КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гуманистические тенденции в философии Возрождения. Сущность пантеизма.В двойном отношении в новое время с самого начала происходит освобождение философской мысли.
Типичным представителем этого мистического течения, характеризующим эпоху освобождения мысли от оков средневекового миросозерцания является немецкий врач Теофраст Парацельс (1493—1541), главный виновник того соединения алхимии с астрологией, которое характерно для духа мистических наук этого времени, и, вместе с тем, реформатор медицины, которую он освободил, призывая к непосредственному наблюдению природы, от ига галеновской традиции, сведшей медицину к ремеслу. При этом он высказал много общих философских идей, оказавших во многих отношениях влияние на последующее время. Мистическое течение в науке следующего столетия, заимствуя для себя основания также из учения древних мистиков, Мейстера Экхарта (1260—1327) и его учеников.
Три господствующие идеи: первая идея — идея бесконечного, безграничного единства мирового целого; вторая — идея общей связи духа и природы и связанная с этим мысль о развитии; третья — идея самостоятельности индивидуальных 10 Пантеизм. Пантеизм представляет собой религиозно-философскую доктрину, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно. В качестве религиозного учения обычно противопоставляется теизму, отделяющему Бога в качестве трансцендентного вневременного творца от мира как его временного творения. Пантеизм предлагает монистический вариант решения проблемы, неизменность соотношения Бога-субстанции и мира-Вселенной. Но тогда возникает необходимость согласования, примирения атрибутов Бога(вечности, бесконечности, неизменяемости, неподвижности) с атрибутами временного изменяющегося мира. Абсолютистский монистический пантеизм полностью отождествляет Бога и мир, и такие качества, как вечность, бесконечность, переносятся на мир.
|