КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Донаучный этапНаиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти до конца XIX в., когда философы стремились понять, в чем сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества. Конфликт сначала находит отражение в древнем искусстве. Начиная с самых первых его форм – наскальной живописи, устного творчества (легенд, сказаний) – все несет на себе печать тех противоречий, той борьбы, которыми была пронизана реальная жизнь людей. Основной конфликт данного периода – конфликт человека и природы. В этом противостоянии и столкновениях с физически сильными животными вызревает понимание человеком природы, соответствующее уровню развития его сознания. Так, наскальные рисунки, роль которых трактуют по-разному, выполняют еще и функцию своеобразной карты, пользуясь которой люди учатся сражаться с более сильным противником и побеждать. Реальная борьба формирует определенную установку древнего человека – победить, выиграть, иначе будет побежден он сам. С целью победить природу человек ведет свое наступление, познавая и совершенствуя средства борьбы – вплоть до создания самых современных видов оружия. Особый интерес представляют собой труды философов, из которых становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и как постепенно на этом пути появлялись предпосылки научного понимания конфликта. Древнегреческий философ Гераклит (530 – 470 гг. до н.э.) считал, например, что всё в природе и мироздании подвержено «круговороту и взаимопревращению», но единственным всеобщим законом является война, которая превращает одних людей в рабов, а других делает богами. Разделяя в целом идеи Гераклита, другой греческий философ – Эпикур (341 – 270 гг. до н. э.) считал, что войны и их последствия вынудят в конечном счете людей жить в мире. Геродот (490 – 425 гг. до н. э.) также был убежден, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Идея возникновения конфликта из социальной стратификации общества получила свое развитие в учении Платона (428/427-348/347 до н.э. Афины; др. греч философ ученик Сократа) — автора модели идеального государства, согласно которой люди и их добродетели располагались в трехступенчатой иерархии: 1) крестьяне и ремесленники, обеспечивающие своим трудом материальную основу общества, — сословие низшей добродетели (самообладание, покорность); 2) воины и чиновники, которые должны беспрекословно выполнять свой долг: охранять государство (отражать нападение внешних врагов и поддерживать порядок внутри, охранять законы) — сословие добродетели мужества; 3) правители, которые определяют законодательство и управляют государством — сословие добродетели мудрости. По Платону, рабы не обладают никакой добродетелью и поэтому не могут принимать участие в политической жизни государства. В этом выражалась антидемократическая позиция философа, проповедовавшего аристократическую форму рабовладельческого государства, способного подавлять конфликты насилием и угнетением. Ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.; др. греч. философ, воспитатель Александра Македонского) в своем трактате «Политика» указывал на источники конфликтов, в числе которых имущественное и социальное неравенство людей, а также наглость, страх, пренебрежение законом, несходство характеров, чрезмерное возвышение одних и унижение других. Постепенно в трудах философов появляется идея о насилии справедливом и несправедливом. Эта мысль Цицерона (106 – 43 гг. до н. э.) о войне как отмщении за причиненное зло, как о насилии справедливом была продолжена в Средние века Фомой Аквинским (1125 – 1274), хотя и с оговоркой, что война всегда грех. Развиваясь, взгляды философов переходят от позиции признания войны к пониманию значимости мира для человека, к осознанию важности его построения. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми. Принцип несовместимости войн с учением Христа ставится под сомнение уже в IV в. В это время проблема насилия и ненасилия достаточно глубоко прорабатывалась и в других религиозных учениях. На этапе донаучного развития конфликтологии происходило осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина еще не существовало. В философии, по сути, вызревало отношение к конфликту через понимание войны и мира, насилия и подавления.
|