Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.




 

1)Апологетика – раннехристианское учение (I – III вв. н.э.). Цель: защита христианства и отражение его преимущества перед другими религиями.

Тертуллиан: «Верую, потому что абсурдно». Вера противоположна знанию.

 

2)Патристика (лат. Padres - отец) - 4-8 вв. н.э. - учение, труды отцов христианской церкви.

Время формирования христианской догматики.

Западный отец церкви Августин Блаженный. Книга «О граде Божьем». Это религиозная философия истории. Борьба града земного и Божьего, т.е. государства и церкви. Церковь – выше государства.

Цезаропапизм – идеология западной католической церкви, превосходство церкви над государством.

Восточные отцы церкви:

Иоанн Златоуст

Григорий Богослов

Василий Великий

Иоанн Дамаскин

Обращают большое внимание на проблемы духовно – нравственной жизни.

 

3)Схоластика ( 9 – 14 вв.)

Центром являются европейские университеты. Схоластика – школьная университетская философия. Важнейший центр — Парижский университет. Выдающийся схоласт западного средневековья Фома Аквинский (Том Аквинат). Его учение – томизм – идеология католической церкви. Неотомизм в современной философии. Ф. Аквинский «Сумма теологии».

Схоластика(аристотелизм) рациональная философия, в основе которой вопросы теории познания и логики. Проблема отношения веры и знания. Ф. Аквинский: «Верую, потому что разумно». Знание, противоречащее вере – заблуждение, ересь. Избирательный подход к знаниям. Философия на службе богословия (сейчас философия на службе науке).

Проблема универсалий ( наиболее общие категории):

1.реализм – объективный идеализм.

Общее понятие существует само по себе, а не только как слово.

2.номинализм – субъективный идеализм.

Общее понятие существует только как слово, понятие, но не существует как явление.

Уильям Оккам. Тезис «лезвие бритвы»: «Не следует умножать сущности вещей».

 

3.Основные черты философии арабского Востока.

 

Арабская средневековая философия во многом напоминает более позднюю европейскую схоластику. Ее отличали:

1)рационализм;

2)проблемы логики и познания;

3)в основе средневековой арабской философии были труды Аристотеля.

Арабский аристотелизм. Представители: Ибн Рушд (Аверроэс), Авиценна.

Суфизм – мусульманский мистицизм. Философы – суфии, часто были поэтами (Омар Хайям).

 

Тема 5.

Философия Нового времени.

1.Философия итальянского Возрождения.

2.Философия 17 века. Научная революция.

3.Философия европейского Просвещения.

4.Немецкая классическая философия.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты