КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О Шарле Бодлере
"Стихотворение "Падаль" — самое христианское стихотворение в мировой поэзии". Осип Мандельштам Quot;Ничто не может оправдать человека старше 30-ти лет, который позволил себе напечатать такую чудовищную книгу". Из официального запрещения "Цветов зла" Шарля Бодлера. Ш. Бодлер «Падаль» 1. Построфный анализ текста (После него - 2.Текст стихотворения как художественное целое) Строфа Вы помните ли то, что видели мы летом? — Я-6 Мой ангел, помните ли вы —Я - 4 Ту лошадь дохлую под ярким белым светом, — Я-6 Среди рыжеющей травы? — Я - 4 —Риторическое обращение; цель - вызвать воспоминание. Я-6 усиливает торжественное звучание, которое снимается игривостьюЯ-4 в четных строках. В то же время в само обращение встраивается картина: дохлая лошадь — белый свет — рыжеющая трава : мертвое — энергия — живое. Строфа Полуистлевшая, она, раскинув ноги, Подобно девке площадной, Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги, Зловонный выделяя гной. — Торжество мертвого: гниение, тлен — снижение риторического, торжественного стиля целой строфой. Мертвое здесь - естественно телесное.
Строфа И солнце эту гниль палило с небосвода, Чтобы останки сжечь дотла, Чтоб литое в одном великая Природа Разъединенным приняла. — энергия, восстанавливающая целостность природы: слитое в одном: Природа как творящий Бог.
Строфа И в небо щерились уже куски скелета, Большим подобные цветам. От смрада на лугу, в душистом зное лета, Едва не стало дурно вам. — вводит новую тему — искусства, творчества через художественный образблагодаря сравнению кусков скелета с большими цветами: за счет этого выделяются и противопоставляются точки зрения лирического героя и лирической героини. Героиня видит мир таким, каков он есть, герой-художник видит возможность преображения этого мира — выходит в иное пространство.
Строфы Спеша на пиршество, жужжащей туче мухи Над мерзкой грудою вились, И черви ползали и копошились в брюхе, Как черная густая слизь.
Все это двигалось, вздымалось и блестело, Как будто, вдруг оживлено, Росло и множилось чудовищное тело, Дыханья смутного полно. —совмещение живого и мертвого: мертвое как живоепод воздействием энергии солнца - оживлено: двигалось, вздымалось и блестело, росло и множилось, дыхания полно. Строфа И этот мир струил таинственные звуки, Как ветер, как бегущий вал, Как будто сеятель, подъемля плавно руки, Над нивой зерна развевал. — золотое сечение — точка зрения художника: мир струил таинственные звуки - сеятель - это Бог: тема зерна как вечного возвращения — мертвое становится живым.
Строфа То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий, Как первый очерк, как пятно, Где взор художника провидит стан богини, Готовый лечь на полотно. —темаискусства, создающего природу ( трансцендентность -выход за пределы- бытия по Шеллингу: творящий взор художника - такой же сеятель как Бог. У Гете — Театральный пролог и пролог на небе).
Строфа Из-за кустов на нас, худая, вся в коросте, Косила сука злой глазок И выжидала миг, счтоб отхватить от кости И лакомый сожрать кусок. — алчность живого по отношению к мертвому: сука, пожирающая кусок падали — изнанка мира, материала, из которого художник творит целостность. Строфа Но вспомните: и вы, заразу источая, Вы трупом ляжете гнилым, Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая, Вы, лучезарный серафим. —возвращает к риторике 1 строфы — парадокс жанра воспоминания Бодлера: влюбленная должна вспомнить о том, что будет: был труп лошади, будет труп возлюбленной, которая тожесолнце, лучезарный серафим(ангел). Во фр.яз. вы-ты не придает официальности, как то случилось в рус. яз. после введение Екатериной закона об обращении на Вы.
Строфа И вас, красавица, и вас коснется тленье, И вы сгниете до костей, Одетая в цветы, под скорбные моленья, Добыча гробовых гостей. —тема тления,зеркалная симметрия 2-ой строфы: труп лошади - труп возлюбленной.
Строфа Скажите же червям, когда начнут, целуя, Вас пожирать во тьме сырой, Что тленной красоты навеки сберегу я И форму и бессмертный строй. — экстазис:тленная красота в сознании Художника вечная, не случайно сберегу не "глаза", "руки" - фигуру, а форму и бессмертный строй(понятия искусства).
|