КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностное сознаниеК числу основных понятий педагогической аксиологии относятся: ценности, ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведение, ценностная установка, ценностная ориентация, образование, воспитание. Ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у него ценностных: сознания, отношения и установок. Ценностные ориентации в целом отражают направленность личности на определенные ценности в деятельности и поведении, а в каждой конкретной ситуации личность руководствуется ценностными сознанием и отношением. Категории «сознание», «отношение», «поведение» изучаются Психологией и философией. Методы формирования общественного сознания, общественного поведения определены педагогикой. Ценности, ценностное сознание, ценностное отношение выступают в качестве предмета специального исследования, т.е. они сами познаются и осмысляются, например изучаются ценностные отношения представителей различных профессий, иерархия ценностей личности, ценностные ориентации разных возрастных групп и т. п. Если на обыденном уровне осуществляется ценностное осмысление человеком его бытия, то на научном — рефлексия этого осмысления. К примеру, на обыденном уровне ценностные ориентации человека формируются, а результаты этого процесса закрепляются в индивидуальном сознании. На научном уровне — изучаются содержание и иерархия ценностей; определяются факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации человека; выявляются условия их формирования; опытно-экспериментальным путем подтверждается или отвергается их эффективность; на основе анализа и обобщения полученных данных выявляются закономерности, определяются методы. В педагогической аксиологии человек и человеческое общество определяются как высшие ценности бытия и носители ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения. Рассмотрим содержание этих понятий, существенных для педагогической аксиологии как относительно самостоятельной области науки, интегрирующей философское, психологическое и педагогическое знание. В философии сознание рассматривается как особый объект, который невозможно исследовать и объяснить обычными способами. Сознание не является биологической субстанцией; оно позволяет человеку осуществлять жизнедеятельность за границами его тела; вступать во взаимодействие с людьми, ценностями культуры, приобщаться к различным видам деятельности без непосредственного контакта. То есть благодаря сознанию человек живет в сфере не только конкретного, но абстрактного. В широком смысле «сознание» трактуется как проблема человеческого бытия и способ отображения проблемности общественных процессов. В более конкретном смысле под сознанием понимаются высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности; способ его отношения к миру и самому себе; единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и собственного бытия. Человек в философии рассматривается как носитель сознания. Целью человеческой жизни является созидание собственного сознания, т.е. осознания себя в мире. Сознание представляет собой предельную ценность. Категория «сознание» (от лат. — знать, быть осведомленным) используется для обозначения духа, сознающего себя в отличие от бессознательного или подсознательного. Различаются общественное сознание и сознание индивида. Под общественным сознанием понимаются духовный результат развития общества, выражение его экономического, политического, социального бытия. Сознание индивида представляет собой его внутренний духовный мир, оно, кроме того, фиксирует социальную связь в самом индивиде (со-знание — совместное знание, разделенное с другими). Сознание конкретного индивида отражает не только материальные, но и духовные объекты. Человек не просто чувствует красоту, он осознает, открывает красоту в мире и само чувство красоты. Таким образом человек открывает для себя добро, справедливость, любовь — общечеловеческие ценности, существующие в над индивидуальной духовной реальности. И ценностные явления для человеческого сознания так же реальны, как и явления материального мира. Действительно, мир не является для человека суммой объективных качеств, он открывается человеческому сознанию как мир духовных ценностей, идеалов, симпатий и антипатий. По замечанию философа Э.В.Ильенкова, духовные явления любого уровня нигде кроме как в голове конкретного индивида, реально существовать не могут. При этом они всегда базируются на определенных психических актах и эмоциональных состояниях. В связи с этим выделяется эмотивная часть сознания, в которой сконцентрированы ценностно-познавательные, духовно-эмоциональные процессы. Если объективно-познавательная (истинностная) деятельность сознания позволяет адекватно выявлять причинно-следственные зависимости, понимать мир и самих себя в нем, вооружает средствами достижения целей и идеалов, то субъективно-эмоциональная деятельность сознания концентрирует в себе гуманистические идеалы, цели, мотивы, побуждения. Основой развития и совершенствования субъективно-эмоциональной стороны сознания является ценностное знание, определяющее позицию и поведение человека. На его основе формируется отношение человека к миру, людям, самому себе. В субъективно-эмоциональной стороже сознания находят отражение эмоции человека, «выполняющие функции регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» (А.Н.Леонтьев). Из элементов общественного и индивидуального сознания складывается мировоззрение — концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. Мировоззрение является высшим уровнем самосознания человека, оно представляет собой рефлексивное понимание своей жизни, рассматриваемой во взаимосвязи с взглядами, ценностями идеалами других людей. Исторически сложились следующие типы мировоззрения. Мифологическое мировоззрение, в основе которого лежит не знание, а слепое доверие (доверчивое сознание). Мифологическое мировоззрение является чувственно-эмоциональным отражением действительности. Мифологическая картина всегда ситуативна, привязана к конкретному моменту. Она не может проецироваться в прошлое или будущее, искажает действительность. Религиозное мировоззрение отражает единство чувственного сознания со сверхчувственным. Его основанием являются вера, молитва, откровение. В религиозном мировоззрении разделяются мир реальный и нереальный, земное и внеземное бытие человека. Доминирующую роль здесь играют религиозные принципы, следование которым является смыслом земной жизни человека. Идеологическое мировоззрение отражает общие для определенной группы людей значения, смыслы. В основе идеологического мировоззрения лежат не доверие и вера, а идея, на основе которой формируется система взглядов и отношений человека. Идея, как миф, может иметь привлекательную форму, однако при перенесении в определенную ситуацию она способна давать искаженное отражение реальности. В идеологическом мировоззрении прослеживается тенденция рационализации всех сфер жизни общества; оно отражает должное как реальное, идеальное как природное. Осознание людьми, живущими в ядерном веке, опасности уничтожения всего человечества, разрушительных последствий надвигающейся экологической катастрофы привело к необходимости поиска нового типа мировоззрения, основой которого является система ценностей, значимых для всех существующих религий и идеологий. Сами ценности при этом понимаются как непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к окружающей действительности: к культуре, обществу, природе, самому себе с позиции всеобщего блага. Такое всечеловеческое единство ценностей позволит разрешать возникающие противоречия не путем войн, насилия, а посредством позитивного диалога различных религий, идеологий, культур. Ценностное сознание как форма отражения и проектирования реальной жизни людей, их устремлений в будущее с учетом родового опыта и переживаемой индивидом личной судьбы с позиции всеобщего блага является основой нового типа мировоззрения. Сознание — не только отражение того, что есть, но и мысленное построение своих действий и их результатов (идеальных образов), которых нет. Сознание ценностно по своей природе, а его ядром являются знания и представления о ценностях. Индивидуальное сознание социально детерминировано общественно-политическими, материально-практическими, познавательными, нравственными, эстетическими ценностями, функционирующими в культуре и социуме. В психологии развитие сознания ребенка связывают с его психическим развитием. Основным содержанием психического развития ребенка является все более глубокое, активное отражение действительности. Оно требует напряжения внутренней эмоциональной жизни ребенка. Динамика личностного развития ребенка отражает следующие моменты: ребенок в процессе обучения и воспитания овладевает содержанием культуры; он осваивает мир в деятельности и общении, преобразует его; преобразуя действительность, ребенок изменяется сам, т.е. изменяется его сознание. На ранней стадии развития сознание ребенка формируется через предметное (чувственно-практическое) отношение, затем посредством мышления раскрывается связь явлений, развивается более высокая форма предметного сознания ребенка, его самосознание. Структура сознания становится более сложной, предметный мир отражается в нем в более обобщенном виде. Вместе с развитием осознания мира ребенок осознает себя, свое место и роль в мире. Осознание себя в мире, своей значимости и самоценности является проявлением ценностного сознания. Процесс развития ценностного сознания рассматривают во взаимосвязи с личностным развитием, так как «сущность личности в знании общего дела, тогда как просто индивидуум знает только себя» (М.М.Пришвин). По мнению Ж.П.Сартра, только осознающая личность способна осуществить ценностный способ управления своим поведением, своей деятельностью. Ценностные аспекты профессионального сознания учителя отражают осознание необходимости перехода от авторитарного образования к личностно-ориентированному, от школы как транслятора информации к школе как воспитательному пространству. Педагогическая мысль отражает поиск механизмов практического Разрешения названной проблемы. Лекция 11. Основные понятия педагогической аксиологии (продолжение). Ценностное отношение, ценностная установка, ценностные ориентации Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. В философии понятие «ценность» близко понятию «значение». Конкретное значение объекта или его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействие с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности. Только в деятельности ценность получает свое актуальное существование (К.Маркс). Ценностное отношение — это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления. Таким образом, ценностное отношение в философии трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Отношение в целом отражает многообразные связи человека с миром. Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека — носителя ценностного отношения. Существуют различные точки зрения на то, что считать ценностью в ценностном отношении, так как один и тот же предмет или явление может иметь различные свойства. К примеру, произведение искусства может обладать эстетической, социальной, экономической ценностью. Поскольку ценностное отношение — это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нем является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели. Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личного отношения к ним человека. Появление отношения порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений. Отношение в философии рассматривается как ценностная позиция, которая возникает в ситуации свободного выбора. Человек в процессе жизнедеятельности стремится к удовлетворению не только биофизиологических, но и социокультурных потребностей более высокого уровня. Чем выше уровень духовного развития человека или общества, тем выше регулятивное значение ценностей, тем в большей степени личность и общество в деятельности и поведении руководствуются внутренними регулятивами — ценностями, отраженными сознанием человека и проявляющимися в его отношении к миру. Наличие ценностного сознания и ценностного отношения позволяет человеку определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное. Структура ценностного отношения представлена в философии как многоуровневая. Ее основными элементами являются первичный слой желаний; выбор индивида между ориентацией на ближайшие цели и отдаленную перспективу; осознание того, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием; превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентации других людей. Если на внутригрупповом уровне регулятором отношений является польза, на межгрупповом — идея блага, то на личностном уровне — ценность во взаимосвязи с пользой и благом. Осмысление исторической взаимосвязи аксиологической проблематики и в ее контексте соответствующих регулятивов деятельности и поведения осуществляется на духовном уровне. Ценностное отношение имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индивидуальное сознание с общественным, субъективную реальность с объективной. Целостность отношения последовательно отстаивалась В. Н. Мясищевым, который рассматривал его как единицу психологического анализа личности. Рассматривая отношения как субъективную, внутреннюю сторону взаимодействия человека с окружающей действительностью, он определял их как интегральную позицию личности в целом и выделил три основных типа отношений человека: к миру вещей, явлениям природы; к людям, явлениям социума; к самому себе. Рассматривая динамику отношения, он определил уровни его развития: условно-рефлекторный, характеризующийся наличием первоначальных (положительных или отрицательных) реакций на различные раздражители; конкретно-эмоциональный, где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, боязни и т.п.; конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру; со6ственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренними регулятивами поведения личности. В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение. Ценностное отношение возникает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности. Стремления составляют субъективную сторону отношения. Они возникают как отражение реально существующего бытия во взаимосвязи с элементами будущего, с предполагаемыми результатами деятельности; стремления — побудительная причина действия. Отношения динамичны, изменчивы и воспитуемы. Потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы, убеждения представляют различные аспекты отношений человека. В психологии и философии отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями личности. Характер данной взаимосвязи позволяет объяснить поведенческие реакции человека. В разработанной А. Н.Леонтьевым теории представлена концепция о личностном смысле деятельности, смыслопорождении, где отношение трактуется как «субъективно устанавливаемая и личностно переживаемая связь между людьми, предметами и явлениями, окружающими человека в пространстве и времени как текущих, так и бывших или предполагаемых событий». Содержанием такой связи является смысл как фундамент личности. Смысловая сфера личности отражает мотивы ее поведения и деятельности, общий жизненный замысел, соотношение целей и средств их достижения, ее ценностные ориентации. Она включает в себя два плана: прагматический и нравственный. В первом главным являются цели и средства достижения жизненного успеха, во втором происходит оценка выбранных для достижения цели средств с позиции оправдания или искажения ее первоначального замысла. Отношение к другому человеку, в целом к миру рассматривается как основополагающий критерий смыслового развития личности. В зависимости от характера отношения к другому человеку в психологии разработана классификация смысловых уровней. Доличност-ный (эгоцентрический) уровень характеризуется наличием формальных признаков личностных смыслов; проявляется потребительское отношение к другим, стремление к собственной выгоде. Группоцентрический уровень характеризуется идентификацией человека с какой-либо группой, социальной общностью (семья, нация, класс, народ и т. п.). Здесь отношение к другому определяется его принадлежностью к данной группе, сфера личностного ограничена пользой группы. Просоциальный, или гуманистический, уровень смыслового развития личности характеризуется ценностным отношением к другому, внутренней устремленностью на благо иным людям, обществу, человечеству в целом. Духовный уровень определяется наличием у личности стремления к поиску смысла жизни через соотнесение себя с высшим, бесконечным смыслом-Другой человек является не только гуманистической, общечеловеческой, но и сакральной ценностью. Внешним проявлением смыслового содержания (ситуативное, устойчивое, личностно-ценностное) являются действие, поступок личности. Действия эгоцентриста направлены в основном на себя, на собственные блага и выгоды; группоцентриста — на удовлетворение потребностей и интересов группы; гуманиста — на благо человечества; духовно ориентированной личности — на возвышение мира в целом. В философии и психологии отношение изучается во взаимосвязи с эмоциональной сферой личности. Эмоциональное состояние человека отражает одновременно его чувственно-конкретные и индивидуальные переживания. В ценностном отношении проявляются как качества конкретно значимого, так и достоинства всеобщности в их тесной взаимосвязи. При этом ценностное осмысление действительности происходит в процессе обработки опытных данных в виде мыслительного диалога. Таким образом, ценностное отношение формируется под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека, позволяющей рассматривать культуру как мир идеалов, проектов, моделей и как мир практического и духовного взаимодействия людей, субъектом которого является он сам. Отношение человека отражает его предпочтение относительно определенной системы ценностей и соответствует характеру структуры личности. Оно формируется в ситуации выбора между тем, чтобы быть или чтобы иметь (Э. Фромм), и включает в себя, таким образом, индивидуальную и общественную составляющие. И если общественная составляющая включает в себя идеалы социума, культуры, то и индивидуальная составляющая отражает наличие активной внутренней позиции личности, основанной на ее переживании и принятии (отвержении) идеалов и ценностей социума и культуры. Ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как существует в сознании субъекта. Оно обозначает как объективные связи, в которые вступает человек с окружающими его людьми и предметами, так и то, как он сам относится к действительности. Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники данных смыслов. Личностные ценности отражаются во внутреннем мире в виде идеалов, Добра, красоты и т.п.; потребности — в виде желаний, стремлений. Из всех психологических структур, в которых воплощены значимые для человека смыслы, отношения видны невооруженным глазом даже неискушенному наблюдателю. Осознание личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными ценностями определяются как ценностная установка. Термин attitude (установка, отношение) был впервые yпо треблен У.Томасом и Ф. Знанецким именно в значении направленности человеческой деятельности Установка обладает регулятивным характером, отражающим состояние готовности личности к определенной деятельности; в ней выделяют когнитивную (знания, информация) и аффективную (эмоции, чувства) составляющие. Установка соотносится с потребностями индивида, она выполняет приспособительную и защитную функции, выражает ценности индивида и организует знания. В отечественной психологии установка (Д.Н.Узнадзе) определяется как специфическое состояние субъекта, его готовность к какой-либо деятельности. Его научной школой она определяется как отношение, так как «установка как раз является тем научным понятием, которое выражает отношение субъекта к объектам» (А. С. Прангишвили). Поскольку сущность установки, как и отношения, во многом определяется значимостью объекта для субъекта, то это означает, что установка обладает ценностным характером. Система установок определяется как ценностная ориентация, являющаяся важнейшим компонентом структуры личности. Феномен установки исследуется психологами, социологами, используется представителями других наук. Ценностные ориентации характеризуются как «направленность личности на те или иные ценности». Выявлены взаимопроникающие фазы процесса ориентации: присвоение личностью ценностей; преобразование личности на основе присвоенных ценностей; самопроектирование или самопрогнозирование личности. Операционально первая фаза включает в себя поиск, оценку, выбор ценностей; вторая — уточнение и изменение иерархии личностных ценностей, формирование ценностной установки как готовности действовать в соответствии с новой иерархией;третья – проектирование Я-идеального, прогнозирование и выбор средств, направленных на достижение цели, определение направленности деятельности и поведения личности. Ценностные ориентации, таким образом, отражают содержательную сторону направленности личности, характер ее отношения к действительности. Часто ценностные ориентации рассматриваются как основания оценок субъектом окружающей действительности в соответствии с общественными ценностями, имеющими личностную значимость для субъекта. Ценностные ориентации раскрывают цели, отражают идеалы, характеризуют интересы, потребности, убеждения личности.. Педагогической наукой обобщены теоретические подходы к исследованию процесса формирования ценностных ориентации школьников; выделены аспекты формирования ценностных ориентации школьников. К ним относятся: многосторонняя ценностная ориентация, соответствующая современному этапу общественно-экономического развития общества; опережающая ценностная ориентация, направленная на идеалы, социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов; социально ценные умения в процессе освоения социальных ценностей в различных видах деятельности. В качестве условий формирования ценностных ориентации школьников и студентов рассматриваются включение их в различные виды деятельности; развитие творчества учащихся; активное участие в общественной деятельности; литературно-художественное развитие и др. Как предмет психологического исследования ценностные ориентации изучаются во взаимосвязи с мотивацией и мировоззренческими структурами сознания. Исследуются факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации личности. К ним относят: религиозные убеждения, идеологические установки, жизненные цели, личностные качества, материальную обеспеченность и т.п. Разработанные методики изучения ценностных ориентации позволяют определить наиболее общие ориентиры жизнедеятельности личности, группы людей, общества в целом. К наиболее известным и признанным методикам диагностики ценностных ориентации относят тест ценностных предпочтений Г.Олпорта, Ф.Вернона, Г. Линдзи; методику ценностных ориентации М. Рокича; метод парных сравнений Г.И.Саганенко. В социологии ценностная ориентация личности трактуется как система ее устойчивых отношений к окружающему миру, людям и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные Ценности материальной и духовной культуры общества. Направленность личности определяет цели, которые ставит перед собой человек; стремления, которые ему свойственны; мотивы, в соответствии с которыми он действует. Часто в научной литературе категории «ценностное отношение», «ценностная установка», «Ценностные ориентации» трактуются как синонимы. Отечественная и зарубежная философия и психология рассматривают отношение как основание поведения. Педагогическая аксиология основанием ценностного поведения считает ценностное сознание ц ценностное отношение личности. Лекция 12. Основные понятия педагогической аксиологии (продолжение). Ценностное поведение Термин «поведение» в педагогике и психологии трактуется неоднозначно. Под поведением понимают соблюдение установленных норм; внешние проявления психической деятельности человека; систему врожденных и приобретенных реакций; целенаправленное действие, определяемое эмоциями, чувствами, эмоционально окрашенными установками. Различные подходы к проблеме поведения обусловлены отчасти разными трактовками личности в психологических теориях. В то же время психологические теории личности основываются на философских взглядах на природу человека. Другая проблема касается причин, влияющих на поведение (внешних или внутренних). В связи с этим выделяются теории, считающие приоритетными внутренние причины поведения и общую стабильность функционирования личности, и подходы, отстаивающие детерминированность поведения факторами среды и вариативность поведения по отношению к специфике ситуации. В то же время они все взаимодействуют, и ни одна теория не настаивает на единственном роде причин. «Поведение» — общее понятие, которым обозначают любые акты функционирования организма: аффективные, когнитивные, двигательные; оно происходит во внешнем мире и в отличие от сознания наблюдаемо. В философии и психологии выявлены следующие факты поведения: внешние проявления физиологических процессов, связанные с состоянием субъекта (поза, мимика, дыхание и др.); отдельные движения и жесты (поклон, взмах руки и т. п.); действия как крупные акты поведения (просьба, приказ и др.); поступки как социально значимые акты поведения, связанные с нормами, отношениями, самооценкой и т.д. Понятия «поступок», «действие» используют для описания деятельности индивида, которая определяется чувственными (мотивационными) аффективными процессами и включает в себя активность любой из подсистем, не связанных с аффективной сферой. Поступок, являющийся «единицей» поведения, приобретает нравственный смысл, отражающий взаимосвязь личностной свободы и ответственности. В ценностном поведении отражается осознание своего долга перед обществом, осознание себя как частицы окружающего мира, понимание своей уникальности и значимости для него. В поступке как акте поведения выражается отношение к окружающим людям, явлениям, самому себе, к миру в целом. Если поведение животных направлено на удовлетворение биологических потребностей, то поведение человека определяется, кроме того, социальными, психологическими, духовными потребностями. К психологическим относят потребность в суждении, воображении, символизации и т.п., к социальным — потребность в общении, принятии другими и т.п.; к духовным — потребность в уважении и самоуважении, дружбе, любви и др. Исторически сложились различные подходы к пониманию поведения человека. В теории бихевиоризма поведение понимается только как взаимодействие человека со средой и характеризуется формулой «стимул — реакция». Представители гуманистической психологии, признающие человека личностью, ставят вопрос о необходимости понимания поведения человека, способного управлять своими поступками. В связи с этим выделяется два типа поведения. Один определяется органическими ощущениями и потребностями. Такое поведение несовместимо с осознанием самости, индивид не является «хозяином» своего поведения, так как поведенческие акты не контролируются частью сознающего Я. Другой тип поведения регулируется самостью, сознательная часть Я осуществляет контроль действий и поступков индивида. Д. А. Леонтьев ввел понятие «смысловая логика поведения». В основании отношения человека к миру лежит, по мнению ученого, определенный смысл. Устойчивые смыслы значимых для человека объектов и явлений являются основными составляющими внутреннего мира человека. Источником этих смыслов являются потребности человека и его личностные ценности, поэтому внутренний мир человека обозначают как ценностно-смысловую сферу личности. Исходя из этого, выделяют две логики поведения человека: реактивную как логику удовлетворения потребностей и смысловую как логику достижения жизненных целей. Потребности отражаются во внутреннем мире в виде желаний, стремлений; личностные Ценности — в виде идеалов красоты, добра и т. п. Понятие смысловой логики поведения близко к трактовке свойственного только для человека волевого поведения, основанного на объективации. Импульсивное поведение, типичное для всех живых существ, направлено на удовлетворение биологических потребностей. Оно вызвано актуальной потребностью, являющейся источником активности индивида и подкреплено наличием условий удовлетворения данной потребности в актуальной ситуации. Волевое поведение также обусловлено потребностью, связанной с определенной ситуацией, однако поведенческий акт совершается не сразу, а внешняя ситуация сначала преломляется в сознании человека, он отделяет самого себя от актуальной ситуации, «объективирует» свои действия. В этом случае человек не следует за импульсом актуальной потребности, он осмысливает потребность и совершает поведенческий акт на основе осмысления как самой потребности, так и условий, в которых она удовлетворяется, осуществляя при этом выбор действия. На волевом уровне регулятором поведения являются отношения, установки, ценностные ориентации личности. Отношения фиксируют связь индивида с окружающей действительностью; установка характеризуется наличием у индивида готовности к совершению поведенческого акта, направленного на удовлетворение актуальной потребности; ценностные ориентации как система устойчивых отношений и фиксированных установок регулируют поведение в каждой конкретной ситуации на основе ее осмысления и оценки. Ценностные отношения, установки и ориентации являются внутренними регуляторами поведения человека. Ценностный способ управления своим поведением не дан человеку априори, он обусловлен его социальным бытием. В ценностном поведении находят отражение как личностные, так и социальные ценности, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности людей. Каждый человек, строя свое межличностное и социальное поведение, руководствуется определенными этическими представлениями. Однако, как правило, человек не осознает сложную взаимосвязь и иерархию этических мотивов: нормы могут восприниматься или не восприниматься на интуитивном уровне. Иногда поступок, противоречащий этическим нормам, не означает неприятие нормы, а совершается потому, что человек в данной конкретной ситуации не имел возможности поступить иначе, не мог следовать общепринятой норме. Нарушение нормы как внешнего стандарта поведения способно породить у человека чувство вины. Переход от традиционной культуры изменил соотношение механизмов управления поведением людей. Если в прежней культуре преобладали нормативные механизмы, то в инновационной доминируют ценностные. В этих условиях недостаточно сознательно ориентироваться на общепринятые нормы, необходимо руководствоваться в поведении ценностными ориентациями как осознанными субъектом основаниями оценивания объектов. Норма как внешний регулятор поведения человека при этом не утрачивает своей актуальности, но и не является достаточной. Необходим внутренний ориентир поведения — ценность. Педагогическая аксиология основывается на положении С.Л.Рубинштейна, который утверждал, что должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него — общественно всеобщезначимое, неподвластное его субъективному произволу; вместе с тем если мы переживаем нечто как должное, оно становится предметом наших личных устремлений, личностно значимых, собственных убеждений человека. В этом случае не всякая саморегуляция является движением от нормы к ценности, а только имеющая позитивную (ценностную) направленность, т.е. ценность — это эмоционально присвоенная субъектом норма, выходящая за пределы границы нормативности со знаком «+». Таким образом, ценностный ориентир поведения не исключает, а, напротив, включает в себя нормативную регуляцию, а ценностное поведение определяется и внешними (нормативными), и внутренними (ценностными) ориентациями. Значение нормы при этом не ослабевает, а, напротив, возрастает, так как она является основанием поведения. Ценностное поведение основано на ответственности. Человек сам следит за соблюдением норм и несет ответственность за свои поступки в первую очередь перед собой. Ценности социума становятся его собственными и начинают управлять поведением человека. Ценностное поведение основано также на эмоции, которая, по мнению К.Роджерса, сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению. Интенсивность эмоции определяется значимостью в восприятии человека данного поведения для сохранения и укрепления Я-концепции. Поведение обозначает определенную заданность, направленность на результат, которые переживается человеком как цель или желание. Человеческому сознанию всегда сопутствует степень желания (эмоция), определяющая его отношение и задающая программу поведения. Тип переживаний (эмоций) во многом влияет на тип поведения; позитивные эмоции способствуют формированию альтруистического поведения. Регуляторами ценностного поведения являются любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, совесть — общезначимые Ценности, основанные на эмоциях. Если бы человек относился к ним равнодушно, они не были бы для него ценностями, так как Для того, «чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально» (К. Э.Изард). Отсюда ценностное поведение, основанием которого являются ценностное сознание, ценностное отношение — это всегда эмоциональное поведение. Выявление учеными эмотивной части сознания, отношения, поведения подводит к необходимости не только изучения ценно- стного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения, но и разработке новых подходов к определению методов их формирования,
|