КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Немецкая классическая философия.Вершина объективного идеализма Нового времени (классическая). Представители родом из Германии. Вторая половина 18 – первая половина 19 вв. Представители: основатель – И.Кант, Ф.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.-В.-Ф. Гегель. В немецкой классической философии утверждается логико-гносеологическая модель диалектики, идея развития.
И. Кант (1724-1804 гг.) - «европейский Сократ». Совершил философский переворот – повернул теорию познания от объекта к субъекту, к человеку. Жил в Кенигсберге. Автор: 1.«Критика чистого разума» - теория познания Канта. 2.«Критика практического разума» - этика Канта. 3.«Критика способности суждения» - эстетика Канта.
«Критика чистого разума». Новизна теории Канта заключается в том, что познающий субъект – человек обладает субъективными формами познания – категориями «пространство» и «время». Как считал Кант, данные категории - пространство и время не имеют абсолютного и объективного характера. Все знания имеют субъективный и условный характер. Кант в каждом предмете видит две стороны: «вещь для других» - внешняя сторона предмета - доступна для субъективного человеческого познания; «вещь в себе» - внутренняя сторона предмета, непознаваемая средствами разума. «Вещь для других» имеет логический характер. «Вещь в себе» - алогична, противоречива, средствам логики не поддается. Существуют иррациональные способы познания «вещи в себе»: миф, религия, искусство. «Вещь в себе» не познается до конца, а лишь приоткрывается с помощью иррациональных средств.
«Критика практического разума». Этика Канта – этика нравственного долга. Человек – эгоист (злой). Только этика, мораль, чувство долга делают человека человеком, отделяя от животных. Благодаря этике человек становится свободным. В морали заключается сущность человека, сущность свободы. Из морали И.Кант выводит существование Бога и бессмертие человека. Кант сформулировал категорический императив (нравственный закон): «Поступай всегда так, чтобы максима(принцип) твоей воли стала законом для других» (золотое право морали). «Человек всегда цель, а не средство для достижения цели». В основе современного гуманизма – данный принцип Канта. «Критика способности суждения» - эстетика Канта. В эстетике Кант определяет прекрасное как гармоничное единство частей в целом. Каждая часть существует для целого, как целое существует для части. Прекрасное само по себе не может быть полезным или добротным. Оно с практической точки зрения должно быть бесполезным.
Ф. Фихте. Философия деятельности Познание, труд, творчество – деятельность. Познающий и активный субъект деятельности - «я». С помощью познания преобразуется мир. Деятельностный принцип (деятельностный подход) лег в основу немецкой классической философии, марксисткой философии и др. Ф. Шеллинг. Философия романтизма Автор работ: «Философия мифа», «Философия природы», «Философия искусства». Шеллинг идеализирует мифологию, которая выражает глубокий смысл многих явлений окружающей действительности, в том числе самой природы. Шеллинг вернул природе звание храма, а не мастерской. «Природа – спящий дух». Идеализация искусства. Искусство – высшая форма деятельности. Культ искусства, художника, гения.
Г.-В.-Ф. Гегель. Диалектика Диалектика - учение всеобщем развитии и всеобщих взаимосвязях. Развитие
Прогресс Регресс Гегель сформулировал законы диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей (характеризует источник всякого развития); 2. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. Понятие «мера» характеризует единство количественных и качественных изменений. При достижении предметом определенной меры происходит его переход в другое качество. Отвечает за механизм развития. Развитие происходит нелинейно (прерывисто, скачкообразно, лавинообразно). 3. Закон отрицание отрицания (закон двойного отрицания). Отвечает за направленность и результат развития. Этот закон предусматривает, что предмет проходит три стадии развития: тезис, антитезис, синтез. Пример: гипотеза Большого взрыва.
Гегель: «Феноменология Духа». Абсолютный (Мировой дух) – сущее. Абсолютный дух не существует без своей противоположности, т.к. он сам не может выступать как граница самого себя, что невозможно (трансцендентальный принцип философии, ввел Шеллинг). Эта противоположность – природа. Дух – абсолютное сознание, вечность; природа — отсутствие сознания, временность. Появление разумного существа – человека, отделившегося от природы. Через человека и его культуру происходит самопознание Абсолютного духа и возврат к себе. Культура имеет две стороны: субъективный дух (искусство, религия, философия) и объективный дух (мораль, право, государство). «Все что разумно - действительно». «Все что действительно - разумно». Философская система Гегеля – вершина объективного идеализма в Новое время.
|