандартизацию — с другой. В то же время личностные характеристики трудно поддаются стандартизации. Будем условно рассматривать знания как цель и результат «минимум», а духовность — как цель и результат «максимум». В педагогической практике можно выделить три разновидности образовательного минимума: знание предметных дисциплин, знание ценностное и рефлексивное. Первое лежит в основе предметной картины мира, второе составляет основу ценностной картины мира, третье позволяет осознать себя в мире. Достижение результата в любом виде деятельности возможно на основе определенных технологий. Различные предметные технологии обеспечивают цель-минимум. Однако практически отсутствуют технологии, обеспечивающие ценностное и рефлексивное знание, без которого сложно создать устойчивую основу для реализации цели-максимум — духовного самосовершенствования личности. С одной стороны, это процесс, не поддающийся технологизации, а с другой — никакое знание не может быть усвоено вне рефлексивной деятельности и ценностных ориентации. Поскольку в реальном образовательном процессе цели, технологии их достижения, результаты деятельности неразделимы, стимулирующие ценности рассматриваются как условие и средство формирования познавательной деятельности и активности школьников. Если результаты образования могут быть разными, то процессуальная сторона развития личности, сам механизм приобретения ценностного знания, формирования ценностного отношения и поведения остаются принципиально едиными и направлены на формирование осознанного стремления человека к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. Воспитанию этой потребности как доминантной ценности, осознанию ее общественной и личностной значимости способствуют стимулирующие ценности. Сопутствующими считаются ценности, направленные на качество познания: учебные умения; понимание учеником изучаемых предметов и явлений, являющееся качественной характеристикой результата образования. Доминантные, нормативные, стимулирующие, сопутствующие ценности взаимосвязаны, их иерархическая структура составляет теоретическое основание педагогической аксиологии, способствуя формированию творческой, созидающей деятельности, направленной на создание материальных и духовных ценностей общества. Лекция 10. Основные понятия педагогической аксиологии
|